«Зрительная гимнастика в дошкольной образовательной организации»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация:
«Зрительная гимнастика
в дошкольной образовательной организации»
Подготовила: воспитатель
Хасанова С.В.
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90% информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь. К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:
— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
— чередование занятий детей с отдыхом;
— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
— контроль за правильной позой детей во время занятий;
— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
— активное гармоничное физическое развитие детей;
— организация рационального питания и витаминизации;
— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Цель зрительной гимнастики:
• включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
• формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.
Гимнастика для глаз улучшает:
- циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;
- укрепляет глазодвигательные мышцы глаз;
- улучшает способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях;
- снимает зрительное напряжение;
- повышает зрительную работоспособность;
- улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
• длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
• с использованием художественного слова;
• с опорой на схему;
• с сигнальными метками;
С использованием художественного слова.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.
Например «Веселая неделька»
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. | Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда |
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна); (снимает глазное напряжение). |
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать | (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки); (упражнение для снятия глазного напряжения). |
По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. | (Смотреть прямо перед собой, поставить палец или руку на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку). (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). |
В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать | Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). |
Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. | Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). |
В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. | Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). |
Так же зрительную гимнастику можно использовать как физминутку во время занятий. Например: «Детский сад».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
С опорой на схему
Дети смотрят на специальную схему зрительной гимнастики и повторяют и глазками повторяют ее. Например:
С сигнальными метками
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.
«Метка на стекле» по Э. С. Аветисову
Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы, стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 миллиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку предлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
Соблюдая эти несложные правила и выполняя эти упражнения дети смогут сохранить хорошее зрение, защитить и сберечь свои глаза. А гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз.
Поможем нашим дети смотреть на этот яркий мир своими глазами, а не через очки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактический потенциал зрительной гимнастики в образовательном процессе ДОУ
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблио...
«Утренняя гимнастика детей в дошкольной образовательной организации летом»
Утренняя гимнастика-комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить дошкольников, на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом ан...
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации
Цель: изучение возможностей дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации.Задачи:1.Изучить теоретические аспекты оздоровления детей 4 ...
Консультация "Роль зрительной гимнастики дошкольного возраста"
Консультация в помощь родителям«Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста».Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка зас...
Консультация для педагогов на тему:«Зрительная гимнастика в дошкольной образовательной организации»
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90 процентов информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает ...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...