Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
консультация
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno_blagopoluchie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.
Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность;
Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.
Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;
Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стадиях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения;
Наиболее адекватным для современной ситуации представляется личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Чем меньше ребенок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды
Признаки здорового эмоционального состояния
От полутора до двух лет
• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции;
• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;
• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;
• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей) ;
• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей) ;
• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств.
От двух до трех лет
• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;
• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;
• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
• пытается выражать свои чувства с помощью слов;
• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
• ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.
От трех до четырех лет
• все больше упражняется в управлении эмоциями;
• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ;
• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;
• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;
• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.
От четырех до шести лет
• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ;
• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам) ;
• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
От шести до семи лет
• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
• очень восприимчив к эмоциональным травмам;
• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
• начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Симптомы эмоциональных проблем
От одного года до двух лет
• склонность к уединению;
• избыточное качание и позирование;
• отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями;
• чрезмерная отвлекаемость;
• частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева) ;
• лунатизм.
От двух до трех лет
• постоянная пугливость;
• неудачные попытки заговорить;
• неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
• напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами;
• избыточная активность;
• повышенная гневливость и агрессивность;
• медленное восстановление после вспышек гнева;
• тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.
От трех лет до шести лет
• частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
• частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
• постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
• общая неспособность следовать правилам и указаниям;
• нежелание разговаривать и договариваться;
• внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
• постоянная меланхолия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрастечувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмо...
Консультация для родителей «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Эмоцион...
Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
quot;Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразовани...
Консультация для родителей "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие ребёнка дошкольного возраста"
Материал в родительский уголок....