Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 5-6 лет Микробы. Как защитить себя от микробов.
план-конспект занятия (старшая группа)

Бабинцева Наталья Алексеевна

Цели:

- сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха – йоги.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать техники выполнения асан (поз), суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание; умение чувствовать своё тело (во время выполнения упражнений хатха – йога);

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

- развивать выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам;

- воспитывать культуру здоровья.

Предварительная работа: частичное использование элементов йоги в комплексах утренней гимнастики, в непосредственно образовательной деятельности (асан (поз), игровой, пальчиковой, дыхательной гимнастик и др.)

Методы и приёмы: наглядный, практическая деятельность детей, словесный, игровой.

Материалы и оборудование: экран для показа слайдов, бубен, канат, ребристая доска, массажная дорожка, мягкие модули, коврики на каждого ребенка.

Ход НОД

Подготовительная часть.

Дети входят в зал. Построение в шеренгу вдоль стены.

Инструктор. Уважаемые друзья, мы с вами отправляемся в волшебную страну здоровья. Как вы думаете, каким необходимо быть, чтобы туда попасть?

Дети. Здоровым, бодрым, веселым.

- Мы с вами вспомним, что необходимо делать, чтобы долго и счастливо жить и быть здоровым.

- Но у меня есть вопрос: Что такое микробы? (ответы детей)

Дети:

Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Стоит им только попасть внутрь человека, как они тут же начинают «вредничать» - заражать нас. Но внутри человека живут ещё и полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.

- что вы думаете, как укрепить организм, чтобы бороться с микробами было легче?

Ответы детей.

Упражнение «Ровная спинка» - проверка осанки

Встать прямо, руки вдоль туловища, пятки, лопатки прижать к стене, макушкой «тянутся» вверх.

Ходьба по массажной дорожке.

Построение врассыпную. Дети проходят к своим коврикам.

- подумайте и ответьте на вопрос, что значит быть здоровым. (показ слайда «Осанка»

Игровая гимнастика «Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу,                         Дети наклоняют корпус вправо-влево,

Сам себе я помогу.                               ладони скользят вдоль тела от

                                                               подмышек до колен.

Все выполню я по порядку:               Ставят руки на пояс, поднимают и

Сначала сделаю зарядку,                    опускают плечи.

Нагнусь,                                                Наклоняются вперёд.

Прогнусь                                              Слегка прогибаются назад.

И выпрямлюсь.                                    Встают прямо.                                 

И вправо, влево наклонюсь.               Бегут на месте.

С друзьями поиграю в мяч,                Прыгают на обеих ногах.

Он весело помчится вскачь.               Прыгают на обеих ногах.

И за столом я посижу                          Делают полуприсед, сложив руки                

                                                              «полочкой» перед грудью.

И телевизор погляжу.                         Встают прямо, руки в стороны.

Но буду помнить я всегда:                Кладут правую руку за правое плечо,

Должна прямою быть спина!            левую руку заводят за спину и

                       М. Картушина            стараются сцепить пальцы рук за

                                                             спиной. Меняют положение рук.

Самомассаж «Умывалочка» (муз. сопровождение, журчание воды)

Надо, надо нам помыться.              Дети хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица?                  Показывают руки то вверх ладонями,

                                                         то тыльной стороной.

Кран откроем – ш-ш-ш.                 Делают вращательное движение кистями

                                                         («открывают кран»).

Щечки, шейку мы потрем            Энергично поглаживают щеки и шею                        

                                                        движениями сверху вниз.

И водичкой обольем.                    Мягко поглаживают ладонями лицо от лба        

                                                       к подбородку.

Основная часть.

Инструктор. Что же еще помогает нам быть здоровыми, веселыми, счастливыми? (на экране показ слайдов с изображением йогов)

- давайте повторим асаны йогов для улучшения осанки, для укрепления организма, чтобы эффективнее бороться с микробами. (использую показ ребенка)

Асаны (позы).

1.Поза Солнечная

Цель: укрепление мышц спины. Время пребывания в позе: 5-10 секунд. Дозировка: 2-3 раза.

И.п.: тадасана

В.:  с вдохом поднять обе руки над головой. В конечном положении руки выпрямлены в локтях и параллельны друг другу, ладони обращены вперед. Спина прогибается. Вдох происходит по ходу принятия этого положения.

