"Расту здоровым"
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Степыкина Светлана Ивановна

Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezhenie.docx292.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\001.jpg

Пояснительная записка

Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.

В результате ценности каждого возрастного периода в жизни дошкольника необоснованно стираются педагогами и родителями, не учитываются и закономерности физического и психического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интереса к игровой деятельности.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителями, что позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности дошкольника.

Цель: Укрепление здоровья и совершенствование двигательной активности детей.

Программные задачи

Представлены блоками:

Блок Здоровье

- «Я узнаю себя»

- «Я люблю солнце, воздух, воду»

- «Школа моего питания»

Блок Азбука движений

- Ходьба

- Бег

- Прыжки

- Лазанье

- Метание

- Подвижные игры.

Показатели результативности:

Средняя группа:

Блок здоровье

«Я узнаю себя»

Знакомы с собой и другими детьми в группе:

Понимают, кто такой человек

Умеют различать девочек и мальчиков по одежде и прическе

Знают, чем мы отличаемся от животных

Знают, что у них и других детей есть день рождения

Знакомы со своим телом:

Знают, зачем нужны руки, ноги, голова, туловище.

-Культура гигиены:

Умеют содержать свое тело в чистоте, с незначительной помощью взрослых,

Умеют пользоваться только своим полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком.

Знают, что:

- при чихании, кашле, нужно закрывать рот платком и извиняться

- нельзя надевать чужую обувь, одежду, головные уборы

- нельзя пить из чашек, кружек других детей и взрослых

- носить тяжелые вещи в одной руке

Умеют:

- понимать свое состояние:

Различают свое состояние (удовольствие, неудовольствие, радость, грусть, страх, бесстрашие)

Выражают свои чувства в общении с детьми и взрослыми, и в играх.

- быть осторожными:

Знают опасные предметы и умеют пользоваться некоторыми из них: вилка, карандаш, стека, ножницы

Знают, что нельзя забираться на высокие предметы: забор, дерево, крыша и спрыгивать с них.

Понимают, почему нужно быть осторожными с горячими предметами (чайник, утюг, горячие блюда), а так же с электроприборами

Знают, что нельзя:

- есть незнакомую пищу, растения, ягоды

- запихивать в розетку разные предметы

- пробовать лекарство

- брать в рот посторонние предметы (камешки, стекло, пуговицы, монетки).

Блок «Я люблю солнце, воздух и воду»

Знают, почему надо:

В помещении одевать облегченную одежду

На улицу носить одежду по сезону и погоде

На занятиях по физической культуре надевать майку и трусы, а носки после болезни

На утреннюю гимнастику надевать облегченную одежду

Перед сном ходить босиком.

Умеют:

После еды самостоятельно полоскать рот, а перед сном горло, принимать контрастные воздушные ванны.

Блок «Школа моего питания»

Знают много разных блюд, умеют их определять

Знают, какие блюда есть нельзя

Умеют аккуратно есть и правильно пользоваться столовыми приборами.

Блок «Азбука движений»

Умеют:

- ходить:

Друг за другом, на носках, пятках,

Высоко поднимая колени

В колонне по одному и парами (взявшись за руки)

В разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную

Умеют выполнять задания:

Ходить с поворотами, остановками, в полуприседе.

- бегать:

Выполняя те же задания, что и в ходьбе

Одновременно бегать и выполнять следующие задания:

Останавливаться по сигналу, сохраняя равновесие

Убегать от догоняющего, догонять убегающего

Бегать с изменением темпа

- лазать, ползать:

На четвереньках по прямой (до 6-8 м), по скамейке, на наклонной доске

Между предметами, вокруг них

Подлезать под предметы (высотой 50 см), не касаясь руками пола

Перелезать через предметы (например, через бревно),

Лазить по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх, вниз (любым удобным способом),

Передвигаться приставным шагом по горизонтальной рейке шведской стенки (высота определяется самим ребенком, взрослый обеспечивает страховку)

- прыгать:

На двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние определяется индивидуально, но не менее 2-3 м),

Через шнур или несколько линий (5-6), через невысокие предметы (высота 5-10 см)

В длину с места (длина определяется индивидуально)

Крутить скакалку и одновременно перешагивать через нее.

- катать, бросать мяч друг другу, в ворота (ширина 50-60 см) между предметами

- метать:

Правой и левой рукой на дальность (расстояние определяется индивидуально)

В горизонтальную цель двумя руками снизу от груди правой и левой рукой (расстояние не менее 2-2,5 м)

В вертикальную цель (высота – 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние не менее до 2 м)

- ловить мяч, отбивая его от пола двумя и одной рукой, бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Календарно-тематическое планирование средняя группа

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

«Сказочное путешествие»

- воспитывать культуру общения и поведения

- развивать эмоциональную сферу ребенка, используя музыкальные фрагменты

- закреплять культурно-гигиенические навыки и знания по охране жизни и здоровья.

