Картотека вокальных упражнений
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
Исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокальных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека вокальных упражнений | 779.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель Петренко Светлана Анатольевна
«Картотека вокальных упражнений»
- «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - В.В.ЕМЕЛЬЯНОВА.
Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.
Комплекс дыхательной гимнастики
Упражнение «НАСОС».
Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:
- медленно – «большой насос»;
- резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)
Упражнение «НЮХАЕМ ЦВЕТОК».
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)
Упражнение «ГРЕЕМ РУКИ».
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
Упражнение «РЕМЕШОК».
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
Упражнение «МЯЧИКИ».
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
Упражнение «ЗМЕЯ».
Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.
Упражнение «СВЕЧИ». Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА».
- Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
- Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
- Вдох носом – выдох ртом.
- Вдох через рот – выдох через нос
Упражнение «ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ».
Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ.
1. Ушки – Наклонить голову к плечу, сделать короткий вдох, на выдохе пропеть звук А (снимает любые спазмы, лечит сердце, О (оживляет деятельность поджелудочной железы, У (улучшает дыхание, И («прочищает» нос) .
2. Кошечка - присесть с разворотом в сторону, сделать вдох, выпрямиться и на выдохе произносить: АХ, ОХ, УХ (сброс негативной энергии, расслабление)
3. Ладошки – руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. Короткие вдохи с одновременным сжиманием пальцев в кулачки, на выдохе пропеть: Ы (лечит уши, улучшает дыхание, Э (улучшает работу головного мозга) .
«ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ». Очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы. Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпускать воздух. Ну, а если одеть на шарик пищалку, получится незаменимое пособие по изучению техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубоко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи» -чтобы они не поднимались и потихоньку выпускаем воздух… - «греем брошенного котенка в руках». Чем дольше будем дуть теплым воздухом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я стараюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.
«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ».
Детям предлагается надуть «воздушные шарики» (дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе. Надуваем, дети, шарик, он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш…
Стал он тонкий и худой.
«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК». Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога паровозик едет: «Чух-чух-чух…» - так долго, насколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
«ВЕТЕР».на звук «А» – теплое дыхание, на звук «У» - холодное дыхание.
«ОДУВАНЧИК» (материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.
«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
«ПО ЯГОДЫ».
Цель: развивать у детей внимание, динамический слух, равномерный вдох и выдох при наклоне;
Дети врассыпную ходят по залу под спокойную музыку. На акцент делают наклон («срывают ягодку»).
«ПОНЮХАЙ ЦВЕТОК».
Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:
- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;
- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;
- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца ве воздух.
То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога.
Вот какой, вот какой маленький цветочек мой. Он фиалкою зовётся. Пахнет солнцем и весной. Пчёлки быстрые ищут мёд в цветочках. И над ними кружат, самолёты точно.
«ДИРИЖЕР»
Выбирается ребенок – дирижер, ему дается дирижерская палочка. Ребенок медленно поднимает палочку вверх, дети делают глубокий вдох, медленно опускает – выдох.
2.«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА».
Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»:
- поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
- сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы).
- облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка).
Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:
- верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение
- нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
- вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
- вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
- упражнение «Поцелуй»
- растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
- упражнение «Рыбка»
- упражнение «Машинка»
По показу педагога выполняют певческую «разминку», произнося звуки на разной высоте:
Р-р-р-р…М-м-м-м…А-а-а-а…Кр-кр-кр-кр…
ЗВУКОРЕЧЕВАЯ ИГРА «ЛЕНИВЫЙ ЖУК».
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какую интересную корзиночку я нашла в лесу (вносит небольшую корзинку, наполненную различными игрушечными насекомыми).
Может, поиграем с жуками? (Педагог раздает несколько жуков детям).
Я немного пожужжу –жж, на ромашке полежу – жж,
Муха в воздухе летает –вз, я на муху погляжу –жж,
Поглядел и есть пора –жж-ням, жж-ням, Пожую, спою жужжалку: жу-жу-жу… и улягусь до утра-а-а… Потому, что спать пора –тс-с-с-с.
Муз.рукь: (Обращаясь к детям, поет на одном звуке).
