Мастер-класс для родителей и педагогов "Игры, которые лечат"
методическая разработка (старшая группа)

Синельникова  Светлана Федоровна

Цель мастер-класса:  повысить профессиональную компетентность педагогов и родителей  по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и педагогов «Игры, которые лечат»

Цель мастер-класса:  повысить профессиональную компетентность родителей и педагогов по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОО.

Задачи: - расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значении для развития ребенка;

-создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами, с родителями;

-интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности и «умных» эмоций.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Оборудование: плюшевый медвежонок; клубок ярких ниток; мячи; грецкие орехи.

Задачи для детей: - закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;

- формировать навыки выразительности, пластичности в движении;

- совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически – практическая часть.

«Игры, которые нас лечат»

Значение основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Пояснение, рекомендации и проведение игровой техники, связанной с двигательной активностью и развитием эмоциональной сферы детей.

Выбор материала для будущей работы.

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

I. Вступительная часть.

1.Организационный момент. Встреча участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей в ДОУ как основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования. Здоровьесберегающие технологии. «Игры, которые нас лечат»», на примерах игр и упражнений. Совместно с вами мы познакомимся с двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а  в процессе практической деятельности вы освоите некоторые игровые техники.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психологического здоровья детей.

2. Теоретическо – практическая часть.

Итак, мы начинаем. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического и социально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей. Так что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют следующие его компоненты: здоровье физическое , психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним, определения этих терминов:

1)  Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

2)  Психическое здоровье- это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих дух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Оказывается, быть здоровым не так уж и просто!

Постановка проблемной ситуации, сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое и психическое и здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах, компьютеризация и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей и как следствие «истощению» их коммуникативного общения. Это приводит к эмоциональной возбудимости, отставанию в развитии двигательной сферы, недостаточному развитию моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесбеоегающие технологии.

Считаю, что для детей дошкольного возраста важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

В течение дня использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж и самомассаж,
  • физкультминутки.

Применяю в работе психологические средства и методы, включающие в себя:

  • психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
  • тренинги на устранение отрицательных эмоций,
  • релаксационные упражнения,
  • подвижные и сюжетно-ролевые игры,
  • создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей, а значит вместе с ребенком меняетесь и вы, ваши отношения друг с другом.

Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении, постепенно готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.

Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и страхов и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это  вы . . Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то педагог-. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

 Общие рекомендации по проведению игр

1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие

большой психофизиологической нагрузки.

2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали

разносторонние воздействия.

4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим,

интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения.

Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

В условиях реформирования современного общества перед нами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждого ребенка. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия.

   Арт-терапия — это не просто уроки рисования, это свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

 Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, как интеллектуальное,  так и эмоциональное, раскрытие творческого  потенциала

Возможности арт-терапии:

-развивать в ребенке когнитивные навыки: спонтанность и

совершенствовать внимание, память, мышление;

- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

- научиться общаться, используя изобразительные, двигательные, звуковые средства;

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки;

-освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а также   наблюдать как изменения собственного поведения влияет на окружающих;

- повышать самооценку;

- развивать навыки принятия решений;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться изобразительным искусством, музыкой и др., и реализовать свою способность к творчеству.

Через искусство и созидание ребенок может бережно, но при этом глубоко проникнуть внутрь себя, исследовать и трансформировать то, что скрыто в подсознании, «расколдовать» и познать себя истинного. А значит - более разумно строить отношения с любимым человеком.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов:

1. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение.

2. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение». 

Анимационная терапия – использование приемов анимации;

Куклотерапия   - идентификация с образом любимого героя (сказки,мультфильма, игрушки).

Библиотерапия – работа с книгами, литературой;

Имаготерапия  - театрализация психотерапевтического процесса.

Драматерапия – театр и актерское мастерство;

Игротерапия – терапия через игру, игровые ситуации;

Изотерапия - изобразительное творчество, живопись, графика;

Музыкотерапия – музыка в качестве терапевтического средства;

Оригами – фигуры из бумаги;

Песочная терапия – работа с песком;

Сказкотерапия – проигрывание и анализ сказок;

И многие другие виды.
Наиболее распространенные из них –
изотерапия, сказкотерапия, игровая и песочная терапии.

