Нравственное воспитание дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. То есть вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья, как физического, так и психического и психологического здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с последующим снижением адаптационных сил организма. Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.
От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны повлиять.
Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеология – наука о здоровом образе жизни. Сам термин валеология (лат. valeo - здравствовать) принадлежит врачу, доктору мед. наук, профессору Брехману. Под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды, путем ведения здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. То есть вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья, как физического, так и психического и психологического здоровья.
Психическое здоровье — это состояние психики человека, которое обеспечивает чувство психологического комфорта, способность осмысленно и целенаправленно действовать, оптимально выполнять социальные функции, адекватно относиться к общечеловеческим и культурным особенностям. Психологическое здоровье – это ощущение целостности себя как личности, душевного комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, умение развиваться как внутренне, так и внешне, отсутствие болезненных психических явлений.
Из всех определений можно выделить некие установки или мотивы для достижения определенной цели, в нашем случае – здоровья. Человек должен сам совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — жизненное побуждение. Совокупность мотивов — мотивация в большей степени определяет образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни, некая установка на долгую здоровую жизнь — это важный объективный фактор здоровья. Именно фокусирование на здоровье мотивирует поведение, ориентированное на положительные цели. Установка как высокая требовательность к своим личным качествам неотъемлема от стремления к сохранению здоровья. Можно выделить три основных установок.
1. Установка на жизнь и здоровье.
2. Установка на совершенство физическое, духовное, социальное
3. Установку на смысл и цель жизни.
Уже доказано, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.
Формирование таких установок и ценностных ориентаций не возможно без личностных убеждений, которые формируются при нравственном воспитании дошкольников. Вопросы нравственности неразрывно связаны с требованиями гигиены и образа жизни. Нравственный уровень человека до некоторой степени служит мерилом здоровья. Нравственность опирается на внутреннее убеждение людей, их привычки.
Нравственное воспитание это воспитание ценностного отношения к своей жизни и жизни окружающих, а также к окружающей живой и неживой природе.
Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.
Понятие нравственное воспитание можно выразить как нравственное здоровье. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Согласно ФГОС, деятельность детских дошкольных учреждений, направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из ключевых заданий перед дошкольными учреждениями ФГОС поставил социально-коммуникативное развитие, которое предусматривает «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, нравственное сознание, и сознание устойчивого нравственного поведения соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Исходя из этого, перед педагогами ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников.
В этом и заключается непосредственно моя работа по данной теме. То есть приобщении детей к ЗОЖ через формирование нравственности и моральных установок на здоровье. В сетке занятий педагог-психолог сейчас не стоит, поэтому я распределила группы по времени, когда они свободны от основных занятий. В каждой группе занятия проводятся на разные темы с использованием дидактических материалов, мультимедийного оборудования, мини театрализации какой либо определенной темы и т.д. Это связано с запросами воспитателей для своих групп. В одной группе мы уделяем внимание сплоченности детей, в другой - культуре поведения, в третьей общая информация о ЗОЖ и т.д., но все занятия направлены на формирование установок на ЗОЖ, через нравственное воспитание. Ведется подгрупповая работа в кабинет педагога-психолога, где также подбираются игры и упражнения для формирования установки на ЗОЖ. Это и психогимнастика, релаксация, цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т. п. В нашем саду есть сухой бассейн, как известно он оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон.
Так же разрабатываю консультации для воспитателей, где стараюсь собрать интересную информацию о современном валеологическом сопровождении образовательного процесса, о приемах и упражнениях, которые они могли бы включить в свой план образовательной деятельности. И конечно, призыв не забывать о нравственном воспитании, о воспитании силы духа для построения фундамента ЗОЖ.
Особое место должно уделяться работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - воспитатели, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Работа с родителями осуществляется в основном через:
- наглядно-выстовочный материал;
- консультации:
Человек, познай себя и сотвори!
Витаминотерапия в оздоровлении детей.
Учитесь болеть "без лекарств" и др…
-родительские собрания
При обучении в университете у меня был факультет валеологии, видимо поэтому я убеждена, что физическое здоровье тела напрямую связано со здоровыми мыслями. Никогда не будет здоровье крепким и сильным у того, кто «болен плохими и грязными» мыслями и желаниями. Душевное здоровье бывает тогда, когда здоровые мысли, чувства эмоции и желания находятся в душевном равновесии, и дает возможность всегда восстанавливать физическое здоровье в любых условиях.
ЗОЖ не ограничевается правильным питание, режимом дня и занятием спортом. Это еще и внутренняя мотивиция
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешывает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....