Жук, жук, где твой дом?
Дети: (держат жуков, поют на том же звуке, отвечая педагогу).
Мой дом под кустом.
* * *
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». * * * По показу педагога произносят громко звуки: Эй-ай! Ай-ой! Ой-эй! * * * Вот зарядка язычка: вправо, влево, раз, два, (текст О.Арсеневской, описание движений Е.Кориновой). | |
Котик Музик утром встал, Чистить зубки побежал. | Дети потягиваются, «бегут». |
Вправо-влево, вправо-влево – Чистим зубки мы умело. | В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз. |
Пополощем ротик, Как чистюля Котик. | Имитация полоскания рта. |
Музик наш расческу взял И причесываться стал. Мы за ним не отстаем – Всё покажем язычком. | В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад; |
Дальше по порядку делаем зарядку! | Покачивают головой. |
Музик спинку выгибает, Музик спинку прогибает. | Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми. Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы. |
А теперь язык наш - мяч. Начинаем футбольный матч! Гол забили мы! Ура!! | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
Вот и завтракать пора: | Улыбнуться, открыть рот, |
Котик нам напек блины, Со сметаною они. | положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-ти. |
Как сметану любит Котик? Оближи скорее ротик. | Улыбнуться, открыть рот, языком верхнюю, затем нижнюю губу. |
А теперь чаек попьём. Чай мы в чашечку нальем. | Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки. |
Музик сыт, Музик рад! Музик любит всех ребят! | Ритмично хлопать в ладоши. |
Педагог: А сейчас мы с вами проведем веселый массаж! |
3. МАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ.
Упражнения гигиенического массажа:
1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.
2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.
3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.
4. Подбородок – выполняем активные касательные движения вправо-влево.
МАССАЖ ГОЛОВЫ «НАДО ГОЛОВУ ПОМЫТЬ»
Надо голову помыть - затылок и макушку. Пена мыльная ползет на лобик и на ушки. | сильным нажатием пальчиков имитируют мытье головы | ||||||
МАССАЖ ГОЛОВЫ «СЕНО» | |||||||
Сено мы душистое граблями сгребем. Стог огромный, стог пушистый, Соберем, соберем. | пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба к середине головы. | ||||||
МАССАЖ ГОЛОВЫ «РОБОТЫ» | |||||||
Мы роботы, мы роботы, а в голове у нас Пружиночки и болтики, колесики и гвоздики, Антенны просто класс! | спиралевидными движениями ведут пальцы от висков к затылку. | ||||||
МАССАЖ ГОЛОВЫ «ДОГОНЯЛКИ» | |||||||
Побежали по головке быстро-быстро пальчики. Вот они сбегаются, снова разбегаются, И опять сбегаются, снова разбегаются. Делают себе массаж девочки и мальчики. | сильно ударяя подушечками, как по клавиатуре, пальцы обеих рук бегают по голове | ||||||
Расчесочка, расчесочка, расчесочка моя! Причешет и пригладит расчесочка меня. Сделает расчесочка красивую причесочку! | Расчесывают волосы пальцами |
КОМПЛЕКС ИГРОВОГО МАССАЖА «ДРУЖОК»
У меня такие ручки! | Стоят парами по кругу спиной друг к другу, гладят свои руки. |
По-смо-три! Звонко хлопают в ладоши. Раз, два, три! | Хлопают. |
Твои ручки тоже На мои похожи. | Поворачиваются друг к другу, гладят по ручкам друг друга |
Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок! | Кружатся «лодочкой». |
У меня такие щечки! По-смо-три! | Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки. |
Я пощиплю их немножко. Раз, два, три! | Легко щиплют щечки. |
Твои щечки тоже На мои похожи. | Поворачиваются, растирают щечки друг друга. |
Хорошо с тобой, дружок. Покружись со мной разок! | Кружатся «лодочкой». |
У меня такие ушки! По-смо-три! Разотру их потихоньку. Раз, два, три! | Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей. Растирают уши с усилием. |
Твои ушки тоже На мои похожи. | Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга. |
Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок! | Кружатся «лодочкой». |
У меня такая спинка! По-смо-три! | Стоят спиной друг к другу, гладят себя по спинке. |
Я похлопаю по спинке. Раз, два, три! | Шлепают ладошками по спине. |
Твоя спинка тоже На мою похожа. | Поворачиваются друг к другу, шлепают по спине друг друга. |
Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок! | Кружатся «лодочкой». |
. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕСЕНКА-РАСПЕВКА С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ МАССАЖЕМ «ДОБРОЕ УТРО» (сл. и муз.О Арсеневской)