Изотерапия (рисование, аппликация, ручной труд, лепка)

Один из наиболее распространенных видов  арт-терапии.
Рисование, аппликация, лепка – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, изотерапия  выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому изодеятельность широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

Заповедь изотерапии

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа:

«Я не художник».

Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

 Изо-деятельность «Волшебный цветок»

                      Игровая терапия

Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

1. Нейропсихологическое упражнение «Цветные квадраты»

2.Игра «Кто быстрее съест спагетти?»

3.Игра «Звездопад»

4.Игра «Гусеница»

5.Игра «Рулончики»

6.Игра «Не упади в лаву»

7.Музыкальная игра (дети)

                        Сказкотерапия

Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий  потенциал и позволяет «достучаться»  до каждого участника.

Сказкотерапия( маски – медвежонок, белочка, ежик, шишки, пенечки)-для преодоления замкнутости

«Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н.А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.

Материал для инсценировки. Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс), поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н.А. Римский-Корсаков), лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика ( бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

                      Музыкотерапия

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен "Мазурка, "Прелюдии« , Штраус "Вальсы",  Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. 

Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3.Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония  6", часть 2,  Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор".

5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия" 1,Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть. Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах "Итальянский концерт",  Гайдн "Симфония".

                         Песочная терапия

Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

 ( на столах тарелочки с песком , попросить оценить мастер-класс сердечком, цветочком, если было неинтересно поставить знак вопроса)

                            Флешмоб (дети)

Помните, самое главное - это не  во что играть, а то, как играть. Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать мир детей насыщенным и ярким, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!». Понимайте «своих» детей и растите вместе! Пусть наши дети растут здоровыми! Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и педагогов «Игры, которые лечат»

Цель мастер-класса:  повысить профессиональную компетентность родителей и педагогов по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОО.

Задачи: - расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значении для развития ребенка;

-создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами, с родителями;

-интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности и «умных» эмоций.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Оборудование: плюшевый медвежонок; клубок ярких ниток; мячи; грецкие орехи.

Задачи для детей: - закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;

- формировать навыки выразительности, пластичности в движении;

- совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически – практическая часть.

«Игры, которые нас лечат»

Значение основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Пояснение, рекомендации и проведение игровой техники, связанной с двигательной активностью и развитием эмоциональной сферы детей.

Выбор материала для будущей работы.

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

I. Вступительная часть.

1.Организационный момент. Встреча участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей в ДОУ как основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования. Здоровьесберегающие технологии. «Игры, которые нас лечат»», на примерах игр и упражнений. Совместно с вами мы познакомимся с двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а  в процессе практической деятельности вы освоите некоторые игровые техники.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психологического здоровья детей.

2. Теоретическо – практическая часть.

Итак, мы начинаем. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического и социально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей. Так что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют следующие его компоненты: здоровье физическое , психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним, определения этих терминов:

1)  Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

2)  Психическое здоровье- это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих дух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Оказывается, быть здоровым не так уж и просто!

Постановка проблемной ситуации, сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое и психическое и здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах, компьютеризация и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей и как следствие «истощению» их коммуникативного общения. Это приводит к эмоциональной возбудимости, отставанию в развитии двигательной сферы, недостаточному развитию моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесбеоегающие технологии.

Считаю, что для детей дошкольного возраста важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

В течение дня использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж и самомассаж,
  • физкультминутки.

Применяю в работе психологические средства и методы, включающие в себя:

  • психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
  • тренинги на устранение отрицательных эмоций,
  • релаксационные упражнения,
  • подвижные и сюжетно-ролевые игры,
  • создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей, а значит вместе с ребенком меняетесь и вы, ваши отношения друг с другом.

Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении, постепенно готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.

Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и страхов и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это  вы . . Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то педагог-. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

 Общие рекомендации по проведению игр

1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие

большой психофизиологической нагрузки.

2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали

разносторонние воздействия.

4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим,

интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения.

Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

В условиях реформирования современного общества перед нами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждого ребенка. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия.

