Нейрогимнастика для дошкольников, школьников. всех, всех. всех!
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейрогимнастика - это гимнастика, которая способствует развитию и повышению многофункциональности головного мозга. Комплекс упражнений, выполняемый ежедневно, поможет реально добиться положительного результата в виде быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типов мышления. Нейрогимнастика является частью прикладной науки "образовательная кинезиология", которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счёт выполнения заданий для обоих полушарий мозга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария.
Цели нейрогимнастики:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие комиссур (межполушарных связей).
- Синхронизация работы полушарий.
- Координация работы мозга и тела.
- Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Развитие оптико- и квазипространственных представлений.
- Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления).
- Развитие сенсорных каналов органов чувств.
- Развитие произвольного контроля.
- Стабилизация общего тонуса организма (снятие синкинезий и мышечных зажимов).
- Укрепление психосоматического и эмоционального статуса.
- Коррекция поведенческих проблем.
- Развитие межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:
- задержка речевого развития
- нарушение координации движений
- гиподинамия
- дефицит внимания
- гиперактивность
- агрессия
- общее снижение иммунитета
Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности.
Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.
Становление межполушарных связей происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет.
В чём польза упражнений? Межполушарные связи определяют качество обработки информации: чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше развиты интеллектуальные способности ребёнка.
Упражнения для повышения тонуса коры головного мозга
I группа упражнений. Самомассаж ушей.
Этот масаж активизирует работу мозга. Благодаря этому улучшается внимание, память, скорость реакции, снимается напряжённость. При проведении самомассажа руки должны быть чистыми, сухими, ногти – подстриженными. Движения крепки, но неболезненны! Самомассаж ушей улучшает кровообращение головного мозга. Ребёнок должен быть здоров (не кашлять, не чихать, без насморка)!
- Растереть руки – руки должны быть тёплыми.
- Подушечками пальцев «простукивать» уши и область ушей.
- Сделать «вилки» указательным и средним пальцами и растирать ими область ушей вверх и вниз (ухо внутри «вилки»).
- Пальцами руки сделать «когти тигра», «окружить» когтями уши, большой палец поставить во впадину основания черепа – под ухом. Массируем вокруг уха по часовой стрелке, затем обратно - против.
- Накрыть уши раскрытыми ладонями и «стирать» ушные раковины (далее –УР ) вверх – вниз.
- «Растираем» УР пальцами сверху , опускаемся к мочкам и двигаемся вверх.
- Двумя пальцами тянуть уши вверх – вниз, вперёд – назад.
- Большим, указательным и средним пальцами обхватить УР и аккуратно поворачивать по кругу, затем свернуть уши в трубочку, потом – «пельмешки» (верхнюю часть ушной раковины соединить с мочкой) – всё это проделать несколько раз.
- Указательным пальцем найти верхний «завиток» УР и массировать все выпуклости по всей УР – «чистим ушки».
- Массируем козелок и противокозелок (хрящевой выступ напротив козелка, над мочкой уха), мочку оттягивать вперёд - назад, сворачивать в трубочку, массировать плавными круговыми движениями, надавливаем на неё (мочка – проекция головы). Под противокозелком – точка мозга, надавливаем на неё и массируем, растираем её.
- Растираем волосистую часть головы, идём от лба назад.
- Указательными (средними) пальцами обеих рук массируем круговыми движениями щёки – «рисуем» круги, овалы, «змеек».
- Рисуем вокруг глаз «очки», глаза открыты.
- Голову чуть наклонить, описывать полукруги вперёд.
- Покрутить плечами вперёд-назад, вверх-вниз и за спиной соединить руки.
II группа упражнений. Массаж рук.
- Потереть ладони до появления тепла, затем также тыльные стороны.
- Положить ладони на стол и «простукивать» кулачком руки поочерёдно по тыльной стороне ладони.
- Интенсивные хлопки в ладоши (кожа порозовеет).
- Сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки (пальцы напряжены).
- Массаж пальцев – «надеваем колечки», разминаем каждый палец спиралевидными движениями, растираем кончики пальцев и т.д.
- На ладошке «нарисовать» пальцем другой руки «лучики солнца», солнышко, завитки, круги и т.д.
- Движения «втирания крема» для рук (движения всегда крепкие).
- «Простукивать» ребром ладони руку от кисти до плеча с обеих сторон, «пропилить», «надеть тугой браслет» - разгоняем застоявшуюся лимфу.
III группа упражнений для развития крупной моторики.
- Правую руку поставить на стол вертикально, левую положить, пальцы левой руки касаются локтя правой руки (как за партой в школе). Менять положение рук .
- Вытянуть руки вперёд, вращать кулачками влево-вправо.
- Руки вытянуть вперёд ладонями вверх, менять (поворачивать) стороны ладоней по команде взрослого.
- Руки вперёд, сжаты в кулаки. При повороте вправо выставить большой палец, влево – вернуть палец на место.
- Указательным пальцем одной руки, потом обеих рук (усложнение) «чертить» цифры (если ребёнок их знает), геометрические фигуры т.д., затем подключать ноги для «рисования».
- Упражнение «паровоз»: ладонь правой руки кладём на левой плечо (ключицу) и описываем локтем круги вперёд, потом назад, затем меняем руку.
- Кулак – ребро – ладонь – руки работают синхронно.
- Цифры 1 – стукнуть правым кулачком по столу
2 - стукнуть левым кулачком по столу
3 – хлопнуть ладошками обеих рук
Цифры можно показать, назвать.
IV группа упражнений для развития мелкой моторики.
- Сжимать пальцы рук поочерёдно и разжимать.
- За столом положить указательный и средний пальцы, по команде – указательный и мизинчик, далее свои варианты.
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы поднять
- «Коза» - указательный и мизинец вверх, остальные пальцы придерживать большим.
- «Зайка» - OK (указательный и большой пальцы соединить в колечко, остальные пальцы «веером», свободно.
- Игра «супер - кукиш». У тебя всё хорошо получается – OK (супер), а у меня – плохо, ребёнок показывает «кукиш» взрослому одной рукой, другой – OK –себе, он молодец, руки меняем.
Выполнять все упражнения сразу не нужно, выберите несколько, потом меняйте. Важно, чтобы детям было интересно и неутомительно!
Для нейрогимнастики достаточно5-10 минут, важно, чтобы она проводилась регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейрогимнастика для дошкольников
Польза нейрогимнастики для развития дошкольников...
Нейрогимнастика для дошкольников
В статье рекомендованы упражнения для дошкольников, направленные на активизацию работоспособности головного мозга, помогающие управлять интелектуальной, физической и умственной жизнью.....
Методическая разработка "Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников....
Информационный бюллетень "Нейрогимнастика для дошкольников!"
Информационный бюллетень для родителей в помощь, для работы дома со своими детьми....
Нейрогимнастика для дошкольников
Нейрогимнастика для дошкольников...
Нейрогимнастика для дошкольников.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраст...
Комплекс упражнений по нейрогимнастике для дошкольников
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, ...