Октябрь

«Встреча с незнайкой»

- продолжать закреплять следующие культурно-гигиенические навыки: нельзя пользоваться чужими полотенцем, зубной щеткой, носовым платком;

Нельзя пить из общих стаканов, при чихании и кашле необходимо закрывать платком рот;

Нельзя есть немытые фрукты и овощи

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, внимание к другим детям, учить оказывать взаимопомощь

- развивать умение наблюдать, делать простейшие выводы.

Ноябрь

«Кто мы»

- развивать наблюдательность

- продолжать формировать у детей понятия: «я человек», «мы люди»

- учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным, быть осторожными: нельзя трогать незнакомых животных

- воспитывать чувство уважения к сверстникам.

Декабрь

«Транспорт»

- использовать разнообразные приемы, направленные на расслабление ребенка

- упражнять в умении различать состояния (холодно, жарко, приятно)

- развивать слуховое внимание и память

- закреплять, полученные детьми умения в конструировании

- создавать условия для развития у детей творческой самостоятельности

- реализовывать свой замысел, используя приобретенный опыт по конструированию.

Январь

«Мимика и жесты»

- упражнять детей определять у сверстников их эмоциональное состояние и выражать свои чувства с помощью мимики и жестов

- развивать память, воображение, умение наблюдать, чувствовать настроение другого, анализировать; расширять и активизировать словарь

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим.

Февраль

«Мое имя»

- сделать значимыми для детей следующие понятия: день рождения, день ангела (именины)

- расширять и активизировать словарь

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим детям и взрослым.

Март

«Это плохо очень для ребячьей кожицы»

- воспитывать у дошкольников желание быть здоровыми

- информировать о способах укрепления здоровья.

Апрель

«Учимся доставлять радость другим»

- воспитывать культуру общения и поведения

- побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим, близким людям, выражать это отношение желанием сделать приятное

- учить детей понимать и выражать словами свое состояние и настроение

- формировать представление об общечеловеческих ценностях.

Май

«Я понимаю»

Мониторинг

- развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику, координацию движений.

- учить детей выражать с помощью эмоций чувства в соответствии с характером музыкального произведения и отражать это настроение в конструировании из линий, использовать цвета (яркие, теплые тона: красный, светло-зеленый, желтый, оранжевый – передают радостное настроение; темные, холодные тона: синий, черный, серый, темно-зеленый – грустное, тревожное состояние).

- воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников.

Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий старшая группа

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

Октябрь

«Мои чувства»

- закреплять понятия детей о чувствах, эмоциях

- уточнять знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира

- обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы (зрачок, зеница)

- воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.

Ноябрь

«Не радуйтесь чужой беде, ищите лишь добро везде»

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через умение управлять своими эмоциями, поступками

- учить понимать и выражать словами свое состояние и настроение окружающих

- расширять словарь детей, включая слова: сопереживание, сострадание, равнодушие, доброжелательность, гнев

- развивать умение наблюдать, анализировать настроение других

- формировать представление об общечеловеческих ценностях.

Декабрь

«Моя внешность»

- продолжать знакомить с собой, обращать внимание на свою внешность

- развивать умение наблюдать, анализировать

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброту.

Январь

«Учимся быть осторожными»

- развивать внимательность и осторожность, находясь в незнакомом месте

- учить детей умению с помощью лекарственных трав оказывать помощь себе и другим детям (листья крапивы, подорожник)

- закреплять правила поведения в лесу

- воспитывать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства.

Февраль

«Осторожно – пожар»

- развивать внимание, память, логическое мышление

- активизировать словарь, понимать значение слов, связанных с профессией пожарного и людьми, по вине которых возникают пожары; закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях

- уточнять обстоятельства, при которых можно получить ожог, в каких случаях огонь является другом человека, а в каком – врагом

- воспитывать внимание к окружающим, умение вовремя прийти на помощь.

Март

«Живые витамины»

- закреплять знания детей о влиянии пищи на их здоровье

- дать элементарное представление о витаминах

- формировать желание быть здоровым

Апрель

«Мы исследователи, мы следопыты…»

- совершенствовать выразительность движений детей

- развивать у каждого ребенка способность к самовыражению

- продолжать развивать внимание, память

- закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры.

Май

«В мастерской скульптора»

Мониторинг

- настроить детей на совместную активную работу

- стимулировать способности к импровизации, взаимодействию

- развивать творческую индивидуальность, интерес к лепке, как способу самовыражения.

Список литературы:

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
  2. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. , 1985
  3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. , 2000
  4. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Как я расту М., 2000
  5. Маханева М. Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М., 2012
  6. Строковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М., 1994

В. Н. Зимонина «Расту здоровым» в 2-х частях. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"

Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....

"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...

Программа Здоровье. Растим здоровых детей

Программа Здоровье. Растим здоровых детей...