 

2. Поза «Дерево» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п. встать прямо, ноги вместе руки опущены. В.: поднимать руки вверх. Ладони повернуть друг к другу. Потянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. По истечении 5 секунд, разворачивают ладони наружу. По мере потягивания руки максимально разворачивают ладонями наружу. Дыхание спокойное, произвольное.

 

3.Поза «Кобра» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п.: лежа на полу лицом вниз, ноги вытянуты на ширине бедер.

В.: с выдохом приподнимите туловище и обопритесь локтями об пол. Руки на ширине плеч, предплечья параллельны. Опустите подбородок к яремной выемке, тянитесь темечком в небо, лопатки при этом стремитесь друг к другу. Дышите ровно и удобно. Находитесь в позе 4-6 дыханий. С выдохом опуститесь на пол и расслабьтесь.

 

4.Поза «Верблюд» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п.:  стоя на коленях, ноги вместе.

В.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.

ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.

Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.

 

5.Поза «Бабочка» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

В.: сидя в Дандасане, согнуть ноги коленях, ступни соединить подошвенными поверхностями друг к другу и, удерживая руками, подвести как можно ближе к животу. В.: развести колени в стороны, подвигать вверх, вниз..

6.Поза «Лук» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п.: лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватить руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в.: спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.
Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

 

7. Поза «Гора» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

Улучшает циркуляцию крови во всех органах. Тонизирует мышцы рук. Укрепляет мышцы живота. Укрепляет осанку.

И.п.: расставьте ноги на ширине бедер, пятки слегка разведите в стороны.. Вытяните руки перед собой и соедините пальцы.

В.: сделайте вдох. По мере выдоха вытяните руки над головой, а ногами упритесь в пол. Почувствуйте, как напрягаются  мышцы в области талии.

  • Сосредоточьтесь на дыхании при растягивании. Сохраняйте позу в течение 1 минуты. Затем расслабьте руки и опустите их вдоль тела.

8. Поза «Треугольник» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

Стимулирует работу печени, почек, кишечника. Помогает справиться с несварением желудка. Повышает гибкость позвоночника. Тонизирует мышцы ног. Укрепляет мышцы рук, поясницы, живота.

И.п.: широко расставьте ноги, ступни направлены вперед. Поднимите правую руку вверх, прижмите к уху. Сделайте вдох.

В.: поверните лицо к вытянутой руке и медленно выдохните. Одновременно поворачивайте руку и верхнюю часть корпуса влево, в то время, как левая рука остается опущенной свободно.

Следите, чтобы ступни были плотно прижаты к полу и направлены вперед. Если вы почувствуете боль в мышцах, остановитесь.

  • Сосредоточьтесь на дыхании. Сохраняйте позу в течение 30 секунд. Затем  медленно вернитесь в и.п. и опустите руку.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар».

Зайка шарик покупал,

Зайка шарик надувал.

И. п.- стоя, ладонь на животе. Выдох. На выдохе живот выпячивается вперёд. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, производится звук «с-с-с».

Пальчиковая гимнастика «Считалка».

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук дети поочерёдно касаются кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Прятки».

Ход игры. Дети под музыку бегут по кругу (медленно). На один удар бубна приседают («прячутся за кустик»), на два удара – останавливаются и поднимают руки вверх («забираются на дерево»), на три – ложатся на пол («прячутся в траве»).

 

Релаксационная гимнастика «Пушистые облачка».

Дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной « Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

Тихо- тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

- ребята встали, потянулись и посмотрели на себя в зеркало.

Инструктор. В следующий раз мы продолжим наш интересный разговор о здоровом образе жизни. Будьте здоровы!

Награждение детей.

 

Литература

Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №4 / 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroby._opasnost_i_zashchita.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 5-6 лет

Микробы. Как защитить себя от микробов.

Цели:

- сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха – йоги.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать техники выполнения асан (поз), суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание; умение чувствовать своё тело (во время выполнения упражнений хатха – йога);

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

- развивать выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам;

- воспитывать культуру здоровья.

Предварительная работа: частичное использование элементов йоги в комплексах утренней гимнастики, в непосредственно образовательной деятельности (асан (поз), игровой, пальчиковой, дыхательной гимнастик и др.)

Методы и приёмы: наглядный, практическая деятельность детей, словесный, игровой.

Материалы и оборудование: экран для показа слайдов, бубен, канат, ребристая доска, массажная дорожка, мягкие модули, коврики на каждого ребенка.

Ход НОД

Подготовительная часть.

Дети входят в зал. Построение в шеренгу вдоль стены.

Инструктор. Уважаемые друзья, мы с вами отправляемся в волшебную страну здоровья. Как вы думаете, каким необходимо быть, чтобы туда попасть?

Дети. Здоровым, бодрым, веселым.

- Мы с вами вспомним, что необходимо делать, чтобы долго и счастливо жить и быть здоровым.

- Но у меня есть вопрос: Что такое микробы? (ответы детей)

Дети:

Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Стоит им только попасть внутрь человека, как они тут же начинают «вредничать» - заражать нас. Но внутри человека живут ещё и полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.

- что вы думаете, как укрепить организм, чтобы бороться с микробами было легче?

Ответы детей.

Упражнение «Ровная спинка» - проверка осанки

Встать прямо, руки вдоль туловища, пятки, лопатки прижать к стене, макушкой «тянутся» вверх.

Ходьба по массажной дорожке.

Построение врассыпную. Дети проходят к своим коврикам.

- подумайте и ответьте на вопрос, что значит быть здоровым. (показ слайда «Осанка»

Игровая гимнастика «Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу,                         Дети наклоняют корпус вправо-влево,

Сам себе я помогу.                               ладони скользят вдоль тела от

                                                               подмышек до колен.

Все выполню я по порядку:               Ставят руки на пояс, поднимают и

Сначала сделаю зарядку,                    опускают плечи.

Нагнусь,                                                Наклоняются вперёд.

Прогнусь                                              Слегка прогибаются назад.

И выпрямлюсь.                                    Встают прямо.                                 

И вправо, влево наклонюсь.               Бегут на месте.

С друзьями поиграю в мяч,                Прыгают на обеих ногах.

Он весело помчится вскачь.               Прыгают на обеих ногах.

И за столом я посижу                          Делают полуприсед, сложив руки                

                                                              «полочкой» перед грудью.

И телевизор погляжу.                         Встают прямо, руки в стороны.

Но буду помнить я всегда:                Кладут правую руку за правое плечо,

Должна прямою быть спина!            левую руку заводят за спину и

                       М. Картушина            стараются сцепить пальцы рук за

                                                             спиной. Меняют положение рук.

Самомассаж «Умывалочка» (муз. сопровождение, журчание воды)

Надо, надо нам помыться.              Дети хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица?                  Показывают руки то вверх ладонями,

                                                         то тыльной стороной.

Кран откроем – ш-ш-ш.                 Делают вращательное движение кистями

                                                         («открывают кран»).

Щечки, шейку мы потрем            Энергично поглаживают щеки и шею                        

                                                        движениями сверху вниз.

И водичкой обольем.                    Мягко поглаживают ладонями лицо от лба        

                                                       к подбородку.

Основная часть.

Инструктор. Что же еще помогает нам быть здоровыми, веселыми, счастливыми? (на экране показ слайдов с изображением йогов)

- давайте повторим асаны йогов для улучшения осанки, для укрепления организма, чтобы эффективнее бороться с микробами. (использую показ ребенка)

Асаны (позы).

1.Поза Солнечная

Цель: укрепление мышц спины. Время пребывания в позе: 5-10 секунд. Дозировка: 2-3 раза.

И.п.: тадасана

В.:  с вдохом поднять обе руки над головой. В конечном положении руки выпрямлены в локтях и параллельны друг другу, ладони обращены вперед. Спина прогибается. Вдох происходит по ходу принятия этого положения.

2. Поза «Дерево» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п. встать прямо, ноги вместе руки опущены. В.: поднимать руки вверх. Ладони повернуть друг к другу. Потянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. По истечении 5 секунд, разворачивают ладони наружу. По мере потягивания руки максимально разворачивают ладонями наружу. Дыхание спокойное, произвольное.

3.Поза «Кобра» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п.: лежа на полу лицом вниз, ноги вытянуты на ширине бедер.

