«Формирование основ безопасности жизнедеятель-ности старшего дошкольника».
рабочая программа
Культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fobzh.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование программы | «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника». |
Разработчик | Шаулина Анжела Викторовна, воспитатель. |
Качественная характеристика детей | Группы старшего дошкольного возраста (от 5 до 8 лет) |
Цель | Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности. |
Задачи |
|
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | Рабочая программа образования |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Краткое содержание программы | Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-8 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются: методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников. Формы практической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении достаточно разнообразны и предусматривают коллективные, групповые, работу в парах, индивидуальные формы обучения. Основное содержание работы по программе строится по направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Предусмотрены программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами, с целью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Программные мероприятия по реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями с целью усиления педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в семье. |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б.Мишин, А.Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н.А. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.
Дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. В данной программе отражены задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни, однако в ней отсутствуют технологии воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения.
Результаты анкетирования родителей воспитанников ДОУ показали, что
59% респондентов не уделяют должного внимания воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
В процессе мониторинга выявлено: что у 62% детей старшего дошкольного возраста наблюдался низкий уровень знаний о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.
Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы, нацеленной на обучение воспитанников безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Цели. Задачи. Концептуальные основы программы.
Целью по реализации программы является: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.
Для достижения цели, были поставлены задачи:
- Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
- Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
- Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
- Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
- Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
- Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
- Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая значимость и новизна программы заключается в разработке комплексной системы методов и средств в области безопасности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что работа по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям развития ребёнка - дошкольника.
Концептуальные основы программы базируются на исследованиях отечественных педагогов.
Авдеева Н.Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. Иванова А.Е. разрабатывая содержание обучающих игр, опиралась на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру.
В программе проектируются основы культуры личной безопасности ребёнка-дошкольника.
Мы исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.
Содержание программы.
Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности.
Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.
Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:
- методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
- словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
- наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
- практический (практические действия, опыты и т.д.)
Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения:
- Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
- Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
- Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
- Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).
Основные средства обучения:
- Дидактические игры.
- Методические пособия.
- Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины, иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)
Непосредственно-образовательная деятельность - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности у учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
НОД проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам программы.
Реализация программы осуществляется по следующим этапам работы:
Первый этап – посвящен изучению и анализу методической литературы по проблеме комплексной безопасности дошкольников, разработка критериев сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Второй этап – диагностика представлений детей о правилах безопасности.
Третий этап - определение направлений, разработка содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и повышения компетентности родительской общественности по вопросам безопасности детей.
Четвертый этап - формирование детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.
Пятый этап – анализ и обобщение результатов работы по основам безопасности жизнедеятельности.
Данная программа, в силу ее особенного значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов: полноты реализации, системности, сезонности, учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Работа в дошкольном образовательном учреждении ведется по трем блокам:
- Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
- Профилактическая работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
- Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.
Программные мероприятия по реализации 1 блока - работа с детьми
Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Программные мероприятия по реализации 2блока - работа с родителями.
Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.
1 блок
Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми
Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
2 блок
Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями.
Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.
Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.
Основное содержание работы по программе строится по направлениям:
1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
2. Ребенок и другие люди
3. Ребенок и природа
4. Ребенок дома
5. Ребенок на улицах города
Календарно-тематический план
Старшая группа
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
1 | « Вспомним лето» (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие) | 2 | 1 | 1 |
2 | «Город, где мы живем». (Ребенок на улице города») | 2 | 1 | 1 |
3 | «Что такое безопасность» | 2 | 1 | 1 |
4 | « Внешность человека может быть обманчива» (Ребенок в общении с людьми). | 2 | 1 | 1 |
5 | « Что нам осень принесла?» (Ребенок и природа; Здоровье) | 2 | 1 | 1 |
6 | «Мы знакомимся с улицей» (Ребенок на улицах города) | 1 | - | 1 |
7 | «Знакомство с профессией пожарный» | 2 | 1 | 1 |
8 | «В мире опасных предметов» (Ребенок дома) | 2 | 1 | 1 |
9 | «Кошка и собака – наши соседи» (Ребенок и природа) | 2 | 1 | 1 |
10 | «Сохрани свое здоровье сам» | 1 | 1 | - |
11 | «Огонь – судья беспечности людей» (Ребенок дома и на улице) | 2 | 1 | 1 |
12 | «Служба «02» | 2 | 1 | 1 |
13 | « Зима. Зимние развлечения» (Ребенок и природа, на улице, здоровье) | 1 | 1 | - |
14 | «Наши верные друзья». (Ребенок на улице города) | 2 | 1 | 1 |
15 | «Если чужой приходит в дом» (Ребенок дома) | 2 | 1 | 1 |
16 | «Предметы, требующие осторожного обращения», «01». | 2 | 1 | 1 |
17 | «Где и как можно играть на улице». (Ребенок на улице) | 2 | 1 | 1 |
18 | «Ребенок и его старшие приятели» (Ребенок в общении с людьми) | 1 | 1 | - |
19 | «Скорая помощь» служба «03» | 2 | 1 | 1 |
20 | «Зачем нужны дорожные знаки» | 2 | 1 | 1 |
21 | «С огнем не играют» (Ребенок дома) | 2 | 1 | 1 |
22 | «Мы - пассажиры» (Ребенок на улицах города и эмоциональное благополучие») | 1 | 1 | - |
23 | «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» (Ребенок в общении с людьми) | 1 | 1 | - |
24 | «Здоровье и болезнь» (Ребенок и природа. Здоровье) | 2 | 1 | 1 |
25 | « Ранняя весна. Что она нам принесла?» (Ребенок и природа, здоровье) | 1 | 1 | - |
26 | «Одежда и здоровье» (Здоровье и эмоциональное благополучие) | 1 | 1 | - |
27 | «Знай и выполняй правила уличного движения» (Ребенок на улице) | 2 | 1 | 1 |
28 | «Электроприборы» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
29 | «Виды транспорта » (Ребенок на улице города) | 1 | 1 | - |
30 | «Опасности в природе весной» (Ребенок и природа) | 2 | 1 | 1 |
31 | «Незнакомые предметы» (Ребенок дома и на улице) | 2 | 1 | 1 |
32 | «Удивительный мир растений» (Ребенок и природа; Здоровье) | 1 | 1 | - |
33 | «Учимся играть и работать дружно» (Ребенок и другие люди; эмоциональное благополучие) | 1 | 1 | - |
34 | «Чистота – залог здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка) | 2 | 1 | 1 |
35 | «Лес. Насекомые» (Ребенок и природа) | 2 | 1 | 1 |
36 | « Правила на всю жизнь» (итоговое) | 2 | 1 | 1 |
Итого | 60 | 35 | 25 |
Подготовительная группа
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
1 | «На воде на солнце» (Ребенок и природа) | 2 | 1 | 1 |
2 | «Нет ничего дороже жизни» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка) | 2 | 1 | 1 |
3 | «Наша улица» (Ребенок на улице города) | 2 | 1 | 1 |
4 | «Дары осеннего леса» (Ребенок и природа, Здоровье) | 1 | 1 | - |
5 | «Осень. Природные явления» (Ребенок и природа) | 2 | 1 | 1 |
6 | «Будь осторожен с огнем!» (Ребенок дома) | 2 | 1 | 1 |
7 | «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?» (Ребенок и природа. Здоровье) | 2 | 1 | 1 |
8 | «Не всякий встречный – друг сердечный (Ребенок и другие люди ). | 2 | 1 | 1 |
9 | «Царство животных» (Ребенок и природа. Эмоциональное благополучие) | 1 | 1 | - |
10 | «Осторожно улица. дорога!» (Ребенок на улице города) | 2 | 1 | 1 |
11 | «Опасные предметы дома» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
12 | «Безопасность на льду» | 1 | 1 | - |
13 | Развлечение «Вы мороза не боитесь?» (Ребенок и природа. Здоровье) | 1 | 1 | - |
14 | «Дом, в котором ты живешь» (Ребенок дома) | 2 | 1 | 1 |
15 | «Какие опасности нас подстерегают в помещении» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
16 | Игра – практикум «Звонок в квартиру» (Ребенок дома) | 1 | - | 1 |
17 | «В царстве Снежной Королевы» (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие) | 1 | 1 | - |
18 | «Знакомство с основными частями тела» (Здоровье и эмоциональное благополучие) | 1 | 1 | - |
19 | «Тили – бом…» | 1 | - | 1 |
20 | «Школа светофоровых наук» (Ребенок на улице города) | 1 | - | 1 |
21 | «Всякие истории» о вежливых дядях и тетях…» (Ребенок и другие люди) | 2 | 1 | 1 |
22 | «Оказание первой помощ (Здоровье и эмоциональное благополучие) | 2 | 1 | 1 |
23 | «Опасно – безопасно» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
24 | Спортивный праздник «Наши защитники» | 1 | - | 1 |
25 | «Весна. Вода вокруг нас» (Ребенок и природа) | 1 | 1 | - |
26 | «Если хочешь быть здоров!» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка) | 1 | 1 | - |
27 | Театрализованное представление «Чистота – залог здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие) | 1 | - | 1 |
28 | «Пожароопасные предметы» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
29 | «Лекарственные растения - средства оздоровления» (Ребенок и природа. Здоровье) | 2 | 1 | 1 |
30 | «Мы и взрослые» (Ребенок и другие люди. Эмоциональное благополучие ребенка) | 2 | 1 | 1 |
31 | «Скорая помощь» | 2 | 1 | 1 |
32 | «Безопасное поведение на улице и в транспорте» (Ребенок на улице города) | 2 | 1 | 1 |
33 | Развлечение «Будем беречь, и охранять природу» (Ребенок и природа) | 1 | - | 1 |
34 | «Изучаем правила дорожного движения» (Ребенок на улице города) | 2 | 1 | 1 |
35 | «Человеку друг огонь, только зря его не тронь» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
36 | «Человеку друг огонь, только зря его не тронь» (Ребенок дома) | 1 | 1 | - |
Итого | 52 | 30 | 22 |
Условия реализации программы
Особая направленность образовательной среды проявляется в создании условий.
