Тренинг с педагогами ДОУ: "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ".
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для педагогов ДОУ. | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с педагогами ДОУ:
"Эмоциональное выгорание педагогов".
Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.
3.Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.
4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Правила работы в группе.
- Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
- Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над чем ведется работа);
- Обращение на ты;
- Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
- Искренность в общение;
- Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
- Уважение к говорящему ( У каждого должна быть возможность высказаться)
Беседа:
Что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий ( например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.
Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.
Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
Высокий уровень эмоционального истощения. Снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность или эмоциональное перенасыщение. Возможны частые агрессивные реакции, необоснованные вспышки гнева, появление симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.
Средний уровень эмоционального истощения. Присутствуют отдельные симптомы эмоционального истощения (эмоциональная отстраненность, утрата интереса к окружающему), что при высоких показателях по другим шкалам, сигнализирует о начале эмоционального выгорания.
Низкий уровень эмоционального истощения. Адекватные происходящему эмоциональные реакции, сохранённые способности сочувствовать и сопереживать. Хороший эмоциональный тонус.
Упражнение «Я на работе, я дома»
Теперь я вас попрошу нарисовать два круга, не больших. Первый круг будет реальный как происходит у вас сейчас на работе т.е. делим свой круг на проценты. Сколько процентов у вас занимает дом а сколько работа.А второй круг как бы вы хотели, возможно вы бы не чего и не меняли. Оставили все как есть.
Исследования показывают что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления.
Когда мы эмоционально выгораем первое что- то с нами происходит – это стресс. Стресс – это все что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
«Как мы мыслим так мы себя и чувствуем. То есть все зависит от уменияи правильно реагировать на те или иные события.
Стресс бывает хороший и плохой(Пример стресса –Это когда Наталья Викторовна участвовала в конкурсе «Воспитатель года» и получала положительные эмоции. Пример дистресса это несчастный случай дома, в детском саду- не чего хорошего одни отрицательные эмоции)
Дистресс – это вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведение.
Тест на дистресс:
Отмечайте галочкой симптомы будут у вас встречаться.
Симптомы дистресса:
* рассеянность;
* ухудшение памяти;
* повышенная возбудимость;
* постоянная усталость;
* потеря чувства юмора;
* резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
* пристрастие к алкогольным напиткам;
* отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);
* иногда боли в голове, спине, в области желудка;
* полное отсутствие источников радости.
Если у вас присутствуют 5 или более из этих признаков, то нужно срочно вытаскивать себя из болота.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: Освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение «Калоши счастья»
Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ситуации:
- Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.
- В группу поступил «особенный» ребенок.
- Вы попали под сокращение.
- По дороге на работу вы ломаете каблук.
- Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.
- Вас отправляют в двухнедельную командировку в другой город на курсы повышения квалификации по совершенно неинтересной и ненужной вам теме.
- Коллеги приняли решение скинуться на дорогой подарок для начальника, а вам это не по душе.
- Вы внезапно заболели.
- У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.
- Вы опоздали на работу.
- Вы не подготовились к занятиям.
- Ваши дети в группе стали вести себя очень шумно.
- У вас накопилось много бумажной работы.
Обсуждение:
Упражнение: «Цвет твоей судьбы».
Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит Сегодня мы будем работать с цветом. Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я».
Чаще всего самих себя мы видим в зеркале, особенно когда примериваем обновку и смотрим, подходит ли нам тот или иной цвет. И так, хочется, чтобы отражение всегда было прекрасным! Но известно, что наш мир – большое зеркало, и оно показывает нам нас же.
. Рефлексия «Цветное настроение»
Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
Характеристики цветов:
Черный – цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни
Белый цвет- ассоциируется с чистотой, добродетельностью, радостью. Но нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда.
Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение.
Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости. Это волевой, властный , вспыльчивый и общительный.
Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Синий — цвет неба, покоя, расслабления, такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.
Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.
Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу.
Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку потребность в поддержке, опоре.
Упражнение «Найди себе подобных»
Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
- «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
- «Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на гласный и согласный звук»;
- «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;
- «Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
- «Объединитесь в группы те, кто любит детей».
Упражнение «Дерево »
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса: обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессом.
Материал: Большой ватман с нарисованным деревом , стикеры зеленые и розовые.
«Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающийся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессом.
На ваших листочках напишите, на зеленом напишите, что вам нравится в вашей работе, а на розовом отрицательные качества.
Кто готов, теперь давайте их наклеим, как листья, на дерево.
Естественные приемы регуляции организма:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• наблюдение за пейзажем за окном;
• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
• мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее);
• "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
• эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
• эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Упражнение «Ласковый дождь»
Цель: релаксация
«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право.( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее… Отпустите соседа…...Подставьте руки дождю… лицо….почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо.»
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ» (музыка «Звуки леса с водой»)
Садитесь в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в
воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Заключительная часть
Давайте вспомним, что у нас было. Поделитесь с группой своими впечатлениями, ощущениями. Что вам понравилось что вы нового узнали о себе. Высказывается каждый по кругу.
Вопросы для беседы:
- Как вы можете на сегодняшний день оценить свои впечатления от занятий?
- Как изменилось у вас ваше эмоциональное состояние?
- Что вы унесете с собой после этих занятий как собственный опыт?
- Что хотите пожелать или сказать участникам?
ЛИТЕРАТУРА
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
- Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
Памятка педагогу
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни. Памятка педагогу
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
Использовать возможность выступить с речью;
Следите за питанием и фигурой;
Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
Не забывайте, что вы красивы.
Педагог-психолог Жирова И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"
23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагогов"
laquo;Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьм...