Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Растем здоровыми»
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность
«Береги платье снову, а здоровье смолоду!», так говорит русский народ.
И, неспроста, ведь формирование привычки к здоровому образу жизни необходимо начинать как можно раньше. Необходимо с малого возраста объяснить ребенку о ценности здоровья, о том, как его нужно беречь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastem_zdorovymi.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования
«Растем здоровыми»
Программа
Составила: воспитатель
МКДОУ №368
Семенова Е.В.
2022г.
Пояснительная записка
Актуальность
«Береги платье снову, а здоровье смолоду!», так говорит русский народ.
И, неспроста, ведь формирование привычки к здоровому образу жизни необходимо начинать как можно раньше. Необходимо с малого возраста объяснить ребенку о ценности здоровья, о том, как его нужно беречь.
В настоящее время состояние здоровья детей в России на очень низком уровне. Это подтверждается тем, что проанализировав состояние здоровья в моей группе, мы видим:
1 группа здоровья | 2 группа здоровья | 3 группа здоровья |
12.5% | 75% | 12.5% |
Поэтому не случайно законодательно установлена необходимость воспитания здорового человека.
Так, в статье 6 «Конвенции о правах ребенка» говорится, что Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 41, ФЗ «Об образовании», говорит нам о том, что охрана здоровья должна включать пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и др.
В соответствии п. 1.6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", стандарт направлен на решение следующих задач:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (пп.1) ;
- Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (пп.6);
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пп.9).
Исходя из вышеизложенного, мною были сформированы следующие задачи на 2022-2023 учебный год:
-Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни;
-Воспитание у детей здоровьесберегающих привычек;
-Развитие интереса у детей к собственному здоровью.
Соответственно, мной ожидаются следующие результаты:
- У детей сформировано представление о здоровом образе жизни;
- У детей появляются здоровьесберегающие привычки;
-У детей развит интерес к собственному здоровью.
Поставленные задачи реализуются при помощи проведения дополнительных занятий по здоровьесбережению.
Российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки. В 1980 году он ввел в обиход термин валеология (valeo – здоровье, быть здоровым, logos -знание).
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Другими словами, валеология – наука о здоровье, наука о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
- Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект жизнедеятельности;
- В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал;
- В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей;
- ЗОЖ является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Формирование ЗОЖ имеет конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умения реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения ЗОЖ.
Ребенок должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования.
В группе был создан уголок здоровья и безопасности, в котором размещены тематические материалы.
Создается предметно-развивающая среда, по каждой тематике создается наглядно-дидактический материал, для более доступного объяснения тем.
При проведении каждого занятия необходимо, чтобы оно проходило не в форме скучного монолога, а приобретало форму беседы. Также обязательно присутствует наглядный материал, ведь если ребенок еще не может чего-то понять в словесной форме, то наглядная форма облегчает понимание темы, которую мы проходим. Также на занятиях всегда идет коллективное обсуждение, ребята могут задать все интересующие их вопросы, которые возникли в процессе занятия.
Необходимо постоянно поддерживать интерес детей к здоровому образу жизни, формировать положительное отношение к своему здоровью.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Тематическое планирование
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь | Режим дня | Познакомить детей с режимом дня, объяснить важность соблюдения режима. |
Со спортом я дружу | Формировать желание у детей заниматься спортом, вести активную жизнь. | |
Октябрь | Мы маленькие чистюли | Познакомить детей с гигиеническими навыками. |
Я с расческою дружу | Продолжать формировать навыки гигиены. Расчесывать волосы и быть опрятным | |
Кто живет на наших ладошках | Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. | |
«Одевание и раздевание. Складывании одежды» | Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик, в шкаф. | |
Ноябрь | Я человек | Объяснить детям о том, что один индивид – человек, много индивидов – люди. Интерес к познанию собственного тела |
Как я выгляжу | Познакомить детей с названия частей тела: голова, руки, ноги | |
О частях нашего тела | Рассказать о строении нашего тела. О частях нашего тела, о том, что они могут двигаться, о бережном отношении к своему телу. | |
Зачем нужны мышцы | Дать детям понять, что такое мышцы и что только благодаря им мы можем выполнять движения. | |
Декабрь | Зачем нам нужны кости | Дать детям понять, что такое кости и что только благодаря им мы можем выполнять движения. |
Что стучит у нас в груди | Рассказать детям о том, что в нашей груди есть маленький моторчик – наше сердечко. | |
Вдох выдох | Дать представление детям о том, что у нас в груди есть легкие | |
Наша кожа
| Рассказать детям о коже, о ее свойствах, о том, как ухаживать за ней и сохранить здоровой. | |
Январь | Здоровые зубки | Рассказать детям о том, как ухаживать за зубами и как сохранить их здоровыми как можно дольше. |
Что бурлит в животе | Рассказать детям о свойствах кишечника | |
Есть ли у человека почки | Рассказать детям о значении почек в нашем организме | |
Февраль | Как работает мозг | Формировать у детей знания о работе мозга |
Чем мы видим все вокруг | Рассказать детям о свойствах глаз в нашем организме. | |
Чем мы слышим | Рассказать детям о свойствах ушей в нашем организме. | |
Чем мы чувствуем запахи | Рассказать детям о свойствах носа | |
Март | Зачем нам язык | Расширить представление детей о языке как органе. |
Откуда берутся витамины | Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. | |
Вредное и полезное | Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании. | |
День здоровья | Викторина | |
Апрель | Правила поведения на природе | Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас на природе и как их избежать. |
Такая опасная вода | Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас на воде и как их избежать. | |
Азбука Ау | Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас в лесу и как их избежать. | |
Кто такие клещи | Рассказать детям о клещах и о том, как избежать укуса и что делать, если это все-таки произошло. | |
Май | Опасности на солнце | Расширить представление детей о солнце. Рассказать об опасности солнечных лучей и как необходимо себя защитить. |
Как сберечь свое здоровье | Повторение пройденного материала. Викторина. |
Список литературы:
- Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет : планирование, занятия, игры / авт.-сост. М. Р. Югова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 137 с. - (ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность).
- Реализация образовательной области "Физическое развитие" / авт.-сост.: Г. Ю. Байкова, В. А. Моргачева, Т. М. Пересыпкина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 171 с. - (ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности) .
- Вайнер Э.Н. «Валеология: учебник для вузов, 6-е издание»., Мзд. – М.: Флинта, Наука, 2008 – 416 с.
- Дубровский, В.И., «Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. В.И. Машков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999 – 560 с.
- Латохина Л.И., Андрус Т.А., «Творим здоровье души и тела», СПб.: ООО «Издательство Пионер», 2000 – 316с.
- Колобанов В.В., «Валеология: основные понятия, термины и определения», СПб.: ДЕНИ, 1998 г., 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по хореографии «Веселый каблучок»
для детей 4-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...