Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Здоровьесберегающие технологии - это формы работы, направленные на решение самой основной задачи дошкольного образования – поддержать, сохранить и обогатить здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Гимназия «Российская школа»
Консультация
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Подготовила воспитатель: Матюшина
Мария Семеновна
Г. Королев, 2023 г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
“Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский.
В последние годы произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей, что установлено научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Здоровьесберегающие технологии - это формы работы, направленные на решение самой основной задачи дошкольного образования – поддержать, сохранить и обогатить здоровье детей. Так же, задачей педагогов становится обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья детей. Для того, чтобы ребёнок осознанно относился к своему здоровью, необходимо воспитывать валеологическую культуру
Здоровьесберегающие технологии предполагают объединить усилия педагогов, психологов, медиков, других специалистов, направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование к нему ценностного отношения.
В литературе представлено множество классификаций современных здоровьесберегающих технологий, во многом перекликающихся друг с другом. Общие направления - это
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии эстетической направленности;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
1.ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Виды технологий | Время проведения | Особенности методики проведения | Ответственный |
Стретчинг | 2 раза в неделю по 30 мин., минимальный разрыв после приема пищи - 30 мин., со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Не допускать непропорциональную нагрузку на мышцы | Инструктор физической культуры |
Ритмопластика | 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста, минимальный разрыв после приема пищи - 30 мин. | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, педагог ДОУ |
Динамические паузы (минутки) | Во время занятий 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | На прогулке (ежедневно для всех возрастных группах), на физкультурном занятии (большой и средней интенсивности), в групповой комнате (игры малой интенсивности). | Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, инструктор физической культуры |
Релаксация | Ежедневно во время дневного сна; в завершении занятий. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Инструктор физической культуры, психолог |
2.ТЕХНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Виды технологий | Время проведения | Особенности методики проведения | Ответственный |
Гимнастика пальчиковая | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Язычковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна: мл. гр. -5-6 мин.; ср. гр. -6-8 мин. ст.гр. – 8-10 мин.; подг. гр. -10-12 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, инструктор физической культуры |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, инструктор физической культуры |
3.ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Виды технологий | Время проведения | Особенности методики проведения | Ответственный |
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах: мл. гр. -15-20 мин.; ср. гр. -20-25 мин. ст.гр. – 25-30 мин.; подг. гр. -30-35 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Включает 3 части: вводно-подготовительная; основная; заключительная. Обеспечить проветривание помещения, исправность инвентаря, спортивную форму. | Воспитатели, инструктор физической культуры |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в месяц по 30 мин. со ст. возраста | Занятия планируются во 2 половине дня. Могут быть представлены как тематические досуги. | Воспитатели, инструктор физической культуры |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физической культуры |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физической культуры |
Утренняя гигиеническая гимнастика | Ежедневно до завтрака: мл. гр. -5-6 мин.; ср. гр. -6-8 мин. ст.гр. – 8-10 мин.; подг. гр. -10-12 мин. | Обеспечить проветривание помещения, соответствующую обувь. Количество ОРУ: мл. гр.– 4 упр.; ср. гр. -4-5; ст.– 5-6.; подг. гр. -6-7. | Все педагоги |
4.КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Виды технологий | Время проведения | Особенности методики проведения | Ответственный |
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, инструктор физической культуры, логопед |
Библиографическая ссылка
Серпкова С.Е., Ильина Г.В. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 15-20;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...