Дыхательно –пластические этюды для развития речевого дыхания у детей с ОНР
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

Думаю, не нужно объяснять, как важно научить детей правильно дышать. Это важно не только для постановки звуков, но и для повышения общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelno_plasticheskie_etyudy.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательно –пластические этюды для развития речевого дыхания у детей с ОНР

Думаю, не нужно объяснять, как важно научить детей правильно дышать. Это важно не только для постановки звуков, но и для повышения общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. 

Для развития речевого дыхания используются специальные упражнения, игры, комплексы дыхательной гимнастики. Закрепляю правильное дыхание у детей не только с помощью игр и упражнений, но и выполняя дыхательно – пластические этюды, например, такие:

Дыхательно- пластический этюд «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

Этот этюд помогает укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Выполняется лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты.

Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони.

В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4—10 раз.

Дыхательно- пластический этюд «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Этот этюд укрепляет межреберные мышцы, учит концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Выполняется лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.

Дыхательно- пластический этюд «Воздушный шар летит вверх» (верхнее дыхание)

Этот этюд укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Выполняется лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Дыхательно- пластический этюд «Надуваем мячи разного размера».

Дети стоят свободно. Вместе с педагогом договариваются. Какой мяч будут надувать (с начала маленький).

Вдох

Выдох - показываем размер мяча руками.

Затем начинаем надувать воображаемый мяч. Руки ставят у рта, сомкнутыми ладошками и пальцами, образуя отверстия, куда будут дуть. Затем делают вдох и несколько прерывистых выдохов. На каждый выдох руки, расходятся – мяч надувается. «Надутый» мяч кладут на пол. Надувают следующий.

Дыхательно- пластический этюд «Снежки».

Сгребаем снег в кучку двумя руками. Лепим снежок.

Вдох носом – бросок.

Выдох – «ух!».

Дыхательно- пластический этюд «Дровосек».

Встаем свободно. Ноги на ширине плеч.

Медленный долгий вдох – руки подняли над головой и быстрый резкий выдох на наклон туловища вниз: «Ух!».

Дыхательно- пластический этюд «Сильные гребцы».

Отправляемся в поход по реке на лодках. Сели все удобно, вдохнули медленно носом, наклонились вперед, руки впереди.

Резко выдохнули, туловище распрямили, руки прижали к животу – «Ух!».

Интересны и полезны также этюды «Солнышко», «Большое солнце и маленькое солнышко», «Ветерок» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.В логопедической работе важным является речевое дыхание, ...

Дыхательная гимнастика Упражнения для развития речевого дыхания

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система-это энергетичекая база для речевой ссистемы.Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитию голоса. Дыхательные упраж...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель данных упражнений – развитие вдоха через нос и плавного, длительного выдоха через рот. При этом необходимо следить, чтобы плечи не поднимались, щеки не надувались....