Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 56.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
пальчиковых игр
по лексическим темам
младшая группа
Содержание
Лексические темы: |
Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки |
Осень. Осенние признаки. Деревья осенью |
Овощи. Огород. Труд взрослых на полях и огородах |
Фрукты. Труд взрослых в садах |
Грибы. Ягоды |
ХЛЕБ |
Одежда и обувь |
Перелётные птицы |
Дикие животные и их детёныши |
Домашние птицы |
Домашние животные и их детёныши |
Продукты питания |
Зима. Зимние забавы |
Зимующие птицы |
Новый год |
Посуда |
Комнатные растения |
Инструменты |
Профессии |
Транспорт. Правила дорожного движения |
Человек |
День защитников Отечества |
Морские, речные обитатели |
Мамин праздник |
Весна. Первоцветы |
Перелётные птицы весной |
Мебель |
Космос |
Моя семья. Мой дом |
Родина. День Победы |
Насекомые |
Скоро в школу |
Лето |
Сказки |
Тема: «Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки».
«Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой)
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,(указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок)
Это зайка (средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони)
Это пёс. (ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко)
Вот машинка без колёс.(правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.(руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть)
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
(большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой)
Тема: «Осень. Осенние признаки. Деревья осенью».
«Осень, осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по ладоням)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем. (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
«Деревья в лесу»
Друг от друга деревья росли далеко (Показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко, (Шагать указательным и средним пальцами
Только корни деревьев (Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись.
«Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно загибают пальчики на руке,
начиная с большого)
Будем листья собирать (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, ( Поочерёдно загибают пальчики на руке,
листики тополя, листья осины, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным
Пальчиками)
«Листопад»
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
Тема: «Овощи. Огород. Труд взрослых на полях и огородах».
«У лариски – две редиски»
У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с
Две редиски. большого, на одной или обеих руках.
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца_
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
«Овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
Тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах».
«Компот»
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт.
Разгибаем большой палец.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем мизинец.
«На базар ходили»
Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (Мизинцы.)
Много груш там и хурмы, ( Безымяннные.)
Есть лимоны, апельсины, (Средние.)
Дыни, сливы, мандарины, (Указательные.)
Но купили мы арбуз- ( Большие.)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)
«Сливы»
Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
(Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки)
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
Тема: «Грибы. Ягоды»
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная
с больших
В лес идём мы погулять. Обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
ТЕМА: «Хлеб»
«Плюшки»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,
начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«Хлеб»
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх
Тема: «Одежда и обувь».
«Наша обувь»
Посчитаем первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары
Сколько обуви у нас. кулачками по столу
Туфли, тапочки. Сапожки На каждое название обуви загибают по одному
Для Наташки и Серёжки, пальчику, начиная с большого
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Тема: «Перелётные птицы».
«Журавли»
"До свиданья, до свиданья,
Возвращайтесь поскорей!" -
Провожаем, провожаем
В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам.
Крылышками машем:
"До свиданья, Маша!
Полетели мы на юг,
Вспоминай нас, добрый друг!" Ладошками изображаются крылья птиц.
«Птичка»
Птичка летала, (скрестить ладони рук)
Птичка устала.
Птичка крылышки сложила, (сделать замок)
Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)
Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы
изображают клюв)
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).
"Птички и ветер"
Маленькие птички, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.
Тема: «Дикие животные и их детёныши».
«Звери»
Зайцы спрятались от волка.
Чья- то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк-
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле.
(Щелчки пальцами)
Пересчитала мама медвежат-
В берлоге все послушные лежат.
(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)
«Белочка»
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Тема: «Домашние птицы».
«Две курицы»
В сарае две курицы жили
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут,
(пальцы сгибаем, прижимаем к ладони)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.
«Петушок»
Наш красивый петушок
Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок.
Разжать ладони.
Крылышками машет.
Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт.
Кистями рук сделать манящие движения.
Тема: «Домашние животные и их детёныши».
«Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье Снова «доят»
Молоко коровье.
«Котята»
(Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их. )
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».
На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи. Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).
Тема: «Продукты питания».
«Пирожки»
Я купила масло, Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку, Имитируем лепку пирожков.
Всех друзей я в гости жду! Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие
гостей.
Тема: «Зима. Зимние забавы».
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони Вместе,гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком
Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок
Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок
И… сломаем. Топают
«На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки
Кати по снегу свой снежок - Показать руками, как лепим снежок.
Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук
И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Хлопки
Два глаза… шляпа…нос…метла… Показывать по тексту
Но солнце припечет слегка - Ладонь правой руки приложить к левой,
пальцы растопырить (солнце)
Увы! – и нет снеговика. Развести руками.
«Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Тема: «Зимующие птицы».
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по Шесть щеглов и голубей, одному пальчику
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
Тема: «Новый год».
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным
Нам подарки преподнёс. Пальцами обеих рук по столу
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг
В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними, большого
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
Тема: «Посуда».
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)
Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Тема: Комнатные растения».
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)
«Бегония»
Какое красивое имя – бегония! Ритмично сжимать и разжимать
пальцы рук
Как будто все время куда-то бежит. Указательными и средними пальцами
«бежим» по столу
Живет на окошке красавица скромная Поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с мизинца
И убегать никуда не спешит. Хлопки
«Фикус»
Ну-ка, фикус, похвались - Хлопки
Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук
Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони
Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук
Каждый толстенький твой лист Прижать ладони друг к другу
Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)
Зеленей ты становись Хлопки
Ростом - с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх
«Кактус»
Я с виду колючий, но добрый внутри, Растопырить пальцы, затем сжать
кисти рук («рукопожатие»)
Не бойся, дружок, на меня посмотри. Погрозить пальцем
Хоть я и погладить себя не даю, Поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с указательного
Зато всех на свете я очень люблю. То же, начиная с мизинца
Тема: «Инструменты».
«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)
«Мы ребята – мастера»
Стул сломали мы вчера пальцы одной руки приставить
к локтю другой руки
Мы – ребята – мастера указать на себя
Молотком тук-тук стучали
постучать кулак об кулак
Гвозди долго забивали- стучать кулаком об указательный палец Получилось как-то криво
рука по диагонали
Отпилили мы красиво имитировать движения
Зачищали шкуркой долго тереть ладонь о ладонь
Покрывали лаком стойким имитировать движения
Верх узором украшали , рисуем в воздухе
Папу посмотреть позвали приложить ладонь ко лбу
«Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
( Вращать кисти рук).
Тема: «Профессии».
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет. (ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон. (загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он! (разводят руками)
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
"Точильщики"
Точим нож! Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!
(проводят ладонью то одной, то другой руки с
переворотом, на последнюю строку 4 хлопка).
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
«Транспорт»
Будем ручками играть
И про транспорт вспоминать. (Соединяют пальцы с большим пальцем)
Полетим на самолёте,
Облака, вы как живёте? (Изображают крылья самолёта)
В лодочке качаемся
И волнам улыбаемся (Ладошки « в лодочку», изображают волны)
Мотоцикл мы разгоняем,
Наперегонки играем (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)
С ветром, солнцем и друзьями. (Руки в трубочку-дуют « ветерком»;
руки вверх-это лучи солнца.
Руки показывают на друзей)
Называйте транспорт с нами.
(Надавливают подушечками пальцев друг на друга на соответствующих руках)
Тема: «Человек».
«Грязнули»
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом
Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами
Тот вырасти может
Болезненным, хилым.
Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.
Дружат с грязнулями
Только грязнули
Пальцы рук соединить в замок
Которые сами
В грязи утонули
Движение имитирующее пловца
У них вырастают
Противные бяки,
Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся»
За ними гоняются
Злые собаки
Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть»
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и вообще не растут!
Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.
Тема: «День защитников Отечества».
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти все бойцы, Показать раскрытые ладони
Удалые молодцы.
Два-больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два-гвардейца-храбреца,
Два-сметливых молодца.
Два героя безымянных, Сжать пальцы в кулаки и поочередно
Но в работе очень рьяных! разжимать пальцы на обеих руках
Два –мизинца-коротышки- одновременно, начиная с больших.
Очень славные мальчишки!
«Праздник отцов»
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»,
руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«Капитан»
Это – Мишка – капитан. (Сжимают и разжимают пальцы.)
Обошел он много стран. (Потирают ладони друг о друга)
Обошел он много стран.
Обошел их не пешком - (поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук)
На кораблике с флажком.
Тема: «Морские, речные обитатели».
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями дети Рыбке весело играть. Изображают как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони
Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут»
Рыбка быстро уплыла.
«Какие бывают рыбы?»
Мы в подводном мире, друг,
(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)
Рыбы плавают вокруг:
(делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)
Рыба-меч, рыба-пила,
(поочерёдно соединяют пальцы обеих рук большим, начиная с мизинца)
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Тема: «Мамин праздник».
«Мама»
Мамочка – мама,
Милая моя, Поставив ладони друг перед
Мамочка – мама, другом, на каждый слог смыкают
Я люблю тебя. и размыкают сначала мизинцы.
На последний слог прижимают Подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
Тема: «Весна. Первоцветы»
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу,
пальцы развести.)
«Весна»
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Движения повторяются.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из- под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу Приближается апрель. Подушечками пальцев, начиная с большого.
Тема: «Перелётные птицы весной»
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается»
Милая касаточка, дважды с одним пальчиком, начиная с
Ты где была, указательного, - сначала на правой, потом на левой
Ты с чем пришла? руке.
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
Тема: «Мебель».
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого
на обеих руках
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого
А в сервант поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть- чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и Много мебели в квартире. стучат кулачками.
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.
Тема: «Космос»
«Планеты»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
Тема: «Моя семья. Мой дом».
«Дом»
Я хочу построить дом, Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял. Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, "Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре, Хлопки в ладоши на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! Хлопки в ладоши на счет.
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание пальчиков.
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Массаж всех десяти пальчиков.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая Ритмичные хлопки а в ладоши и удары
Да весёлая. кулачками попеременно
Два у лавки стоят, Загнуть большие пальцы на обеих руках
Два учиться хотят, Загнуть указательные пальцы на обеих руках
Два Степана у сметаны Загнуть средние пальцы
Объедаются.
Две Дашки у кашки Загнуть безымянные пальцы
Питаются.
Две Ульки в люльке Загнуть мизинцы
Качаются.
Тема: «Родина. День Победы».
«Капитан»
Я плыву на лодке белой концы пальцев направить вперед,
прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как
лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными
движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать,
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
«Здравствуй»
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками.
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Тема: «Насекомые»
«Пчела»
Прилетела к нам вчера Машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк На каждое название насекомого загибают
пальчик.
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к
глазам
Пожужжали, полетали, Машут ладошками,
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)
Паучков на землю смыл
(Хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
(Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают по голове)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Тема: «Скоро в школу»
«Портфель»
Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
«В школу»
В школу осенью пойду. («шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду! (загибают по одному пальчику с мизинца)
Но свой садик не забуду! (грозят указательным пальчиком)
Тема: «Лето».
«Радуга»
Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами, Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной, Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной. Дотронуться до головы.
«Я рисую лето»
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце,
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются. Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой. Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты? Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? Соединяем по очереди все пальцы с большими.
По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук с большими.
Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.
На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.
Да просто улыбаться! Улыбаемся.
Тема: «Сказки»
«Колобок»
Жили-были дед да баба
На поляне у реки. Стучим кулачком о кулачок.
И любили очень-очень
На сметане колобки. Сжимаем, разжимаем кулачки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. Встряхиваем кисти рук.
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. Трем ладошки.
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. Гладим поочередно руки.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно. Хлопаем в ладоши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...