   Арт-терапия — это не просто уроки рисования, это свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

 Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, как интеллектуальное,  так и эмоциональное, раскрытие творческого  потенциала

Возможности арт-терапии:

-развивать в ребенке когнитивные навыки: спонтанность и

совершенствовать внимание, память, мышление;

- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

- научиться общаться, используя изобразительные, двигательные, звуковые средства;

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки;

-освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а также   наблюдать как изменения собственного поведения влияет на окружающих;

- повышать самооценку;

- развивать навыки принятия решений;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться изобразительным искусством, музыкой и др., и реализовать свою способность к творчеству.

Через искусство и созидание ребенок может бережно, но при этом глубоко проникнуть внутрь себя, исследовать и трансформировать то, что скрыто в подсознании, «расколдовать» и познать себя истинного. А значит - более разумно строить отношения с любимым человеком.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов:

1. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение.

2. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение». 

Анимационная терапия – использование приемов анимации;

Куклотерапия   - идентификация с образом любимого героя (сказки,мультфильма, игрушки).

Библиотерапия – работа с книгами, литературой;

Имаготерапия  - театрализация психотерапевтического процесса.

Драматерапия – театр и актерское мастерство;

Игротерапия – терапия через игру, игровые ситуации;

Изотерапия - изобразительное творчество, живопись, графика;

Музыкотерапия – музыка в качестве терапевтического средства;

Оригами – фигуры из бумаги;

Песочная терапия – работа с песком;

Сказкотерапия – проигрывание и анализ сказок;

И многие другие виды.
Наиболее распространенные из них –
изотерапия, сказкотерапия, игровая и песочная терапии.

Изотерапия (рисование, аппликация, ручной труд, лепка)

Один из наиболее распространенных видов  арт-терапии.
Рисование, аппликация, лепка – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, изотерапия  выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому изодеятельность широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

Заповедь изотерапии

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа:

«Я не художник».

Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

 Изо-деятельность «Волшебный цветок»

                      Игровая терапия

Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

1. Нейропсихологическое упражнение «Цветные квадраты»

2.Игра «Кто быстрее съест спагетти?»

3.Игра «Звездопад»

4.Игра «Гусеница»

5.Игра «Рулончики»

6.Игра «Не упади в лаву»

7.Музыкальная игра (дети)

                        Сказкотерапия

Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий  потенциал и позволяет «достучаться»  до каждого участника.

Сказкотерапия( маски – медвежонок, белочка, ежик, шишки, пенечки)-для преодоления замкнутости

«Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н.А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.

Материал для инсценировки. Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс), поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н.А. Римский-Корсаков), лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика ( бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

                      Музыкотерапия

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен "Мазурка, "Прелюдии« , Штраус "Вальсы",  Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. 

Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3.Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония  6", часть 2,  Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор".

5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия" 1,Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть. Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах "Итальянский концерт",  Гайдн "Симфония".

                         Песочная терапия

Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

 ( на столах тарелочки с песком , попросить оценить мастер-класс сердечком, цветочком, если было неинтересно поставить знак вопроса)

                            Флешмоб (дети)

Помните, самое главное - это не  во что играть, а то, как играть. Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать мир детей насыщенным и ярким, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!». Понимайте «своих» детей и растите вместе! Пусть наши дети растут здоровыми! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС "Государство должно заботиться о детях, которые остались без родителей."

"Государство должно заботиться о детях, которые остались без родителей". ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Учить детей со­переживать, совершать по собственной воле до­брые поступки. Дать представлени...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей презентация: «Игры которые лечат»

Беда, когда болеют дети. Их неокрепший организм борется, и мы всеми силами стараемся помочь ребёнку: обследуем у специалистов, достаём лекарства, стараемся обеспечить покой.Всё это правильно при сложн...

Мастер-класс для воспитателей разновозрастных групп. "Игры, которые лечат"

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОО КАК ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ...

Мастер- класс для воспитателей на тему "Игры, которые лечат"

Цель: развитие  информационной и коммуникативной компетенции в  вопросах оздоровления дошкольников через использование новых форм работы в условиях ДОУ.Задачи:1. Раскрыть важность наличия пр...

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...