Игротерапия
картотека (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ
1. Игра «Утята»
Правая ладонь движется волнообразно справа налево и «исчезает» под мышкой и «выплывает» обратно. Пальцы правой руки обозначают утят - сначала их 5, затем 4, 3, 2, 1. Когда все утята спрятались, то песенка поётся без движения. Мама и папа - это левая рука и ладонь, изогнутая, как голова утки. Клюв (большой палец) открывается во время речи утки.
Пятеро утят плыли ясным днём,
Мама говорит: «Кря-кря-кря-кря!»
Вот они исчезли за островком.
Но только четыре возвращаются назад!
(3, 2,1)
Не плывут утята ясным днём,
И никто не скрылся за островком.
Папа говорит: «Кря-кря-кря-кря!» Пятеро утят возвращаются назад!
(Пер. с англ. автора)
2. Игра «Прятки»
Используется для успокоения. Чередуются моменты бодрствования и покоя, когда глаза закрываются ладонями на текст «сыграем в прятки». Остальные жесты иллюстрируют текст стихотворения.
- Сыграем в прятки, - сказала луна,
- С неба скатившись в лес.
- Сыграем в прятки, - сказал ветерок
- И за холмом исчез.
- Сыграем в прятки, - увидев звезду,
- Сказали ей облака.
- Сыграем в прятки, - сказала волна
- Причалу у маяка.
- Сыграем в прятки, - сказали часы,
- Тик-так, динь-динь, диги-дон.
- Сыграем в прятки, - сказал я себе
- И погрузился в сон.
(Уолтер де ла Мэр, перевод В. Лунина)
А утром глазки проснулись
И увидели мир вокруг,
А утром ушки проснулись
И услышали тишину.
(Стихи автора)
3. Игра «День и ночь»
Используется для успокоения и концентрации внимания. Чередуются жесты рук снизу вверх (бодрость) и сверху вниз (успокоение).
Солнышко восходит,
Солнышко заходит.
Месяц восходит,
Месяц заходит. Звёздочки сияют, Звёзды засыпают. А ребятки встали, «Здравствуйте!» - сказали.
(Неизв. автор)
Завершение стихотворения - активное чередование открытого жеста (А) и жеста закрытия (Е). Можно использовать прыжки.
4. Игра «Я вижу мир - мир видит меня»
Чередование открытого жеста и жеста, направленного к себе (Е, - обращение к окружающему миру и внутреннему миру человека.
Я вижу солнце –
Солнце видит меня.
Я вижу звёзды
- Звёзды видят меня.
Я вижу травы –
Травы видят меня.
Я вижу людей –
Люди видят меня.
(Неизв. автор)
5. Игра «Успокоение»
Жесты строятся по принципу, аналогичному предыдущей игре.
- Ты откуда, облако?
- Из страны дождей!
- Ты откуда, речка?
- Я сестра морей!
- Ты откуда, ветер?
- Из степной страны!
- Ты откуда, речка?
- Я из тишины.
(В. Степанов)
6. Дружеское приветствие
Руки через стороны поднимаются вверх над головой и формируют округлый жест - солнышко. Пальцы рук сцепить, средние просунуть вниз - это язычок колокольчика, пальцы ритмично постукивают друг по другу. Руки слегка покачиваются из стороны в сторону. Затем свободным открытым жестом опускаются вниз.
Утром солнышко взойдёт,
Колокольчик свой возьмёт.
Колокольчиком звенит,
«Здравствуйте, дети!» - говорит.
Далее чередуем движения рук - протягиваем их очередному ребёнку, произнося его имя, и возвращаем к сердцу:
И Маша здесь, И Саша здесь.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
1. «Бабочка»
Пальчиковая игра для старших дошкольников. Кисти рук сложить тыльной стороной друг к другу, сцепить мизинцы, безымянные, средние и указательные пальцы. Вывернуть «наизнанку», перемещая сцепленные кисти рук вниз и к груди - образовался «кокон», внутри которого «живёт гусеница» - большой палец. Будим «гусеницу» большим пальцем другой руки. Затем обратным движением кисти расцепляются и превращаются в бабочку - ладони становятся крыльями бабочки.
Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму,
Но она промчалась мимо:
Март, апрель, капель, весна!
Просыпайся, не до сна! Крылышки ты расправляй. Бабочкой теперь летай.
(В. Егоров)
2. «Дождик»
Указательный палец имитирует падение капли, а ладонь - это лист дерева. Капля скатывается по листу. Индюки и куры - соединить большой и указательный пальцы, а остальные три растопырить как хвост. Головку мака изображаем сложенными ладонями, покачиваем ими.
Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли, Умывая чисто
На деревьях листья. Индюки и куры Недовольны, хмуры, И, присев на землю, Под скамейкой дремлют.
Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли. Весело кивает
В огороде мак, Будто отвечает: «Так, так, так!»
