Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)
В презентации предлагаются здоровьесберегающие технологии по формированию и развитию речевого дыхания (теоретический и практический материал) у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 695.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
Игровые упражнения для коррекции речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/c №52 Брыкова Ольга Ивановна
Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Дыхание в процессе речи имеет существенные отличия от физиологического дыхания.
Основные различия
физиологического и речевого дыхания
Физиологическое дыхание | Речевое дыхание |
Фазы: вдох – выдох – пауза | Фазы: вдох – пауза – выдох |
Происходит непроизвольно, рефлекторно вне нашего сознания. | Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. |
Назначение: осуществление газового обмена. | Назначение: основа голосообразования, формирование речевых звуков, речевой мелодики. |
Вдох и выдох через нос. | Вдох и выдох через рот. |
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое. | Выдох значительно длиннее вдоха. Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. |
Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая. | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. |
Характер речевого дыхания подчинён семантическому, лексико-грамматическому, интонационному наполнению высказывания.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Ста- новление речевого дыхания завершается к 10 годам.
Существует прямая зависимость между уровнем развития дыхания и физическим развитием организма.
Нарушения дыхательной функции наблюдается у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами:
- незрелость клеток дыхательного центра
- недостаточная иннервация органов дыхательного аппарата
- непроходимость носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т.п.
Таким образом, речевое дыхание у детей, имеющих речевые нарушения, развивается патологически.
Характерные особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией:
- задержка дыхания
- судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки
- дополнительные вдохи
- недостаточный объём вдыхаемого воздуха, перед началом речевого высказывания
- укороченный, нерационально используемый речевой выдох.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объём лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания, являющийся базой речевого дыхания.
- Цель дыхательных упражнений дыхательных упражнений состоит в том, что бы научить детей быстро и бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Важно при работе над речевым дыханием обратить внимание на следующее:
- во время вдоха плечи ребёнка неподвижны
- грудь сильно не приподнимается при вдохе и не опускается при выдохе
- живот при вдохе поднимается, а при выдохе опускается
- вдох производится через рот
- вдох – мягкий короткий, выдох – плавный длительный
- сделав вдох, не задерживая дыхание, начинать говорить
- говорить на выдохе
Условия проведения занятий, упражнений
- занятия проводятся в сухом проветренном помещении
- занятия проводятся через 1-1,5 часов после приёма пищи
- занятия проводятся в одежде, не сковывающей движений
- дозировать количество и темп проведения упражнений, не допуская переутомления
Работа по развитию речевого дыхания проводится в играх и упражнениях согласно следующим разделам:
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса.
- Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
- Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
- Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.
Игры можно проводить с использованием полифункционального оборудования (сухой бассейн, тоннель, мячи-гиганты), которое улучшает тренировочный эффект, а также расширяет арсенал коррекционного воздействия на дыхательно-голосовую систему.
Варианты игр и упражнений
на развитие речевого дыхания без участия речи
«Игрушки сели на качели»
(сухой бассейн)
Цель: Укреплять диафрагму.
Описание. Ребёнок лежит в бассейне на спине – на животе у него игрушка.
Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально
втянуть живот.
«Сеньор помидор»
(мячи-гиганты или стульчики)
Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.
Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках). Ступни прижаты к полу.
Кисти рук - нагрудной клетке. Вдох - через нос, руки сопротивляются расхождению рёбер. Задержка дыхания. На вдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки сжимают грудную клетку. Лицо напряжено.
«Парусный фрегат»
(мячи-гиганты или стульчики)
Цель: Тренировка ступенчатого выдоха.
Описание. Сидя на мячах (стульчиках), дети делают полный вдох через нос. Через, плотно сжатые, губы делают ступенчатый выдох малыми порциями с напряжением и сопротивлением (можно сопровождать небольшими поворо-
тами головы, как бы дуя в разные паруса).
Варианты дыхательно-голосовых игр и упражнений
на материале гласных и согласных звуков
«Царство ветров»
(тоннель)
Цель: Формировать и развивать речевой голос (звучность, диапазон).
Описание. Педагог рассказывает детям, что далеко за морями, за горами
живут ветры: северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усили-
вающийся, западный – затихающий. Перед началом игры педагог показывает символы звуков А, У, И, О.
Дети, проползая через тоннель, пропевают звуки разные по высоте, силе,
тембру, громкости, модуляции.
Звук У – холодный северный ветер. Звук низкий.
Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный, высокий, ровный.
Звук А – ветер потеплее восточный, усиливающийся.
Звук О – ветер западный. Звук затихающий (от сильного к слабому).
«С горки»
(мячи-гиганты или стульчики)
Цель: Тренировать фиксированный выдох.
Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках). Выпрямляясь, вставая делают
вдох носом. Садясь, на выдохе произносят «у-у-ух».
«Надуваем паруса»
(мячи-гиганты или стульчики)
Цель: Формировать фонационное дыхание с сопротивлением.
Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках), руки подняты над головой и
соединены в виде паруса. Дети делают полный вдох через нос и дуют через рот с сопротивлением «с-с-с» - холодный ветер, «х-х-х» - тёплый ветер.
«Паровоз»
Цель: Учить произвольно изменять темп и громкость речи.
Описание. Дети выстраиваются «паровозиком». Начинают движение со
звукоподражанием «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то
ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.
«Утки на пруду»
Цель: Развитие речевого дыхания, силы голоса, координации движения.
Описание. Дети делают вдох, на выдохе произносят звукоподражание
«Кря-кря-кря-кря-кря», слегка покачиваясь на полусогнутых ногах. Руки
соединены сзади хвостиком.
«Дудочка»
Цель: Работа над устойчивостью голоса.
Описание. Дети, стоя или сидя, произносят звуки, звукосочетания, слоги,
как бы играя на дудочке, слегка вытягивая губы вперёд: ммм; мо-мо-мо,
мой-мой-мой.
Варианты дыхательно-голосовых игр и упражнений
на материале слов, предложений и фраз.
«Далеко – высоко»
Цель: Формирование и развитие длительного выдоха.
Описание.
Педагог. Куда, птицы, летите?
Дети. Далеко-о-о-о.
Педагог. Как птицы летите?
Дети. Высоко-о-о-о.
Перед словами «далеко», «высоко» дети делают глубокий вдох носом, слова произносят на максимально длинном выдохе.
«Запуск ракеты»
(мяч-гигант или стульчик)
Цель: Развитие силы голоса.
Описание. Ребёнок сидит прямо (позвоночник прямой) на мяче (стульчике),
руки опущены вниз и сцеплены в замок, делает полный носом. На выдохе произносит с постепенным увеличением силы голоса: «Один, два, три, четыре, пять – пуск!!!» Руки, сцепленные в «замке», поднимает над головой.
«Петушок на заборе»
(сухой бассейн)
Цель: Развитие речевого дыхания, силы голоса, интонационной выразитель-
ности голоса, речи.
Описание. Ребёнок-петушок стоит на одной ноге в сухом бассейне, удержи-
вая равновесие. Сделав полный вдох, на одном выдохе произносит потешку
чётко, громко:
Утром рано встаю,
Голосисто пою,
Долго спать не даю.
Или ребёнок может после полного вдоха на одном выдохе громким голосом
с повелительной интонацией произнести звукоподражание: «Ку-ка-ре-ку!»
Использование игровых упражнений в работе по коррекции речевого дыхания у детей с нарушениями речи способствует не только улучшению его показателей, но и оздоровлению всего детского организма.
« Кто заботится о своём дыхании –
живёт долго и счастливо»
(индийская мудрость)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...