Здоровьесберегающие технологии
статья (средняя группа)

Зубко Ирина Валерьевна

     Здоровьесберегающая технология  – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        Здоровьесберегающие  технологии.

     Здоровьесберегающая технология  – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии сохранения и укрепления здоровья детей:

1. Динамические паузы (физкультминутки) – проводятся во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей. Эти кратковременные, но очень эффективные физические упражнения улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

2. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурных занятий, на прогулке, в групповой комнате. Подбираются соответственно возрасту и используются ежедневно.

3. Релаксация – применяется в зависимости от состояния детей. Используется классическая музыка и звуки природы.

4. Пальчиковая гимнастика – проводится в любом удобном отрезке времени. Применяется в индивидуальной и подгрупповой работе ежедневно.

5. Гимнастика для глаз – применяется в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Используется наглядный материал и показ педагога.

6. Дыхательная гимнастика – прекрасное средство оздоровления детей разного дошкольного возраста. Дыхательную гимнастику используют в режимных моментах: на занятиях, после нагрузки, после сна, на закаливающих мероприятиях, в процессе любой двигательной активности, в домашних условиях.

7. Гимнастика пробуждения – проводится после сна, 5 -10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях,  умывание, ходьба по ребристой дорожке.

8. Физкультурные занятия - необходимое для ребенка условие нормального развития. Проводятся подготовленными специалистами по обоснованной программе, что способствует правильному физическому развитию детей.

9. Утренняя гимнастика – проводится ежедневно утром, 7-12 мин. Она снимает сонливое состояние, придаёт чувство бодрости, повышает работоспособность, поднимает эмоциональный тонус детей. Форма проведения различна.

10. Сказкотерапия – лечебное воздействие чтением, театрализацией. В основе лежит идея о том, что в сказочных ситуациях лежит смысл решения сложных ситуаций. Многогранный сказочный материал не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сеансы сказкотерапии проводятся в группе при помощи театральных игрушек на ладошке, пальчиковых игрушек,  картинок на фланелеграфе.  В процессе сказкотерапии у детей исчезает напряжение, расширяются их представления об эмоциях, они преодолевают барьеры общения, у них развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление и воображение.

11. Игротерапия - в ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия.

     Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

-  проявить эмоции,   переживания, фантазию;

-  самовыразиться;

-  снять психоэмоциональное напряжение;

-  избавиться от страхов;

-  стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

    На занятиях кружка "Волшебный песок" используется такая разновидность игротерапии, как песочная терапия. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, способствуют развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, речи, внимания и памяти .  

12. Изотерапия – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством, терапия изобразительным творчеством. Рисование связано с важнейшими функциями – зрительными, двигательными, речью, мышлением, оно способствует не только развитию каждой из этих функций, но и сочетанию их между собой. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Детям дается возможность порисовать ладошками, пальчиками,  использовать традиционные и нетрадиционные техники рисования, использовать материалы: бумагу разного формата, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти  и др. Рисование с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно!

13. Музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки, метод укрепляющий здоровье детей и доставляющий им удовольствие. Используется в организованной образовательной деятельности, после двигательной активности дошкольников, во время релаксационного сеанса, перед сном.

14. Цветотерапия – способность воздействовать на ребенка цветом. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей

15. Закаливание – особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание эффективно только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

- четкая организация теплового и воздушного режима помещения;

- рациональная неперегревающая одежда детей;

- соблюдение режима прогулок;

- занятия утренней гимнастикой и физкультурной.

- хождение босиком по массажному  коврику и др.

16. Динамическая прогулка – это организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью от 40 до 60 минут. Проводится в те дни, когда нет физкультурных занятий.

Формы динамических прогулок:

- Сюжетная прогулка (предлагается игровой сюжет, и все физические упражнения органично сочетаются с сюжетом)

- игровая прогулка (проводятся 4-6 подвижных игр)

- тематическая прогулка (проводится с одним из видов физических упражнений, например,  игры с мячом и т. д.)

- спортивная прогулка (проводятся спортивные игры)

- танцевальная прогулка (под музыку )

- соревнования (проводятся эстафеты, выявляется команда победителей).

       Вывод:   здоровьесберегающие технологии  улучшают психо - эмоциональное самочувствие и здоровье детей группы, повышают   интерес детей к процессу обучения, увеличивается   познавательная   активность.  У детей формируются стойкие привычки, навыки и четкие представления о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...