Картотека массажных игр..
картотека

Баландина Наталья Михайловна

Одной из здоровьесберегающих технологий является самомассаж.Так же, как и пальчиковые игры включаю массаж и самомассаж во вреся занятий.      Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми все упражнения самомассажа сопровождаются небольшими стихотворными  формами. Для ребят это просто игра, которую они выполняют с удовольстыием.    Дети быстро запоминают стихотворную форму, текст которой подсказывает, какое действие надо выполнять. Таких стихотворений за горды работы скопилось много, я их поставралась систематизировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazhnye_igry_s_predmetami.docx440.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад  № 67 «Виктория»

                                                           Г. Смоленск

КАРТОТЕКА МАССАЖНЫХ ИГР

https://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2017/08/uprajneniya-samomassaj-1.jpg

Автор составитель:

музыкальный руководитель

Баландина Н.М.

       Самомассаж как одна из нетрадиционных игровых средств в работе воспитателя имеет большое значение в развитии детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

        Дети дошкольного возраста нуждаются в развитии мелкой моторики на всех возрастных этапах. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.

        Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка в целом. На ряду с этим игровой самомассаж способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений, а так же тесно связан с развитием речи и мышления. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

        Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется в работе воспитателя нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми упражнения самомассажа желательно сопровождать небольшими стихотворениями.

        При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками. При использование нетрадиционного игрового материала массажной поверхностью служит сам предмет или сыпучий материал.

        Самомассаж  рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание  рук.

       Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

        Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми все упражнения самомассажа сопровождаются небольшими стихотворными        формами.

МАССАЖ РУК.

«Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок,   (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок,  (Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко-громко закричал,  (Поглаживают левую руку от кисти к

К себе курочек позвал плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки  ( Похлопывают правую руку в том же

Петю услыхали,   направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали,   левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки  («Пробегают» по правой руке

Побежали без оглядки.  пальцами левой, затем по левой руке

пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: ( Поколачивают по правой руке пальцами

Клю-клю-клю… левой, затем по левой руке пальцами

правой.)

Травку сочную щипать:  (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип…  левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать: ( Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… затем левую руку правой.)

 «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!  (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли!  (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке,  (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,  (Массируют указательный палец.)

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке,  (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим  (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

«Строим дом»

Целый день тук да тук,  (Дети похлопывают ладонью руки от

кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке.)

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком сначала по

левой, а затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат.   кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек, (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков, (Растирают кулаком правой руки

левую руку.)

Этот дом для девочек, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по левой руке.)

Этот дом для мальчиков, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую

руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём! (Поглаживают ладонью правую

руку от кисти к плечу.)

Будем песни распевать, («Тарелочки» - вид танцевальных

движений, имитирующих скользящие движения оркестровых

тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука –

снизу вверх.)

 

 «Умывальная песенка».

Хуже наказанья -  (Дети качают головой вправо-влево.)

Жить без умыванья,

Все ребячьи лица  (Мягкими движениями проводят

Обожают мыться.  пальцами по лицу.)

Без воды, без мыла  (Растирают ладонями нос.)

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно -  (Растирают уши.)

Вымыться не трудно!

Честно, честно – (Растирают ладони друг о друга.)

Чистым быть чудесно.

Теперь нос чистый,  (Указательным пальцем касаются

носа.)

Теперь рот чистый,  (Показывают на рот.)

И подбородок чистый,  (Прикасаются к подбородку.)

И глазки блестят,  (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)

Весело глядят!  (Протягивают ладони вперёд.)

«Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки,  (Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть.  ладонь о другую.)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки  (Растирают их всё быстрее.)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня, (Вытягивают вперёд раскрытые

Вот, потрогайте меня!   ладони.)

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

  «Овощи»

Выросли у нас чесночок,  (Дети растирают фалангу

Перец, томат, кабачок.  указательного пальца от ногтя к

основанию.)

Лук и немножко горошка,  (Растирают фалангу среднего

Тыква, капуста, картошка.  пальца от ногтя к основанию.)

Овощи мы собирали,  (Растирают фалангу безымянного

Ими друзей угощали.  пальца.)

Квасили, ели, солили,  (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

«Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:  (Дети сжимают и разжимают

Десять птичек – стайка.   пальцы рук.)

Это птичка соловей,  (Массируют мизинец левой руки.)

Это птичка воробей,  (Массируют безымянный палец

левой руки.)

Это птичка совушка,  (Массируют средний палец левой

Сонная головушка.   руки.)

Это птица коростель,  (Массируют указательный палец

левой руки.)