Доброе утро! Улыбнись скорее! | разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу. |
И сегодня весь день | «пружинка» |
Будет веселее. | Поднимают ручки вверх |
Мы погладим лобик, Носик и щечки. | выполняют движения по тексту. |
Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! | наклоны головы к правому и левому плечу поочередно. |
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее! | движения по тексту |
Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! | разводят руки в стороны |
ИГРОВОЙ МАССАЖ «ЗАЙКА»
Зайка белый прибежал и по снегу прыгать стал. Прыг-скок, прыг- поскок! Непоседа наш дружок. | дети легко постукивают пальцами ступням ног; | |||
Зайка прыгнул на пенек, В барабан он громко бьет: Бум-бум-тра-та-та! Зимой погода – красота! | дети шлепают ладошками по коленям; | |||
А в лесу такой мороз! Зайка наш совсем замерз. | Дети хлопают ладошками по плечам; | |||
Лапками – хлоп-хлоп. | хлопают в ладоши; | |||
Ножками – топ-топ. | топают; | |||
Носик – трет-трет-трет | поглаживания крыльев носа; | |||
Ушки мнет-мнет-мнет | пощипывают ушки; | |||
Прыгай выше, Зайка. Зайка – попрыгайка. | легкие прыжки. | |||
«ПРОГУЛКА» - автор – Власова Л.И.. | ||||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы сейчас пойдем гулять. Вот полянка, Вот лесок, Возле речки бугорок. На полянке две лягушки, Две веселые подружки. На песочке возле речки Загорают человечки. Нагулялась детвора – Нам домой идти пора! | Постукиваем пальцами по шее, щекам, носу, лбу, по голове. Пальчики бегают по лбу, волосам, носу. Пальцы «прыгают» по щекам. Поглаживаем горлышко. Пальчики «шагают» по лицу. |
4. «ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ».
Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:
- атака гласных звуков (А-О-У-Э-Ы-И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
- пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
- преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).
Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.
Упражнение № 1
На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
Упражнение № 2
Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 3
По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
Упражнение № 4
Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 5
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
Упражнение № 6
До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение № 7
Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 8
По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
«Качели».
Детям предлагается представить, как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Слова «Вверх», «Вниз», голосом показывая, куда движутся качели.
Музыкальный руководитель:
Качели на веревочках понравились девчоночкам.
И мальчики довольны, все покачались вволю.
«Ракета».
«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».
Пропевают попевку «Скок-скок-поскок, молодой дроздок» в разных регистрах. «Строим башню» - строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше звук)
«Ленточки».
Сложить в «музыкальную коробочку» красивые ленточки и вытягивать их по одной, припевая при этом «длину» ленточки.
«Передай песенку».
Взять в руки небольшой предмет, который поместится в руке ребенка. Передать ребенку этот предмет вместе со звуком. Ребенок должен вернуть предмет и звук обратно. Ребенок запомнил песенку, но поет очень тихо, не слышно. Простой лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.
Работа с руками.
Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, разнообразно и выразительно. Даже с самыми слабыми детьми это позволяет достичь хороших результатов. Низкий звук – руки внизу. Высокий – вверху. Плавный звук - мягкие движения. Отрывистый - руки совершают отрывистые движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим процессом извлечения звука.
Рисование голосом.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, падающие звезды…
В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
«Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета».
5. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ ПО ИНТЕРВАЛАМ И ИНТОНАЦИОННЫМ ОБОРОТАМ.
«ПРИМА»
- Андрей-воробей,не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
- Барашеньки-крутороженьки по горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют, Ваню потешают.
- Выпал снег, первый снег, всюду шум, всюду смех.
