Комплекс упражнений по развитию носового дыхания.
консультация

Коротких Лариса Владимировна

Профилактика нарушений дыхания и формирование правильного дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_nosovogo_dyhaniya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

по развитию носового дыхания

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

Упражнения:

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом;
  • закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

Упражнения:

  • вдох носом, выдох через нос толчками;
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
  • рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
  • вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

Упражнения:

  • вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
  • вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
  • губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

        Совмещение навыка дыхания  с движениями

Упражнения выполняются в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

  • «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
  • На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.
  • Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.
  • Вдох попеременно правой — левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую закрывает подушечка большого пальца правой руки.

        Закрепление навыка дыхания в движении

Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

  • «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе — наклон, руки ладонями упираются в пол.
  • «Тряпичная кукла-1». И.п. то же. Вдох— руки поднимаются вверх. Выдох— расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
  • «Дровосек». И.п. то же. Вдох — руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
  • «Мельница». И.п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют положение.
  • «Насос». (И.п.) то же. Руки опущены, ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.
  • «Яйцо». И.п. то же. На вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
  • «Арлекин». И.п. то же. Руки в локтевых суставах раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы — вперед.
  • «Черепаха». И.п. то же. На вдохе вытягиваем шею вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) — возвращаем на место.
  • «Потягушки». И.п. то же. Руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спине назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.
  • «Свеча». И.п. то же. Вдох. Начинаем медленно, ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется), выдох становится интенсивнее (стремимся загасить свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).
  • «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело (пятки не отрываются от пола), на выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

  • «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

  • «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сторону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося звук «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

  • «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5—10 звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.

  • «Пушинка». И.п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.

  • «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично дыхательному «Тряпичная кукла-1». При выдохе произносится непрерывный длительный звук «м».

  • «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок — это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в каждый позвонок-звено.

  • «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.

  • «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя кругом, который сдувается (вначале громко, затем все тише и тише).

  • «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», представляя, что в груди находится столп света, который вырывается наружу вместе со звуком.

  • «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и», представляя себя длинной тонкой направленной вверх антенной.

  • «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков («а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.

  • «Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими же звуками):

а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.

Учитель-логопед Коротких Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для развития носового дыхания для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания

13 упражнений по развитию речевого дыхания...

Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста

В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания.

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания....

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания:...

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания у детей 3-4 лет

Данный комплекс игровых упражнений предназначен для развития правильного дыхания у детей.В помощь педагогам и родителям....