статья
статья

Сухарева Наталья Егорвна

Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Из п.2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития.

Исходя из выше сказанного я, стремлюсь в своей деятельности использовать принцип взаимосвязи образовательных областей. И сегодня я расскажу об одном из способов взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда – это интерактивная скакалка или, по-другому, нейроскакалка.

Если классическая скакалка знакома и взрослым, и детям, то современная скакалка (нейроскакалка) – это новое поколение скакалок. Она представляет собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось.Чем же отличается нейроскакалка от традиционной скакалки? Оказывается:

  • Нейроскакалка крепится на одну из ног, а традиционную держим в руках;
  • Когда прыгаешь на нейроскакалке, руки отдыхают;
  • Нейроскакалка имеет кольцо с разноцветными лампочками, которые светятся при движении.

Когда я первый раз увидела нейроскакалку, я задала себе вопрос: Почему она так называется? И только, когда наши воспитанники попрыгали на ней, я поняла, что она развивает не только физическую активность, тренирует мышцы ног, дыхание и работу сердца, но и высшие психические функции. При прыжках ноги выполняют различные движения (одна прыгает, другая делает вращательные движения). Это позволяет задействовать мозговые межполушарные связи. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Я  решила не останавливаться на прямом назначении этой скакалки. Мне  пришла идея использовать ее в речевом развитии детей.

С этой целью я разработала комплекс игровых упражнений на развитие таких речевых навыков, как:

- развитие мелкой моторики,

- развитие артикуляционной моторики;

- формирование воздушной струи;

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматических средств языка.

Практическая часть:

Упражнение 1. «Веселые колесики» (катание колеса, держась за ручку, с проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)

Упражнение 2. «Заводное колесо» (правильное проговаривание речевого материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса).

Упражнение 3. «Послушный ветерок» (формирование правильной целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)

Упражнение 4. «Озорной язычок» (формирование артикуляционной моторики с использованием нейроскакалки)

Упражнение 5. «Самомассаж» с использованием нейроскакалки

Мы скакалку в руки взяли

И тихонечко нажали,

И свернулось в ней колечко

От конечка до конечка.

Покрутили, покатали,

И ни капли не устали.

И колесики бегут,

Загорятся там и тут.

Упражнение 6. «Прыжки на скакалке» (прыжки на правой – левой ноге; прыжки по часовой и против часовой стрелки)

Способ применения:

1. Расстегните замочек на кольце, наденьте на щиколотку и закройте замочек.

2. Теперь начинайте раскручивать тренажер так, чтобы ролик (колесико) вращалось вокруг ноги, на которую надет. Другой ногой нужно перепрыгивать через ось со светящимся роликом. Сначала в спокойном темпе, постепенно можно увеличить скорость.

Упражнение 7. «Назови» (называние времен года, дней недели, месяцев с использованием нейроскакалки на каждый круг прыжка)

Почему я с детьми полюбила эту скакалку? Потому что:

- она многофункциональная,

- необычная,

- не похожа на обычную скакалку,

- привлекает внимание и интерес не только детей, но и взрослых,

-прыгать на этой скакалке – полезное времяпровождение, дети от нее в восторге, что бы они с ней не делали.

 

Список литературы:

Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / под редакцией Г.В. Чиркиной — М.: «Издательство «Просвещение», 2010.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Из п.2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития.

Исходя из выше сказанного я, стремлюсь в своей деятельности использовать принцип взаимосвязи образовательных областей. И сегодня я расскажу об одном из способов взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда – это интерактивная скакалка или, по-другому, нейроскакалка.

Если классическая скакалка знакома и взрослым, и детям, то современная скакалка (нейроскакалка) – это новое поколение скакалок. Она представляет собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось.Чем же отличается нейроскакалка от традиционной скакалки? Оказывается:

  • Нейроскакалка крепится на одну из ног, а традиционную держим в руках;
  • Когда прыгаешь на нейроскакалке, руки отдыхают;
  • Нейроскакалка имеет кольцо с разноцветными лампочками, которые светятся при движении.

Когда я первый раз увидела нейроскакалку, я задала себе вопрос: Почему она так называется? И только, когда наши воспитанники попрыгали на ней, я поняла, что она развивает не только физическую активность, тренирует мышцы ног, дыхание и работу сердца, но и высшие психические функции. При прыжках ноги выполняют различные движения (одна прыгает, другая делает вращательные движения). Это позволяет задействовать мозговые межполушарные связи. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Я  решила не останавливаться на прямом назначении этой скакалки. Мне  пришла идея использовать ее в речевом развитии детей.

С этой целью я разработала комплекс игровых упражнений на развитие таких речевых навыков, как:

- развитие мелкой моторики,

- развитие артикуляционной моторики;

- формирование воздушной струи;

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматических средств языка.

Практическая часть:

Упражнение 1. «Веселые колесики» (катание колеса, держась за ручку, с проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)

Упражнение 2. «Заводное колесо» (правильное проговаривание речевого материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса).

Упражнение 3. «Послушный ветерок» (формирование правильной целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)

Упражнение 4. «Озорной язычок» (формирование артикуляционной моторики с использованием нейроскакалки)

Упражнение 5. «Самомассаж» с использованием нейроскакалки

Мы скакалку в руки взяли

И тихонечко нажали,

И свернулось в ней колечко

От конечка до конечка.

Покрутили, покатали,

И ни капли не устали.

И колесики бегут,

Загорятся там и тут.

Упражнение 6. «Прыжки на скакалке» (прыжки на правой – левой ноге; прыжки по часовой и против часовой стрелки)

Способ применения:

1. Расстегните замочек на кольце, наденьте на щиколотку и закройте замочек.

2. Теперь начинайте раскручивать тренажер так, чтобы ролик (колесико) вращалось вокруг ноги, на которую надет. Другой ногой нужно перепрыгивать через ось со светящимся роликом. Сначала в спокойном темпе, постепенно можно увеличить скорость.

Упражнение 7. «Назови» (называние времен года, дней недели, месяцев с использованием нейроскакалки на каждый круг прыжка)

Почему я с детьми полюбила эту скакалку? Потому что:

- она многофункциональная,

- необычная,

- не похожа на обычную скакалку,

- привлекает внимание и интерес не только детей, но и взрослых,

-прыгать на этой скакалке – полезное времяпровождение, дети от нее в восторге, что бы они с ней не делали.

 

Список литературы:

Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / под редакцией Г.В. Чиркиной — М.: «Издательство «Просвещение», 2010.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

Памятка для родителей «Нейроскакалка в жизни ребенка!»

  Речь идет не о новомодной игрушке, а о настоящем кардиотренажере, который позволяет быстро разогреть мышцы, укрепить сердце, развить концентрацию, внимание и выносливость.

Благодаря механизму спортивного снаряда, ребенок не сможет особо разбежаться в движениях. Во время прыжков на одном месте, он осуществляет координацию деятельности мозговых полушарий, а также учиться контролировать собственное тело. Весь процесс психического и физического развития будет проходить незаметно для ребенка. Это отличный вариант, когда нужно отвлечь детей от электронных гаджетов. Нейротренажер отличается нестандартностью и способностью активизировать двигательную деятельность, что очень полезно для растущего детского организма.

Как она устроена?

Внешне напоминает трость – один конец в виде колесика, а второй – колечка. Сначала трудно осознать, что перед тобой спортивный инвентарь. Параметры нейроскакалки:

  1. Длина – от 62 до 64 сантиметров. Такой размер необходим для легких перепрыгиваний.
  2. Диаметр колеса – от 8 до 9 сантиметров. Колесо уравновешивает всю конструкцию, за счет чего исключается риск травмы.
  3. Кольцо по размеру достигает шестнадцать сантиметров. Благодаря наличию мягкой подкладки не будет натирать кожу. Удобно располагать на щиколотке.

Можешь выбрать аксессуар любого цвета и формы. В некоторые модели встроена LED подсветка. Есть даже варианты с украшением в виде фигурок животных.

Почему она так полезна для детей?

Полезные качества нейроскакалки:

  • развитие способности концентрироваться сразу на нескольких действиях. Обычно ребенок делает их в общем ритме, ведь одна нога вращается, а вторая выполняет прыжки;
  • быстрое насыщение кислородом мозга, повышение скорости мыслительных процессов, а также общий тонус организма;
  • возможность совмещать детские прыжки сразу с несколькими упражнениями, например, прыжки в ритм музыки или под названия месяцев, времен года на каждый прыжок.

Помни, что если у ребенка есть проблемы, связанные с работой сердца или лишним весом, то увлекаться прыжками не стоит. Повышенная нагрузка только усугубит положение – как итог могут возникнуть осложнения или обостриться заболевания хронической направленности.

Как научиться прыгать?

Десяти минут не хватит, чтобы стать мастером в этом деле. Обычно на обучение уходить от двух до трех дней. У детей овладеть тренажером получается гораздо быстрее, чем у взрослого человека. Также это легко дается, если ты ходишь на танцы, занимаешься гимнастикой или другим видом спорта. Для использования нейротренажера вполне подойдет обычная квартира, но нужно будет освободить до 150 квадратных метров. Если прыгать во дворе, то лучше выбирать ровную поверхность без преград.

Пошаговое обучение:

  1. Надень кольцо спортивного снаряда на любую ногу – все зависит от твоего удобства. Можешь немного потренироваться. Если возникнет дискомфорт – переодень на другую. Сначала прокрути тренажер одной ногой, постепенно переступая второй. Не жди, что будет легко.
  2. Смени ноги для равномерности тренировочного процесса. Главная задача – разработать обе конечности. С рабочей ногой проблем не возникнет, чего нельзя сказать о второй. По этой причине тренировка может немного затянуться.
  3. При трудностях попробуй петь песню или считать. Это позволит повысить уровень трудоспособности того полушария, которое не задействуется.
  4. Придерживайся не слишком высокого темпа.

