Комплекс упражнений по развитию носового дыхания.
консультация
Профилактика нарушений дыхания и формирование правильного дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений
по развитию носового дыхания
Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.
Упражнения:
- широко открыть рот и спокойно подышать носом;
- закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
Упражнения:
- вдох носом, выдох через нос толчками;
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
Упражнения:
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
- губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.
Совмещение навыка дыхания с движениями
Упражнения выполняются в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).
- «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
- На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.
- Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.
- Вдох попеременно правой — левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую закрывает подушечка большого пальца правой руки.
Закрепление навыка дыхания в движении
Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.
- «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе — наклон, руки ладонями упираются в пол.
- «Тряпичная кукла-1». И.п. то же. Вдох— руки поднимаются вверх. Выдох— расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
- «Дровосек». И.п. то же. Вдох — руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
- «Мельница». И.п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют положение.
- «Насос». (И.п.) то же. Руки опущены, ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.
- «Яйцо». И.п. то же. На вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
- «Арлекин». И.п. то же. Руки в локтевых суставах раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы — вперед.
- «Черепаха». И.п. то же. На вдохе вытягиваем шею вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) — возвращаем на место.
- «Потягушки». И.п. то же. Руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спине назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.
- «Свеча». И.п. то же. Вдох. Начинаем медленно, ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется), выдох становится интенсивнее (стремимся загасить свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).
- «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело (пятки не отрываются от пола), на выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.
Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания
Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.
- «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.
- «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сторону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося звук «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
- «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5—10 звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.
- «Пушинка». И.п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.
- «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично дыхательному «Тряпичная кукла-1». При выдохе произносится непрерывный длительный звук «м».
- «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок — это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в каждый позвонок-звено.
- «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.
- «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя кругом, который сдувается (вначале громко, затем все тише и тише).
- «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», представляя, что в груди находится столп света, который вырывается наружу вместе со звуком.
- «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и», представляя себя длинной тонкой направленной вверх антенной.
- «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков («а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.
- «Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими же звуками):
а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.
Учитель-логопед Коротких Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-171465-1548091144.jpg)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для развития носового дыхания для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста
В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-1201120-1576865625.jpg)
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания.
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/19/picture-1407747-1652929612.jpg)
Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания:...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/06/picture-1086458-1730898698.jpg)
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания у детей 3-4 лет
Данный комплекс игровых упражнений предназначен для развития правильного дыхания у детей.В помощь педагогам и родителям....