В.: с выдохом приподнимите туловище и обопритесь локтями об пол. Руки на ширине плеч, предплечья параллельны. Опустите подбородок к яремной выемке, тянитесь темечком в небо, лопатки при этом стремитесь друг к другу. Дышите ровно и удобно. Находитесь в позе 4-6 дыханий. С выдохом опуститесь на пол и расслабьтесь.

4.Поза «Верблюд» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

И.п.:  стоя на коленях, ноги вместе.

В.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.

ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.

Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.

5.Поза «Бабочка» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

В.: сидя в Дандасане, согнуть ноги коленях, ступни соединить подошвенными поверхностями друг к другу и, удерживая руками, подвести как можно ближе к животу. В.: развести колени в стороны, подвигать вверх, вниз..

6.Поза «Лук» Время пребывания в позе: 5-10 секунд. 

И.п.: лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватить руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в.: спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.
Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

7. Поза «Гора» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

Улучшает циркуляцию крови во всех органах. Тонизирует мышцы рук. Укрепляет мышцы живота. Укрепляет осанку.

И.п.: расставьте ноги на ширине бедер, пятки слегка разведите в стороны.. Вытяните руки перед собой и соедините пальцы.

В.: сделайте вдох. По мере выдоха вытяните руки над головой, а ногами упритесь в пол. Почувствуйте, как напрягаются  мышцы в области талии.

  • Сосредоточьтесь на дыхании при растягивании. Сохраняйте позу в течение 1 минуты. Затем расслабьте руки и опустите их вдоль тела.

8. Поза «Треугольник» Время пребывания в позе: 5-10 секунд.

Стимулирует работу печени, почек, кишечника. Помогает справиться с несварением желудка. Повышает гибкость позвоночника. Тонизирует мышцы ног. Укрепляет мышцы рук, поясницы, живота.

И.п.: широко расставьте ноги, ступни направлены вперед. Поднимите правую руку вверх, прижмите к уху. Сделайте вдох.

В.: поверните лицо к вытянутой руке и медленно выдохните. Одновременно поворачивайте руку и верхнюю часть корпуса влево, в то время, как левая рука остается опущенной свободно.

Следите, чтобы ступни были плотно прижаты к полу и направлены вперед. Если вы почувствуете боль в мышцах, остановитесь.

  • Сосредоточьтесь на дыхании. Сохраняйте позу в течение 30 секунд. Затем  медленно вернитесь в и.п. и опустите руку.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар».

Зайка шарик покупал,

Зайка шарик надувал.

И. п.- стоя, ладонь на животе. Выдох. На выдохе живот выпячивается вперёд. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, производится звук «с-с-с».

Пальчиковая гимнастика «Считалка».

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук дети поочерёдно касаются кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Прятки».

Ход игры. Дети под музыку бегут по кругу (медленно). На один удар бубна приседают («прячутся за кустик»), на два удара – останавливаются и поднимают руки вверх («забираются на дерево»), на три – ложатся на пол («прячутся в траве»).

Релаксационная гимнастика «Пушистые облачка».

Дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной « Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

Тихо- тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

- ребята встали, потянулись и посмотрели на себя в зеркало.

Инструктор. В следующий раз мы продолжим наш интересный разговор о здоровом образе жизни. Будьте здоровы!

Награждение детей.

Литература

Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №4 / 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два жадны медвежонка. Конспект занятия по физкультуре с использованием нетрадиционной формы - хатха-йога (для детей 4-5 лет)

Два жадных медвежонка.Конспект занятия по физкультуре с использованиемнетрадиционной формы – хатха-йога (для детей 4-5  лет)  Цель: Повышение защитных функций организма и общей работоспособн...

Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога «Как защитить себя от микробов»

В конспекте представлена система оздоровительных упражнений, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций...

Сказка-йога «Муха-цокотуха» Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 4-5 лет

Цель: развитие физических качеств детей 4-5 лет через нетрадиционную гимнастику хатха-йогу.Задачи:- закреплять и обобщать представление детей о насекомых, их основных признаков;- формировать дальнейше...

Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 5-6 лет Путешествие в деревню.

Цели:-приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных форм работы, включающих здоровьесберегающие технологии.Задачи- сохранять и развивать гибкость и ...

Открытое оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога "Как защитить себя от микробов"

Цели:- сохранение и укрепление здоровья;- улучшение физического развития;- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредс...