Методическая разработка «Здоровьесберегающая и безопасная среда в ДОУ»
методическая разработка

Малина Ольга Леонидовна

 

Методическая разработка  «Здоровьесберегающая  

и безопасная среда в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zdorovaya_sreda_v_dou.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

        «Здоровьесберегающая         

и безопасная среда в ДОУ»

Разработала: Малина Ольга Леонидовна

старший воспитатель МБДОУ детский сад №10

г.Ярцево

2023 год

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ.

Методическая разработка ориентирована на детей  4-8  лет.

Цели методической разработки:

  • создание в МБДОУ детский сад №10 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
  •  формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
  •  обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

        Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.         Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  • Образовательного
  • Медико-профилактического
  • Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  • Психологического

        Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

        Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

        Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

        Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

        В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

        Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

        Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Традиционные занятия;
  • Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
  • Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
  • Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  • Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  • Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

        Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

        После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

        Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

        Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

Облегченная одежда в детском саду

        Гимнастика после сна

Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

- Солевые дорожки – младший возраст

- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

Летом ходьба босиком по спортивной площадке

Самомассаж

Витаминотерапия

Фитотерапия

Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

        Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

        Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,

Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»

Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.

Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

Контроль и руководство:

Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

        Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

        Повышение педагогической культуры родителей.

Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

        Для этого используем следующие формы работы с родителями:

проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.

педагогические беседы (индивидуальные и групповые)

совместные занятия и развлечения, труд.

круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).

организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

анкетирование

посещение семьи

наблюдение за ребенком

беседы с родителями

беседы с ребенком

изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

        Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Перспектива работы по данной проблеме:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.

Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Улучшение материально-технической базы:

- Приобретение сухого бассейна

- Обновление и пополнение физкультурного оборудования

- Дополнить и обновить медоборудование

- Приобрести новые бактерицидные лампы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии с детьми в группах с ЗПР"

Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"Презентация "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"...

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры».

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры»Реализовать работу с родителями по воспитанию детей на традици...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Методическая разработка по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Островок безопасности»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире. Очевидно, что особенная роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества ...

методическая разработка по пожарной безопасности " Пожарная безопасность"

Цели: Привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности;Формировать у детей понятие "пожарная безопасность"; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожа...