"Расту здоровым"
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezhenie.docx | 292.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.
В результате ценности каждого возрастного периода в жизни дошкольника необоснованно стираются педагогами и родителями, не учитываются и закономерности физического и психического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интереса к игровой деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителями, что позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности дошкольника.
Цель: Укрепление здоровья и совершенствование двигательной активности детей.
Программные задачи
Представлены блоками:
Блок Здоровье
- «Я узнаю себя»
- «Я люблю солнце, воздух, воду»
- «Школа моего питания»
Блок Азбука движений
- Ходьба
- Бег
- Прыжки
- Лазанье
- Метание
- Подвижные игры.
Показатели результативности:
Средняя группа:
Блок здоровье
«Я узнаю себя»
Знакомы с собой и другими детьми в группе:
Понимают, кто такой человек
Умеют различать девочек и мальчиков по одежде и прическе
Знают, чем мы отличаемся от животных
Знают, что у них и других детей есть день рождения
Знакомы со своим телом:
Знают, зачем нужны руки, ноги, голова, туловище.
-Культура гигиены:
Умеют содержать свое тело в чистоте, с незначительной помощью взрослых,
Умеют пользоваться только своим полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком.
Знают, что:
- при чихании, кашле, нужно закрывать рот платком и извиняться
- нельзя надевать чужую обувь, одежду, головные уборы
- нельзя пить из чашек, кружек других детей и взрослых
- носить тяжелые вещи в одной руке
Умеют:
- понимать свое состояние:
Различают свое состояние (удовольствие, неудовольствие, радость, грусть, страх, бесстрашие)
Выражают свои чувства в общении с детьми и взрослыми, и в играх.
- быть осторожными:
Знают опасные предметы и умеют пользоваться некоторыми из них: вилка, карандаш, стека, ножницы
Знают, что нельзя забираться на высокие предметы: забор, дерево, крыша и спрыгивать с них.
Понимают, почему нужно быть осторожными с горячими предметами (чайник, утюг, горячие блюда), а так же с электроприборами
Знают, что нельзя:
- есть незнакомую пищу, растения, ягоды
- запихивать в розетку разные предметы
- пробовать лекарство
- брать в рот посторонние предметы (камешки, стекло, пуговицы, монетки).
Блок «Я люблю солнце, воздух и воду»
Знают, почему надо:
В помещении одевать облегченную одежду
На улицу носить одежду по сезону и погоде
На занятиях по физической культуре надевать майку и трусы, а носки после болезни
На утреннюю гимнастику надевать облегченную одежду
Перед сном ходить босиком.
Умеют:
После еды самостоятельно полоскать рот, а перед сном горло, принимать контрастные воздушные ванны.
Блок «Школа моего питания»
Знают много разных блюд, умеют их определять
Знают, какие блюда есть нельзя
Умеют аккуратно есть и правильно пользоваться столовыми приборами.
Блок «Азбука движений»
Умеют:
- ходить:
Друг за другом, на носках, пятках,
Высоко поднимая колени
В колонне по одному и парами (взявшись за руки)
В разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную
Умеют выполнять задания:
Ходить с поворотами, остановками, в полуприседе.
- бегать:
Выполняя те же задания, что и в ходьбе
Одновременно бегать и выполнять следующие задания:
Останавливаться по сигналу, сохраняя равновесие
Убегать от догоняющего, догонять убегающего
Бегать с изменением темпа
- лазать, ползать:
На четвереньках по прямой (до 6-8 м), по скамейке, на наклонной доске
Между предметами, вокруг них
Подлезать под предметы (высотой 50 см), не касаясь руками пола
Перелезать через предметы (например, через бревно),
Лазить по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх, вниз (любым удобным способом),
Передвигаться приставным шагом по горизонтальной рейке шведской стенки (высота определяется самим ребенком, взрослый обеспечивает страховку)
- прыгать:
На двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние определяется индивидуально, но не менее 2-3 м),
Через шнур или несколько линий (5-6), через невысокие предметы (высота 5-10 см)
В длину с места (длина определяется индивидуально)
Крутить скакалку и одновременно перешагивать через нее.