Я с горы полечу, вдоль реки покачу.
Я кричу и смеюсь, я пурги не боюсь.
«СЕКУНДА»
- Я играю на гармошке, и поют мои друзья.
Подпевают за окошком нам четыре воробья.
- Сорока, сорока, где была? Далеко,
Кашку варила, детушек кормила.
- Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,
Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела.
- Лето рясно в рубахе красной,
В зеленых сапожках бежит по дорожке.
- Уж как шла Лиса по травке, нашла грамоту в канавке.
Она села на пенек и читала весь денек.
«ТЕРЦИЯ»
- Ку-ку на суку.
- Сидит кукушка на суку, кричит: ку-ку, ку-ку, ку-ку…
Как только ей не надоест, весь день кричит, не пьет, не ест!
- Солнца луч, солнца луч. Он разгонит стаи туч.
- Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко.
Твои детки плачут, по камушкам скачут.
- Петя-булочник, испеки ситничек,
Сладкую ватрушку, булочку и плюшку.
- Та-та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
- Спи, мой мишка, баю, баю. Ночь спустилась голубая.
Звезды сонные мигают, засыпают, баю, баю.
- У медведя во бору грибы, ягода беру,
А медведь на нас глядит, и ворчит.
- Дин-дон, дин-дон, в переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон дин-дон, дин-дон.
«КВАРТА»
- Вставай!
- На заре труба поет: «Та-ра! Та-ра!»
Нас в поход она зовет: «Та-ра! Та-ра!»
- Василек, василек, мой любимый цветок.
- Скок, скок, поскок, молодой дроздок,
Но водичку пошел, молодичку нашел.
- Гуси летят, на всю Русь трубят:
«Гу – гу – гу! Мы несем весну».
«КВИНТА»
- Пароходик, пароход мимо берега плывет.
- Часы стучат: тик-так, тик- так.
Часы ворчат: тик-так, тик-так.
Считать минуты – не пустяк:
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
- Утром встану рано, рано, небо чисто-чисто,
И ко мне бегут тюльпаны по траве пушистой.
- Кудахчут куры во дворах:
Кудах – тах – тах,
Кудах – тах – тах.
ИНТОНАЦИОННЫЙ ОБОРОТ: 5-3-1 СТУПЕНИ.
- Капитан!
- Бубенчики висят, качаются звенят.
Повторим мы их звон: динь-динь, дан-дан, дон-дон!
- Колокольцы бубенцы раззвонились, удальцы.
Дили, дили, дили – дон! Отгадай, откуда звон?
- Федорок с вершок, голова с горшок,
Шапка колышком, ножки бревнышком.
ИНТОНАЦИОННЫЙ ОБОРОТ: 5-6-5-3 СТУПЕНИ.
- Выросла я, липка, тоненькой и гибкой.
Не ломай меня! Не ломай меня!
- Зайку бросила хозяйка - под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок.
- Тонкая березка, ростом невеличка.
Словно у подростка, у нее косичка.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИЙ.
- Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.
Быстро поднимайся, мойся, одевайся.
Ты пройди, пройди по кругу, выбери подругу.
- Фокус-покус, трали-вали, едет мышь на самосвале.
Ты чего же это, мышь, сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
- Топи, топи, тошки, кую, кую ножки,
Ножки у Антошки едут по дорожке.
- Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой - не угнаться за тобой!
- Белка пела и плясала, Будто заводная.
Все подметки оттоптала – шла домой босая.
- Федя-медя, требуха, съел корову и быка
И пятнадцать поросят - только хвостики висят.
- Шел, шел без дорог. Где шел – там и лег.
До весны пролежал, а потом побежал.
8. Шесть котят есть хотят. Дай им каши с молоком,
Пусть лакают языком, потому что кошки
Не едят из ложки.
- Ночь пришла, ночь пришла, тишину привела.
Задремал петушок, и запел сверчок.
10. Кто там прячется в углу? Кто забился под скалу?
Кто усами шевелит, ничего не говорит?
Старый краб, не будь упрям, вылезай-ка лучше к нам!