Это птица свиристель,  (Массируют большой палец левой

руки.)

Это птичка скворушка,  (Массируют мизинец правой руки.)

Серенькое пёрышко.

Это зяблик,  (Массируют безымянный палец

правой руки.)

Это стриж,  (Массируют средний палец

правой руки.)

Это развесёлый чиж. (Массируют указательный палец

правой руки.)

Ну а это злой орлан!  (Массируют большой палец

правой руки.)

Птички, птички, по домам! (Прячут пальцы за спину правой

руки.)\

  «Шёл медведь».

Шёл медведь к своей берлоге  (Дети поочерёдно массируют

Да споткнулся на дороге.  пальцы левой руки.)

«Видно, очень мало сил  (Пальцами одной руки придерживают

Я на зиму накопил»-  палец другой руки, нажимая сверху.)

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл. (Поочерёдно массируют пальцы

Все медведи – сладкоежки,   правой руки.)

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

«Сорока».

Сорока – белобока  ( Дети водят указательным пальцем

Кашку варила.   по ладони.)

Детушек кормила.

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала,  (Поочерёдно массируют пальцы,

Этому дала,  начиная с мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (Скользят пальцами друг о друга.)

Он дров не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

Вот тебе горшок пустой! (Сжимают в кулак пальцы одной руки.)

Иди в угол и постой!

 «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели,  (Дети показывают пять пальцев

левой руки.)

Один улетел, а другие запели. (Массируют большой палец.)

И пели, пока не сморила усталость, (Загибают большой палец.)

Один улетел, а трое остались.  (Массируют указательный палец.)

Сидели втроём и немного скучали, (Загибают указательный палец.)

Один улетел, а двое остались. (Массируют средний палец.)

Сидели вдвоём и снова скучали, (Загибают средний палец.)

Один улетел, и остался один. (Массируют безымянный палец.)

Один посидел… Взял и улетел!  (Массируют мизинец.)

(В конце все пальцы зажимают в кулак.)

МАССАЖ СПИНЫ

 «Дятел».

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом,  (Дети похлопывают ладонями

Дуб долбил, как долотом.  по спине.)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!  (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,  (Поглаживают спину ладонями.)

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!

 «Кто пасётся на лугу? »

-Далеко, далеко  (Дети встают «паровозиком»,

кладут руки на плечи и похлопывают по плечам впереди стоящего.)

На лугу пасутся ко…. (Загибают большой палец на правой руке и рисуют четырьмя пальцами «змейку» вдоль позвоночника.)

-Козы?  (Наклоняют голову вперёд.)

-Нет, не козы! (Качают головой влево-вправо.)

-Далеко, далеко (Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся ко… повторяют движения.)

-Кони? Нет, не кони!

-Далеко, далеко  (Снова поворачиваются на 180 градусов

На лугу пасутся ко… и повторяют движения.)

-Коровы?

-Правильно, коровы! (Поворачиваются на 90 градусов, качают головой, руки на поясе.)

Пейте, дети, молоко, (Постепенно медленно приседают,

Будете здоровы!  на последний слог быстро встают и поднимают руки вверх.)

 «Дождь»

Дождь, дождь целый день  (Дети похлопывают по спине

Барабанит в стёкла.  ладонями.)

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Воет, воет за окном  (Растирают кулаками спину

Недовольный ветер,  круговыми движениями.)

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи  (Постукивают по спине кулаками.)

В запертые сени!

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!

Руки тянутся к теплу, (Поглаживают спину ладонями.)

Стёкла запотели,

На стене и на полу

Заплясали тени.


«Ехала машина»

Поставьте два пальца  над переносицей малыша и проделывайте легкие массирующие движения:

Ехала машина,
Ехала, ехала,
С горки съехала -    
(пальцы массируя, разъезжаются, спускаются и поглаживают кожу  -  под  глазами)                                                   
Дальше поехала.    
  (пальцы массируют крылья носа)
Буксует, буксует,       
(вокруг крыльев носа массируем подольше)
Снова поехала,         
(спускаемся к губе под дырочками)
В тоннель уехала .   
 (немного массируем дырочки изнутри)

«Веселый массаж»


Поглаживайте называемые части тела и лица:

Тут лес,        
(пальчиком гладит по чёлке малыша)
Тут поляна,  
(по лобику)
Тут бугор,  
   (носик)
А тут яма,     
(ротик)
Тут грудь,
Тут живот,

А тут сердечко живёт.