Дети, спустя несколько дней могут научить прыжкам своего друга. Многие считают, что такой спортивный атрибут, подойдет только для малышей, но это не так. Благодаря утренним прыжкам перед работой запускается наш мозг. Трудовой день пройдет гораздо эффективнее за счет пробуждения нейронов мозжечка и НС. Более того, из-за равномерного распределения нагрузки на две части полушарий снижается психологическая напряженность в вечернее время.

Тренировки напоминают танцы или ритмическую гимнастику. Важно держать ритм и последовательность своих действий. В дальнейшем ребенок будет легко справляться с более сложными задачами. Именно поэтому такой снаряд рекомендуют психологи. Несмотря на простоту конструкции спортивного атрибута, он все же может навредить. Это происходит только при неправильной эксплуатации, поэтому важно придерживаться правил техники безопасности:

  1. Сохраняй безопасное расстояние от мебели и людей.
  2. Посмотри с ребенком обучающее видео.
  3. Вначале пути следи, чтобы ребенок тренировался в медленном темпе.
  4. Обрати внимание на инструкцию. В ней прописано, что занятия подходят для детей, которым уже есть четыре года. Речь идет о том, что малыш такого возраста не должен запутаться в нейроскакалке либо риск слишком низкий.

Теперь ты знаешь, какую пользу приносит нейроскакалка для детей и взрослых. Важно, чтобы детское обучение проходило под присмотром. Нейроскакалка считается спортивным тренажером и необычным развлечением. Это позволяет получить ребенку двойную пользу: во-первых, происходит нормализация мозговой работы – малыш обучается достижению целей, а, во-вторых, – развиваются его мышцы и происходит освоение движений.

Практика использования нестандартного спортивного пособия в физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников.

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современном мире, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Производители оздоровительного оборудования не стоят на месте и стараются внести интерактив в физкультурное оснащение, чтобы привлечь внимание детей. Считаю, что таким современным оборудованием является нейроскакалка. Это не просто новомодная игрушка, а настоящий тренажер, который развивает: межполушарное взаимодействие, координацию, концентрацию, внимание.

Нейроскакалка – как раз тот самый тренажёр, который необходим для движения и ориентирован на разноплановую работу ног: одна совершает вращательные движения, а вторая – прыжки. При выполнении кинезиологических упражнений происходит то же самое, улучшается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

 Чем же отличается НЕЙРОскакалка от обычной скакалки? Нейроскакалка – это трость, на одном конце которой – колесо, которое крутится и светится, на втором – кольцо (обруч) с мягкой накладкой.

  длина трости в 62–64 см подобрана для того, чтобы перепрыгивать через нее было легко;

  диаметр колеса, уравновешивающего конструкцию, 8–9 см. Оно обеспечивает равномерное вращение и исключает травмы;

  кольцо, размер которого 16 см, не натирает кожу из-за мягкой накладки.

 Благодаря тому, что кольцо расстегивается, его без труда можно закрепить на щиколотке как ребёнка, так и взрослого. Несомненно, что, как и ведущая рука, так же и ведущая нога быстро освоит данный вид упражнений.

Задача педагога должна заключаться в том, чтобы научить детей крутить скакалку попеременно обеими ногами. Это окажет гораздо более благотворное влияние на мозг ребёнка, а также позволит тренировать равномерно мышцы всего тела с обеих сторон. Нейроскакалку используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для начала включают упражнения с данным атрибутом в индивидуальную работу, чтобы научить детей правильно вставлять ногу в кольцо (обруч), раскручивать колесо, перепрыгивать через трость. После того, как ребенок КОЛЬЦО ТРОСТЬ КОЛЕСО  успешно освоил базовое «раскручивание скакалки» обеими ногами, переходят к обучению детей выполнению более сложных упражнений:

 ¬ прыгать на скакалке, делая оборот вокруг своей оси, передвигаясь с продвижением вперёд/назад;

 ¬ перепрыгивать через тренажер, делая на каждый оборот нейроскакалки хлопок в разных положениях (перед собой, над головой, за спиной);

¬ подбрасывать мяч сначала над головой, затем пока мяч находится в воздухе;

 – хлопок, можно бросать мяч ведущему или отбивать мяч и бросать в корзину;

¬ выполнять упражнения с речевым сопровождением (считать, рассказать стихотворение, называть дни недели или времена года, отвечать на вопросы). Нейроскакалка помогает решать следующие задачи:

 совершенствовать у детей навыки выполнения основного вида движений – прыжки;  развивать ловкость, координацию движений, внимание;

 поддерживать интерес к занятиям физической культурой. Детям данные упражнения очень нравятся, после успешного освоения ряда упражнений используют нейроскакалки на занятиях с подгруппой детей. Хочется отметить, что тренажёр не требует большой площади, поэтому подгрупповые упражнения в зале проводятся свободно. Тренажёр включают в игры-эстафеты в рамках досуга и развлечений, используют на улице в летний период на прогулке с детьми. А ещё для тренировки правого полушария рекомендовано включать музыку и прыгать в ритм, для тренировки левого полушария выполнять упражнения на скакалке под речевое сопровождение.

Нестандартный тренажер очень полюбился детям. И теперь нейроскакалка является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...