Условие первое.
Образование должно быть отзывчивым к современным требованиям. Наступление школьной зрелости, позволяющей включать ребенка в систему обучения, происходит у каждого в свои – строго индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что необходимо и целесообразно развивать и какие при этом эффективные, но щадящие средства надо использовать.
Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие строиться с учетом возрастных психологических особенностей и индивидуального темпа развития.
Условие второе.
Обеспечить удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей в процессе воспитании культуры личной безопасности ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способны внести неоценимый вклад в обогащение познавательной сферы ребенка. Если деятельность педагогов и родителей согласованны и скоординированы, то это будет способствовать эффективности воспитания культуры личной безопасности детей.
Условие третье.
Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком.
В практике воспитания учебно-познавательное общение строится как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка. Каждый из них может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушивать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.
Интерес друг к другу – вот основа познавательного общения взрослого и ребенка.
Условие четвертое.
Необходимо научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей. Отыскивать разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Закономерность чередования успехов и неудач детей в педагогическом процессе способствует формированию их жизненной стойкости, воспитанию готовности к трудным и опасным ситуациям.
Условие пятое.
При обучении дошкольников безопасному поведению необходимо использовать разные формы организации познавательной деятельности и различные методические приемы. При этом важна сама активность самого дошкольника - обследовательская, предметно – манипуляционная, познавательная. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или рассказом взрослого.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей.
Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.
Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок - передвижек.
Познакомить родителей с программой можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, предложив материал для занятий с ребенком дома.
Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а так же созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в ДОУ.
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.).
Использование разнообразных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей детей способствует более прочному усвоению материала и позволяет воспитателю формировать у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть, детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Ожидаемые результаты программы.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
- Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
- Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
- Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
- Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
- Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.
Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к осознанному отношению к своему здоровью, продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие, долгие годы.
Педагогический мониторинг уровней освоения знаний Программы
Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы отслеживается педагогическим мониторингом.
Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. (Приложение №3).
Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.
Материальное обеспечение включает в себя создание безопасных условий в группе, предметно-развивающую среду по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях: комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов для каждого направления программы.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Учебно-методическое пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста» // «Детство – пресс», 2004г.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить
безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.
3. Володин В.А. «Энциклопедия для детей» // Личная безопасность М.:
Аванта +, 2001г.
4. Воронин Д. «Опасные забавы» М.: Аванта +, 2002г.
5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. «Основы безопасности
жизнедеятельности» М. «Русское слово», 1995г.
6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.
7. Дубягин Ю.П., Богачева О.П. «Школа выживания или 56 способов
защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.
8. Дзыбова М.М. «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство
«Дик», 1998г.
9. Каламкарян Р.А. «Правовое обеспечение безопасности человека» //
Государство и право, № 7 – 1999г.
10. Казаков В. «Игры похожи на жизнь» // Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 6 – 2000г.
11. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.
12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности
жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.
13. Маханев М.Д. «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.
14. Орловский И. «Как найти Антошку: Руководство к действиям в
чрезвычайных ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.
15. Очаров Е.А. «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и
оценка» Нижневартовск 1996г.
16. Пономарева О. «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование
фольклора в преподавании ОБЖ» // Основы Безопасности
Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.
17. Сапронов В. Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 8 – 2002г.
18. Синьков Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности
№ 11 – 2002г.
19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,
М.2007г.
20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.
21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровьесберегающие
технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.
22. Фридман Л.М. Психология воспитания. М.,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности
У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года. Данный проект долгосрочный,...
Программа "Формирование основ безопасного образа жизни старших дошкольников"
Программа описывает курс подготовки детей 6-7 лет к формированию безопасного образа жизни...
Технология «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
на основе методик Стеркиной Р.Б., Саулиной Т.Ф....
Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» долгосрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего до...
Из опыта работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в ДОУ"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности. данный материал освещает систему работы в данном направлени...