                           Массаж ладоней  «ШИШЕЧКА»

 1. Мы катаем шишечку, между двух ладошек. 
    Вот какие шишечки , есть у наших крошек! 
                            (катаем шишку между ладонями) 

2. Превратилась в ежика- колется иголкой, 
Левой нашей рученьке , очень-очень колко! 
                          (берем шишку в прав. руку и осторожно колем лев. ладошку) 

3. Пощекочем шишечкой, правую ладошку, 
Как приятно шишечкой, щекотать немножко! 
                        (берем шишку в лев. руку и щекочем ладошку прав. руки) 

4. Обхватили шишечку, вот и барабанчик! 
Превратился в палочку, наш веселый пальчик! 
                       (обхватили шишку прав. рукой, носиком вниз, широкой стороной вверх,   .                      стучим указ. пальцем лев.руки) 
    (Перевернули шишку широкой стороной на ладонь лев.руки, чуть придерживаем) 
5. Выросли сестреночки, на опушке летом- 
   Это наши шишечки, елочки с секретом! 
                        ( немного раскачиваем рукой ) 
6. Поливает дождичек, капает по веткам, 
Вырастайте, елочки, все на радость деткам! 
                      ( пальчики быстро дотрагиваются до отдельных «лепестков» шишки) 

                 ( Положить шишку в ладошку, накрыть другой ладошкой и качать) 
7. Вот устала шишечка, и легла в кроватку, 
Спи спокойно, шишечка, в колыбельке сладко! 


 "Гладь мои ладошки, еж".
С детьми можно проводить парами. Один держит щёточку - другой проводит по ней ладошкой.

Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

 "Мне снесла синичка хрупкое яичко"

Обыгрываем маленький мячик, шарик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,
Крепко гнездышко свила, (1)
И снесла яичко
Умница-синичка, (2)
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно -
Так у птиц заведено. (3)

1 - с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.
2 - взрослый кладет каждому ребенку в "гнездо" мячик (орех) - "яйцо".
3 - ребенок катает мячик (орех) между ладоней - одна сверху, другая снизу.

"Будь сильней моя рука".

Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая стихотворение. После каждой строки руки меняются.

Я сожму свое кольцо -
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать...
Пополам его согну
И восьмеркой заверну.

Колючие ёжики

Движения мячиком - ритмичное сжимание, прокатывание между ладошками, подбрасывание.

Под комод забрался ежик,
У него не видно ножек,
У него - такого злючки -
Не причесаны колючки.
И никак не разберешь -
Щетка это или еж?

ИГРЫ С МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИОписание: Описание: http://savepic.ru/1465929m.jpgОписание: Описание: http://savepic.ru/1447497m.jpgОписание: Описание: http://savepic.ru/1504840m.jpgОписание: Описание: http://savepic.ru/1496648m.jpg


Мячик сильно посжимаю 
И ладошку поменяю.              /Сжимать мячик

                                          правой рукой, затем  левой./ 


«Здравствуй, мой любимый мячик! » 
Скажет утром каждый пальчик.         / Удержать мяч                

                                     указательным и большим пальцем,    затем средним и большим,                

                                      безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем./ 

                                             ***
Крепко мячик обнимает, 
Никуда не выпускает.                  /Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем./ 
Только брату отдает: 
Брат у брата мяч берет.               /Передать мяч, удерживаемый большим и указательным

                                                       пальцами, в соответствующие пальцы левой руки./ 

                                             ***
Два козленка мяч бодали 
И другим козлятам дали.                 /Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки

                                                       мяч. Затем средними пальцами и т. д./ 

***
По столу круги катаю, 
Из-под рук не выпускаю. 
Взад-вперед его качу; 
Вправо-влево — как хочу.                   /Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево,                        

                                                        назад – вперед./ 

***
Танцевать умеет танец 
На мяче мой каждый палец.         /Катать мяч кончиками пальцами правой руки:      

                                                   указательным, средним, безымянным и мизинцем./ 

***
Мячик пальцем разминаю, 
Вдоль по пальцам мяч гоняю.       /Катать мяч всей длинной пальцев правой руки./ 

***
Мячик мой не отдыхает — 
Между пальцами гуляет.         /Удерживать мяч между указательным и средним пальцами,

                                           средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем./ 
***
Поиграю я в футбол 
И забью в ладошку гол.           /Ладошками отбивать мяч./ 

***
Сверху левой, снизу правой 
Я его катаю — браво.             /Левой ладошкой катать мяч по правой ладони./ 
Поверну, а ты проверь — 
Сверху правая теперь!

Качели

Такие деревянные бигуди можно использовать для массажа - катать между ладонями под ритм стихотворения. Стишок можно подобрать любой - по теме занятия.

Мы катались
На качелях,
Нас кружили
Карусели...
Мы устали?
Мы устали....
Ох! - ручки отдыхаютОписание: http://savepic.ru/1483336m.jpg

Упражнение для массажа головы  «СЕНО»

Пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба к середине головы

Сено мы душистое

Граблями сгребаем.

Стог огромный,

Стог пушистый

Соберём, соберём.

Упражнение для массажа спины  «ДОЖДИК» (стихи Нины Пикулевой)  


Дождик бегает по крыше       Дети встают «паровозиком» друг  

                                            за другом и похлопывают по

                                             спине друг друга
Бом! Бом! Бом!


По веселой звонкой крыше – Постукивают пальчиками
Бом! БОМ! БОМ! 

-Дома, дома посидите,            - Кулачками
Бом! Бом! Бом! 

Никуда не выходите,              - Растирают ребрами ладони 
Бом! Бом! Бом1


Почитайте, поиграйте         - Кладут ладони на плечи и                            

                                           растирают  плечи кругов.движ
Бом! Бом! Бом!


А уйду- тогда гуляйте…         Поглаживают ладонями 
Бом… Бом… Бом..


Затем дети разворачиваются на 180 и повторяют массаж.

 игровой массаж  «ДРУЖОК»

У меня  такие ручки!                            

По-смо-три!    

Звонко хлопают в ладоши.                  

Раз, два, три!

Твои ручки тоже                                  

На мои похожи

Хорошо с тобой, дружок,                  

Покружись со мной разок!      

У меня такие щёчки!                        

По-смо-три!        

Пощиплю я их немножко                

Раз, два, три!

Твои щёчки тоже                            

На мои похожи!    

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок!

У мня такие ушки!

По-смо-три!

Разотру их потихоньку,

Раз, два, три!

Твои ушки тоже

На мои похожи!

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок!

У меня такая спинка!

По-смо-три!

Я похлопаю по спинке

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже

На мою похожа!

Твоя спинка тоже

На мою похожа!

Хорошо с тобой. Дружок,

Покружись  со мной разок!                          

                                 

 Массаж – РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ  

Рельсы-рельсы,

Шпалы-шпалы,

Ехал поезд запоздалый

Из последних из окошек

Мы просыпали горошек

Пришли куры покревали

Пришли утки пощипали

Пришел слон потоптал

Дворник всех метлой прогнал

Массаж тела «СТРАУС КУККИ» (Модель Т.Боровик)  

Страус Куки встал с постели,              

Поразмял себе бока,                              

Поразмял себе и шейку,                        

Словно длинную линейку.

Поворочал головой –

Вправо, влево,

Что с тобой?

Крылья  в стороны торчат,

Ножки что-то не стоят.

Наклонился клювом к луже,

Заглянул туда поглубже.

Посмотрел и так и сяк,

А прическа – кавардак.

Это можно все исправить,

Перышки слегка пригладить,

Выпрямить осанку –

Заварить овсянку.

Сладко потянуться,

И просто улыбнуться

Массаж ладоней  «ШИШЕЧКА» 

 1. Мы катаем шишечку, между двух ладошек. 
    Вот какие шишечки , есть у наших крошек! 
                             
2. Превратилась в ежика- колется иголкой, 
Левой нашей рученьке , очень-очень колко! 
                         
3. Пощекочем шишечкой, правую ладошку, 
Как приятно шишечкой, щекотать немножко! 
                       
4. Обхватили шишечку, вот и барабанчик! 
Превратился в палочку, наш веселый пальчик! 
                       

5. Выросли сестреночки, на опушке летом- 
   Это наши шишечки, елочки с секретом! 

6. Поливает дождичек, капает по веткам, 
Вырастайте, елочки, все на радость деткам! 

7. Вот устала шишечка, и легла в кроватку, 
Спи спокойно, шишечка, в колыбельке сладко! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССАЖНОГО ШАРИКА СУ-ДЖОК, ДЕТСКОГО ЭСПАНДЕРА И ПРИЩЕПОК

ЧТО ТАКОЕ СУ- ДЖОК? В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы про...

Картотека пальчиковых упражнений с массажным мячом

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642591","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642601","at...

Картотека игр с массажными мячиками

Массажные мячики, это полезные и интересные занятия для малышей.Они с увлечением делают массаж ладошек, спинок, ножек с веселыми стишками из картотеки игр. Массаж польчиков стимулирует речевую деятель...

картотека игр с массажными мячиками

«Солдаты»Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движен...

Картотека пальчиковых игр с применением массажного шарика Су - Джок

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...