- катать, бросать мяч друг другу, в ворота (ширина 50-60 см) между предметами
- метать:
Правой и левой рукой на дальность (расстояние определяется индивидуально)
В горизонтальную цель двумя руками снизу от груди правой и левой рукой (расстояние не менее 2-2,5 м)
В вертикальную цель (высота – 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние не менее до 2 м)
- ловить мяч, отбивая его от пола двумя и одной рукой, бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
Календарно-тематическое планирование средняя группа
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мониторинг «Сказочное путешествие» | - воспитывать культуру общения и поведения - развивать эмоциональную сферу ребенка, используя музыкальные фрагменты - закреплять культурно-гигиенические навыки и знания по охране жизни и здоровья. |
Октябрь | «Встреча с незнайкой» | - продолжать закреплять следующие культурно-гигиенические навыки: нельзя пользоваться чужими полотенцем, зубной щеткой, носовым платком; Нельзя пить из общих стаканов, при чихании и кашле необходимо закрывать платком рот; Нельзя есть немытые фрукты и овощи - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, внимание к другим детям, учить оказывать взаимопомощь - развивать умение наблюдать, делать простейшие выводы. |
Ноябрь | «Кто мы» | - развивать наблюдательность - продолжать формировать у детей понятия: «я человек», «мы люди» - учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным, быть осторожными: нельзя трогать незнакомых животных - воспитывать чувство уважения к сверстникам. |
Декабрь | «Транспорт» | - использовать разнообразные приемы, направленные на расслабление ребенка - упражнять в умении различать состояния (холодно, жарко, приятно) - развивать слуховое внимание и память - закреплять, полученные детьми умения в конструировании - создавать условия для развития у детей творческой самостоятельности - реализовывать свой замысел, используя приобретенный опыт по конструированию. |
Январь | «Мимика и жесты» | - упражнять детей определять у сверстников их эмоциональное состояние и выражать свои чувства с помощью мимики и жестов - развивать память, воображение, умение наблюдать, чувствовать настроение другого, анализировать; расширять и активизировать словарь - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим. |
Февраль | «Мое имя» | - сделать значимыми для детей следующие понятия: день рождения, день ангела (именины) - расширять и активизировать словарь - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим детям и взрослым. |
Март | «Это плохо очень для ребячьей кожицы» | - воспитывать у дошкольников желание быть здоровыми - информировать о способах укрепления здоровья. |
Апрель | «Учимся доставлять радость другим» | - воспитывать культуру общения и поведения - побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим, близким людям, выражать это отношение желанием сделать приятное - учить детей понимать и выражать словами свое состояние и настроение - формировать представление об общечеловеческих ценностях. |
Май | «Я понимаю» Мониторинг | - развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику, координацию движений. - учить детей выражать с помощью эмоций чувства в соответствии с характером музыкального произведения и отражать это настроение в конструировании из линий, использовать цвета (яркие, теплые тона: красный, светло-зеленый, желтый, оранжевый – передают радостное настроение; темные, холодные тона: синий, черный, серый, темно-зеленый – грустное, тревожное состояние). - воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников. |
Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий старшая группа
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мониторинг | |
Октябрь | «Мои чувства» | - закреплять понятия детей о чувствах, эмоциях - уточнять знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира - обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы (зрачок, зеница) - воспитывать бережное отношение к своим органам чувств. |
Ноябрь | «Не радуйтесь чужой беде, ищите лишь добро везде» | - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через умение управлять своими эмоциями, поступками - учить понимать и выражать словами свое состояние и настроение окружающих - расширять словарь детей, включая слова: сопереживание, сострадание, равнодушие, доброжелательность, гнев - развивать умение наблюдать, анализировать настроение других - формировать представление об общечеловеческих ценностях. |
Декабрь | «Моя внешность» | - продолжать знакомить с собой, обращать внимание на свою внешность - развивать умение наблюдать, анализировать - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброту. |
Январь | «Учимся быть осторожными» | - развивать внимательность и осторожность, находясь в незнакомом месте - учить детей умению с помощью лекарственных трав оказывать помощь себе и другим детям (листья крапивы, подорожник) - закреплять правила поведения в лесу - воспитывать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства. |
Февраль | «Осторожно – пожар» | - развивать внимание, память, логическое мышление - активизировать словарь, понимать значение слов, связанных с профессией пожарного и людьми, по вине которых возникают пожары; закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях - уточнять обстоятельства, при которых можно получить ожог, в каких случаях огонь является другом человека, а в каком – врагом - воспитывать внимание к окружающим, умение вовремя прийти на помощь. |
Март | «Живые витамины» | - закреплять знания детей о влиянии пищи на их здоровье - дать элементарное представление о витаминах - формировать желание быть здоровым |
Апрель | «Мы исследователи, мы следопыты…» | - совершенствовать выразительность движений детей - развивать у каждого ребенка способность к самовыражению - продолжать развивать внимание, память - закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры. |
Май | «В мастерской скульптора» Мониторинг | - настроить детей на совместную активную работу - стимулировать способности к импровизации, взаимодействию - развивать творческую индивидуальность, интерес к лепке, как способу самовыражения. |
Список литературы:
- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. , 1985
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. , 2000
- Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Как я расту М., 2000
- Маханева М. Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М., 2012
- Строковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М., 1994
В. Н. Зимонина «Расту здоровым» в 2-х частях. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...
Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"
Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...
Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"
Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....
"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"
Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...
Педагогический проект "Расту здоровым в стране здоровья"
здоровьесбережение...
Презентация "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"
Советы, чтоб быть здоровым!!!...
Программа Здоровье. Растим здоровых детей
Программа Здоровье. Растим здоровых детей...