11.Ой ты, радуга-дуга! Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
«БУТЕРБРОД С МАСЛОМ»
Очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд». Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом возрасте, но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.
«СТЕКЛЯННЫЕ ВАЗОЧКИ»
Непросто объяснить порою и пение на стаккато. В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каждую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как исполнить этот приём.
«Часики» - (М.ф «Фиксики»)
Тики-тики-тики-тики-так-так-так (тики-восьмые, так-четверти).
«ПТИЧКИ»
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели. Посидели. И дальше полетели.
«ЗДРАВСТВУЙ»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
«РАДУГА»
Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг |
Над деревьями, | Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты |
Домами, | Руки сложены над головой крышей. |
И над морем, над волной, | Нарисовать волну рукой. |
И немножко надо мной. | Дотронуться до головы. |
Пропевание гласных: «А-О-У-И-Э» - упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках.
«ВЕТЕР»
Раз-два-три-четыре-пять! | Дети кладут ладони на плечи и то соединяют. |
Будем с ветром мы играть! | Локти то перед грудью, то разводят их в стороны. |
Ветер с листьями играет, | Поднимают руки вверх и встряхивают кистями. |
Ветер веточки качает, | Качают поднятыми руками вправо – влево. |
Клонит иву вниз, к ручью, | Наклоняются вперед, стараясь достать руками пол. |
Гонит к берегу волну. | Делают волнообразные движения руками перед собой. |
Только дуб стоит могучий, Тянет веточки он к туче, Ветра не боится он, Не согнуть у дуба ствол. | Встают прямо, руки вдоль туловища. Поднимают руки вверх. Кладут ладони за голову, напрягая мышцы рук. |
РАСПЕВКА «ЦВЕТОЧЕК»
Цель: подготовить голосовые связки к пению, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат.
На полянке, между кочек, От травы зеленой Потянулся вверх цветочек, Хрупкий, несмышленый. Он от ветра задрожал И листочки вверх поднял. Вот росой умылся, А потом раскрылся! | Дети сидят на корточках, опустив голову Медленно поднимают голову. «Дрожат» Выпрямляются, поднимают руки вверх, «Умываются». Встают, руки в стороны. |
- Здравствуй, солнце ясное!- Здравствуй, день пригожий! Я цветок – такой прекрасный, Добрый и хороший! | Хлопают над головой. Разводят руки в стороны, чуть наклонившись. Гладят себя по голове. |
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
( «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина, стр. 156).
Цель: Продолжать формировать у детей навык различать музыкальные части, выполнять движения в соответствии с ними. Развивать активность детей, закреплять умение соблюдать дистанцию во время передвижения, следить за осанкой, ориентироваться в пространстве.
Дети стоят в кругу. На полу лежат платочки-листочки.
На 1ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх солнышко на палочке. Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют. Проигрыш – дети двигаются между платочками в произвольном направлении, подражая движениям любых животных или птиц (кошка, собака, воробей, медведь и т. д.)
На 2ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх тучку на палочке. Дети присаживаются на корточки, надевают на голову платочки и не шевелятся. Проигрыш – водящий с тучкой ходит между детьми и «капает дождиком» на пошевелившихся участников игры (легонько стучит пальчиком.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ.
Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato.
«КАПЕЛИ»
Кап, кап, кап – капают капели (а-а-а - пропеваем отрывисто).
То весна к нам пришла, птички прилетели,
Птички прилетели – песенки запели (а--- поём протяжно).
«СИНИЧКАа».
Ты, синичка, полетай,
С нами вместе поиграй!(Ф-ууу! Ф-ууу) .
(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз.При этом птички подлетают вверх несколько раз.) В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.
ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ legato и staccato
«УКАЧИВАНИЕ»
Уа-Уа, ах - как девочка мала,
Уа-Уа, любит петь она с утра.
Уа-Уа, подпеваю ей сама,
Уа-Уа, говорить с ней нам пора.
УПРАЖНЕНИЯ – ПЕНИЕ glissando.
Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.
«КОШКА».
Села кошка на окошко, дайте молока немножко:
Мяу, мяу, мяу, мяу.
«БАРБОС».
На дворе рычит Барбос. Он гоняет рыжих ос: Р-р-р-р
Отчего рычит Барбос? Осы жалят его в нос: Р–Р-Р-Р-Р
«ПЧЕЛКИ».
Пчёлки-жужжалки, пчёлки-кусачки,
Я вам сейчас покажу: чтоб не кусались.
Чтоб не мешались, я вас сейчас накажу!
Ж – Гав - Ж- Гав, Ж– Гав - Ж
Ж - Гав - Ж- Гав, Ж- Ж - Гав
М. р. Продолжаем мы играть, голос будем развивать.
«КОЛОКОЛЬЧИК» Картушина (по методу Огороднова) (тихо – громко)
Звенит маленький колокольчик, дети поют тихо:
Динь-динь, динь-динь, мы тихонечко звеним.
Звучит большой колокольчик, дети поют громко:
Дон-дон, дон-дон, всюду слышен перезвон.
М. р. Дети мы подготовили наши голоса к пению,
Теперь мы можем петь легко и свободно.
Давайте пройдем на стульчики.
Сейчас мы будем сидя петь, не сутультесь, как медведь,
Спинку выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.
Раз! Вдох! И запели, птицей звуки полетели.
Руки, плечи - всё свободно, петь приятно и удобно!
М. р. Прощаться, как известно, не очень интересно.
Но мы кивнем друг другу, помашем на прощанье,
И дружно-дружно вместе всем скажем: «До свиданья! »
ПРОПЕВАНИЕ НА ОДНОЙ ВЫСОТЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ ТИХИМ И ГРОМКИМ ГОЛОСОМ.
«ЭХО».
Мы в лесу гуляли, мы грибов набрали,
Где же наши детки, детки-малолетки? А-у!
ПРОПЕВАНИЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
НА crescendo и diminuendo. с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания по низходящим секвенциям.
«КУКУШКА»
Зелёная опушка, идём по холодку,
В лесу поёт кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку»
«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
До – на лавочке сидит,
Ре – в окошечко глядит,
Ми – выходит на балкон.
Фа – заводит разговор,
Соль – танцует и поёт,
Ля – сухарики грызёт,
Си – на солнышко глядит
И бубенчиком звенит!
До, си, ля, соль, фа, ми ре, до!
ПОПЕВКА «СОЛНЫШКО»
Девочки: Солнышко!
Мальчики: Солнышко!
Девочки: Появись.
Мальчики: Появись.
Девочки: Нам скорей
Мальчики: Нам скорей
Девочки: Покажись.
Мальчики: Покажись.
Вместе:
Освети светлицу, чтоб сияли лица,
Глазоньки блестели, детушки запели:
“Солнышко!”
Ребёнок:
В небе солнце появилось, и светлица осветилась!
Ведущий:
Но войдут в светлицу лишь веселые лица!
Дети:
– Те, кто редко скучает,
– Те, кто редко зевает,
– Те, кто не любят реветь,
Не любят без дела сидеть,
– Кому не нравится драться,
А нравится петь, играть...
Все вместе: ...и смеяться! (Смеются.)
6. « ЗВУКОРЕЧЕВЫЕ ИГРЫ»
«ЛЕНИВЫЙ ЖУК».
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какую интересную корзиночку я нашла в лесу. (Педагог вносит небольшую корзинку, наполненную различными игрушечными насекомыми).
Может, поиграем с жуками? (Педагог раздает несколько жуков детям).
Я немного пожужжу – жж, на ромашке полежу – жж,
Муха в воздухе летает – вз, я на муху погляжу – жж,
Поглядел и есть пора – жж-ням, жж-ням, пожую, спою жужжалку: жу-жу-жу… и улягусь до утра-а-а… Потому, что спать пора – тс-с-с-с.
Музыкальный руководитель: (Обращаясь к детям, поет на одном звуке).
Жук, жук, где твой дом?
Дети: (держат жуков, поют на том же звуке, отвечая педагогу).
Мой дом под кустом.
* * *
По показу педагога выполняют певческую «разминку», произнося звуки на разной высоте:
Р-р-р-р…М-м-м-м…А-а-а-а…Кр-кр-кр-кр…
* * *
По показу педагога произносят громко звуки: Эй-ай! Ай-ой! Ой-эй!
