Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в семье»
консультация (младшая, средняя группа)

Андрианова Лидия Анатольевна

О важности научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрианова Лидия Анатольевна

Консультация для родителей

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в семье»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических, лингвистических способностей и т. д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Здесь очень важно подчеркнуть, что в вопросе воспитания у детей доброты и отзывчивости к другим людям между воспитателями и родителями может и не быть того обоюдного понимания и единодушия, как, например, при формировании у детей навыков, умений, при обучении их различного рода знаниям.

Так, не секрет, что некоторые родители не считают эти качества важными и значимыми в ряду других качеств и свойств ребенка. Более того, встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время — время научно-технических достижений и прогресса — многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.  «Тебя стукнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» — спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Не будем здесь останавливаться на том, какой горькой расплатой оборачивается такая мораль «сильных» с течением времени против самих же родителей. Здесь мы хотим подчеркнуть только то, что нередко огромная работа воспитателя может не привести к желательному эффекту в силу того, что нравственно-ценностные ориентации членов семьи, в которой воспитывается ребенок, оказываются устойчиво противостоящими ценностным ориентациям воспитателя и детского сада.

Однако, если допустить, что подобного расхождения в понимании моральных ценностей между семьей и детским садом нет, но при этом родители не включаются активно, чтобы вместе с воспитателем учить ребенка доброте, отзывчивости, чуткости к другим, подобные свойства вряд ли разовьются сами по себе, вряд ли станут внутренними побудительными силами.

Труд души ребенка должен быть организован близкими взрослыми с большой тщательностью, он должен интересовать их и направляться ими.

Чтобы получить ощутимые результаты в развитии внутреннего мира детей своей возрастной группы, воспитателю необходимо как можно полнее представить эмоциональный опыт каждого ребенка, и в первую очередь приобретаемый им в семье; вести постоянную работу по развитию и обогащению эмоционального опыта ребенка с помощью родителей (убеждать их в социальной значимости определенных личностных качеств, привлекать к совместной работе с детьми и т. д.).

С этим вопросом тесно связан и вопрос эмоционального микроклимата семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях воспитателя может интересовать   в   основном   степень участия   ребенка в общих делах, проблемах, заботах семьи.  При отрицательных в важно показать, какой огромный вред наносит разлад (конфликты, ссоры) настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

Существенную помощь в воспитании эмоций может оказать понимание воспитателем представлений родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем (его можно связать с предстоящим переходом ребенка из детского сада в школу и, что особенно важно, в новый детский коллектив). Идеальными большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям.

 Родители переживают по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Выявить их можно в специальной беседе, заключающей в себе два основных вопроса: «Что вам нравится, что радует вас в ребенке?» и «Что огорчает, беспокоит в нем?»

Ответы будут свидетельствовать, что родители сознают (хотя, возможно, сугубо интуитивно) необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных и т. д.

Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно интеллектуального порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребенка быстро понимать материал, умение схватить существенное. Огорчает и тревожит их, в свою очередь  рассеянное внимание ребенка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время: сугубо; человеческие качества — доброта, чуткость, отзывчивость — не являются, по мнению родителей, заслуживающими внимания.

В этом случае необходима разъяснительная работа воспитателя об опасности одностороннего развития и воспитания ребенка, о возможных его отрицательных последствиях.

Немаловажное значение в обеспечении успешной работы с родителями имеет постоянный интерес воспитателя к тому практическому (в широком смысле) опыту ребенка, который приобретается им в домашних условиях.

Воспитателю необходимо выявить, замечают ли родители некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена: любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить (клеить, вырезать), строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же ломает и выбрасывает их.

Направляя внимание родителей на эмоционально-нравственный аспект воспитания, очень важно не только посоветовать, но и помочь родителям найти для ребенка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, деятельность), которое являлось бы реальной практикой заботы о другом человеке: бабушке, больном отце, старшей сестре. «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека, — писал В. А. Сухомлинский. — Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться»1.

Не менее важно воспитателю знать, привлекается ли ребенок к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.

Очень важно разъяснять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребенок); это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Значимым моментом для родителей может явиться эмоциональное поведение ребенка в ответ на удачное или, наоборот, неудачное действие по ходу деятельности. Следует не только разъяснять необходимость воспитания у ребенка правильного отношения к успеху — неуспеху, но и вооружать родителей приемами руководства по формированию такого отношения.

Особое место в работе воспитателя с родителями должны занимать взаимоотношения ребенка со сверстниками. Разъясняя характер поступков или привлекая внимание к отрицательным проявлениям в отношениях со сверстниками, воспитателю важно, во-первых, опираться на наличие у ребенка целого ряда достоинств и положительных черт; во-вторых, обязательно рекомендовать родителям способы и приемы, которые могут оказать воспитывающее влияние: в организации деятельности, в характере ее оценки, в постановке задач перед ребенком.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей и воспитателя к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы — сферы эмоционального отношения к другим людям.

Итак, систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом возрастных особенностей, психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта. Существенными звеньями в этой работе должны стать: развитие социальной ориентации детей, обеспечение опыта решения ими социально-нравственных задач и реальная практика деятельности детей для других людей. Каждое из этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование личности дошкольника, в совокупности образуя одну из существенных особенностей искусства   и   мастерства   воспитания   подрастающего   поколения.

Только при условии глубокого понимания социального значения и последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к другим людям, учета особенностей организации деятельности детей и руководства ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на ребенка возможно эффективно решать эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания. «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого».