Инновационные формы работы с родителями в ДОУ
материал

Терзинова Инна Борисовна

как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Образовательный центр «СОЗВЕЗДИЕ»»

143403, Россия, Московская область, городской округ Красногорск, г. Красногорск,

улица Большая Комсомольская, д.13Б

e-mail: mbdou-ds@mail.ru

КОНСПЕКТ

для работы с родителями

«Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

Выполнила Терзинова Инна Борисовна

Красногорск 2023 год

«Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

«Счастлив тот, кто счастлив дома».

Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ОУ. Мы - педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ОУ.

Перед нами стоит задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям. Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

По нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает нас наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Поэтому набирая группу малышей, я сразу продумываю работу с родителями, используя инновационныеметоды по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое

- познавательное

- наглядно - информационное

- досуговое

Коротко о каждом направлении:

1. Работу с родителями начинаем с анкетирования и составления социального паспорта, через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится. Опыт подсказал, что ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседуя с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывая, о том, как малыш провёл день в саду. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.

Невозможно представить детскую группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное стараемся делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а нам наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.

2. Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. В этом учебном году провели собрания по темам: «Игра- школа нравственного воспитания», «Каждый маленький ребёнок должен знать с пелёнок», «Компьютер в жизни ребёнка», на конец года запланировано собрание по теме «Наши успехи и достижения». Создаем в группе уют и теплоту. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают нас и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

3. Активно ведём просветительно-консультативную работу. Предлагается она через родительские уголки, где помещаются консультации. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, психологом и логопедом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей были подготовлены консультации старшей медсестрой, инструктором по физической культуре и плаванию. В приемной оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию. В этом году были предложены консультации: «Осторожно - грипп», «Витамины – наши лучшие друзья», «Закаливание в домашних условиях». В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.

Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

4. Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе мы часто обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

5. С большим удовольствием родители принимают участие в сопровождении детей на экскурсии, целевые прогулки. Основная цель таких мероприятий укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих экскурсий и походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, о Байкале. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных формвзаимодействия ОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...