* * *
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
«ВЕТЕР» Картушина (протяжное пение)
Музыкальный руководитель поет текст, дети по нисходящей поют «у-у-у-у».
Дует, дует ветер -
Дети: у-у-у-у.
Я всех сильней на свете.
Дети: у-у-у-у.
Дерево качаю –
Дети: у-у-у-у.
Парус надуваю –
Дети: у-у-у-у.
С листьями играю –
Дети: у-у-у-у.
На землю опускаю –
Дети: у-у-у-у.
7.«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»
«МОИ ПОМОЩНИКИ». | ||
Вот помощники мои | показать ладони | |
Их как хочешь, поверни: | повернуть ладони, держа их горизонтально | |
И вот так, и вот так - | потирать руками | |
Не обидятся никак! | хлопки | |
Раз (1), 2, 3, 4, 5 - | соединить пальчики | |
Не сидится им опять: | встряхнуть кистями рук | |
Постучали, | постучать по коленям | |
Повертели, | круговые движения ладоней, держа их вертикально | |
И работать захотели! | потираем руки | |
«НАПЕРСТОК» | ||
Вышивает, шьёт иголка | левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка | |
Пальцу больно, пальцу колко | Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) | |
А напёрсток в тот же миг, К девочке на пальчик прыг. | выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки | |
Говорит иголке – шей, | ||
А колоться ты не смей. | шьют и грозят пальцем | |
«ТУК-ТУК» | ||
Раздается тихий звук: дети стучат пальчиком о пальчик Тук-тук! Тук-тук! Раздается там и тут: Тук-тук! Тук-тук! Это наши пальчики Тук-тук! Тук-тук! Прыгают, как зайчики! Тук-тук! Тук-тук! А теперь и громкий звук: дети стучат кулачком о кулачок Тук-тук! Тук-тук! Это наш веселый стук: Тук-тук! Тук-тук! Это кулачки стучат, Тук-тук! Тук-тук! Домик строят для зайчат! Тук-тук! Тук-тук! |
8.«ПЕВЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ» по Огороднову» 2015 г.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПО ОГОРОДНОВУ
Адаптированная для детей дошкольного возраста: Кириченко И.Г. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с певческой установкой.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Певческая установка (правила пения): - сидеть (стоять) ровно; - не сутулиться; - корпус и шею не напрягать; - голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; - дыхание брать свободно (не брать в середине слова); - петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; - рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; - нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Научимся сначала петь на одном звуке: не выше и не ниже, а ровно (показ рукой), и на одном гласном. Какие гласные вы знаете? (Дети отвечают). Нам надо петь с самого простого. Когда плачет маленький ребенок, что он произносит? (УА). Значит гласный – У - и есть самый простой. Если малыш умеет его произносить, то вы это сделаете отлично. Дети осваивают навык в произношении гласного - У. Помогает образная сторона песенки «Ворон»: ворон играет на трубе, значит, и рот должен быть раскрыт, губы вытянуты дудочкой. А труба - серебряная: играет нежно, красиво.
«ФИЛИН»
ОБРАЗЦЫ СХЕМ-АЛГОРИТМОВ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ И ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ (по методике Д.Огороднова)
Рисование голосом. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, падающие звезды… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя её так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
39
9.« СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОКАЗАНИЙ ПЕВЧЕСКОГО
ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ» (по методике В.Емельянова)
1. Дети, стоя по кругу, делают друг другу массаж спины; поглаживание сверху-вниз. 2. Кисти рук к плечам, поднимаем плечи, делаем вдох, отводя их назад, опускаем плечи, на выдохе, не убирая рук с плеч, локтями выталкиваем воздух с нижнего отдела грудной клетки. 3. Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры, постукивая кончиками пальцев по лицу, начиная от корней волос и вниз Постукивание должно быть довольно интенсивным. Лицо должно как бы загораться. 4. Подушечками указательного и большого пальцев массировать ушные раковины сверху вниз до покраснения. 5. Покусывание кончика языка 4-8 раз, пока не увлажниться полость рта. 6. Покусывание языка зубами слева направо. 7. Касание кончиком языка верхней губы, нижней, щек. Упражнение называется «иголочка». 8. Провести языком между деснами и губами, как бы чистим языком зубы и «рисуем колесо». 9. Пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию губ. 10. «Злая кошка». Открывается рот так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба, губы отстают от зубов и даже десен, желательно, чтобы были видны десны и произносится угрожающая интонация на звуке «Ы» - кошка как бы рычит, кисти рук при этом прижаты к передней части туловища, пальцы полусогнуты, как бы царапаются. Затем руки выбрасываются вперед со звуком «А» - выражающем «испуг». Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально. 11. «Маленький рупор - большой рупор». От звука «а» на пиано - к звуку «у» на форте и обратный порядок.
12. «Крокодильчик». Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед не шевеля губами, произносятся слова на одном звуке, тихо, монотонно: «У моего крокодильчика ротик маленький» на слово «маленький» рот максимально открыт, произносится слово маленький громко, а - ударный и протяжный звук.
13. «Восьмерка» Рисуем восьмерку в воздухе руками на слоги у-ша-жи. «У» - низкий звук, начало 8. «ША» - средний звук, середина 8. «ЖИ» - высокий звук, верх 8 и обратный ход. 14. «Я хороший певец». Легкий массаж движение шеи от подбородка вниз. Говоря при этом «Я хорошо пою. Я хороший певец».
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
1. Находим указательными пальцами обеих рук за ушами "замок", который должен открываться. Оставляем "замок" открытым на несколько секунд и зафиксируем это положение. Так должен открываться рот всегда при пении гласных звуков: а, о, ё, я, е, ю, у, э. 2. Кусаем кончик языка так, чтобы выделялась слюна. Язык становится более управляемым, чувствительным. 3. "Шинкуем" язык от кончика и далее, вытаскивая его вперед. 4. Жуем язык. 5. Кончиком языка проводим по верхней полости рта (рот в это время закрыт).
6. Выполняем щелчки языком. 7. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.
8. Оттопыриваем нижнюю, затем верхнюю губу. 9. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду. 10. Чмокаем губами, посылая воздушный поцелуй. 11. Втягиваем внутрь губы и резко открываем рот. 12. Изображаем сведенное лицо в одну, затем в другую стороны. 13. Выпятить всю челюсть вперед.
14. Третьими пальцами легко постукать по лицу, вискам, под глазами, по лбу, подбородку. 15. Легкое надавливание кончиками пальцев всего лица. 16. Положить указательные пальцы под глаза и поднимать их щеками. 17. Наморщить переносицу, насупиться, затем расслабиться. 18. Выполнять круговые вращения челюстью. 19. Изобразить "дебильное" лицо: язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт, глаза выпучены.
10.«СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ»
Идут бобры в сыры боры; идут бобры в дворы стары.
* * *
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
* * *
У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
* * *
Прохор и Пахом ехали верхом.
* * *
Галка села на палку, палка ударила галку.
* * *
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
У быка бела губа была тупа.
* * *
Водовоз вез воду из водопровода.
* * *
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
* * *
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
* * *
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
* * *
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
* * *
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
* * *
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
* * *
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
* * *
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
* * *
Корабли лавировали, да не вылавировали.
* * *
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
* * *
Сразу сорок шесть мышат по углам с утра шуршат:
Сорок шустрых шалунишек и шесть скромных крошек-мышек.
* * *
Белка шишки шелушила, на сучках грибы сушила:
Скоро осень. Белка - в спешке: "Мне б собрать еще орешки!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольс...
Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."
Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...
Проект "Вокальные упражнения и дыхательная гимнастика как средства развития вокальной деятельности дошкольников"
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям....
картотека вокальных упражнений
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспита...
Картотека вокальных упражнений
Картотека вокальных упражнений...
Картотека «Вокальные упражнения»
Картотека игр на развитие певческих данных детей дошкольного возраста....
Тематическая картотека По здоровьесберегающей технологии в пении для детей старшей группы (вокальные упражнения)
Задачи:• Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;• Способствовать ...