(В. Бардадыш)
3. «Первые птицы»
Движение ладоней около земли, затем над голо&ой. За тем соединить большой и средний пальцы - это птицы, они «летают» высоко и щебечут.
У земли пока что грязно, У земли пока что мокро, А у неба всё прекрасно, У него уже просохло! И уж гости были днём, И уж песни пели в нём!
(Неизв. автор)
4. «Сороконожки»
Сороконожки - это пальцы обеих рук, и они двигаются по коленкам навстречу друг другу.
Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, Еле-еле их разняли.
(М. Пинская)
5.«Паучок»
Соединить большой палец правой руки и указательный левой, а также большой палец левой руки и указательный правой. Крутящимся движением менять пальцы, постепенно поднимая руки вверх. Мотылёк- скрещенные ладони рук.
Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка так тонка, Крепко держит мотылька. Паутинка рвётся, Мотылёк смеётся!
(М. Пинская)
6. «Рыбки»
Вирли-Тирли - это указательный палец правой руки, ТирЛи-Вирли - левой. Вирли-Тирли «плавает» сначала волнообразно вверх и вниз, а затем импульсивно вперёд. А Вирли-Вирли наоборот.
В ручейке весёлом жили
Две маленькие рыбки золотые.
Одну звали Вирли-Тирли, а другую Тирли-Вирли.
И так они были похожи друг на друга,
Что когда видели Вирли-Тирли,
То думали, что это Тирли-Вирли. А когда видели Тирли-Вирли, То думали, что это Вирли-Тирли. Вот они такие Рыбки золотые!
ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ
1. Музыкально-двигательная импровизация «Море волнуется раз»
Один ребёнок импровизирует на ксилофоне, остальные дети движутся свободно в пространстве помещения, как волны в море:
Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три –
Морская фигура, на месте замри!
Ребёнок заканчивает музыкальную импровизацию и выбирает самую красивую фигуру. Новый импровизатор садится за музыкальный инструмент.
2. Музыкально-двигательная импровизация «В лесу»
Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на ксилофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги - это корни, руки - ветви, тело - ствол дерева:
В лесу деревья стоят,
Корнями в землю упираются,
К небу веточками своими тянутся.
А между ними ветерок летает,
С веточками играет.
(Стихи автора)
Три или четыре ребёнка становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком. Чтобы сменить позу стоящих детей, можно использовать прыжки:
В лесу деревья стоят,
Подрастают.
Прыжок с топаньем, чтобы почувствовать стопы.
А между ними ветерок летает,
С веточками играет.
Можно использовать разные образы для движения - снежинки, лисички или зайчики, птицы, осенние листочки.
3. Музыкально-двигательная импровизация «На полянке»
Строится аналогично предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки - лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.
4. Музыкально-двигательная импровизация«Ручеёк»
Строится аналогично предыдущей. Дети сидят на полу - они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети - это весёлый ручеёк.
5. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Ветер»
Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за педагогом по форме восьмёрки (лемнискаты). Форма лемнискаты представляет собой одну из самых гармоничных пространственных форм и широко используется в двигательной терапии. Можно обозначить середины обоих петель лемнискаты. Например, это будут скалы, двое детей будут стоять уверенно и неподвижно (можно выбрать детей с гиперактивным поведением).
6. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Цветы»
Форма движения групп детей, превратившихся в пчёлок, вокруг статично расположенной группы детей, ставших цветами, представляет собой плавную кривую. Дети располагаются по группам в пространстве комнаты, образуя четырёхугольник и его центр (цветы). По очереди каждая группа облетает вокруг цветов и возвращается на своё место. В центре могут находиться дети с трудностями в социальном общении (дети с аутичным поведением).
7. Игра «Кругооборот года»
Дети сидят в кругу на корточках, движение начинается снизу вверх - пробуждение, затем сверху вниз - засыпание. Движения олицетворяют сезонные процессы природы, ритмическое повторение кругооборота года. (Стихотворение создано автором для иллюстрации прохождения Солнца по Зодиакальному кругу. Каждая строка - один знак, начиная с созвездия Козерога.)
В глубокий сон погружена, В предчувствии затаена. Просыпается весной, Одевается травой, Расцветает летом, Солнышком согрета. Из сияющей дали Льётся свет к рукам Земли. Соберёт с полей колосья, Осенью наряды сбросит, А зимою спит Земля, В снег укутаны поля.
СЧИТАЛКИ
1. Атмосфера доброты
Используется накануне Рождества. На каждое четверостишие один ребёнок выходит из круга.
Всех морей и речек,
Коней и овечек
Мне сынок дороже,
Родной человечек.
Камушек и палку,
Розу и фиалку –
Всё отдам – не жалко
- Этому малышке.
Козочку во хлеве,
Корочку на хлебе,
Звёздочку на небе
Этому малышке.
Тёплые одёжки.
Башмаки на ножки,
Вкусные лепёшки
Этому малышке.
Крякали утята,
Ржали жеребята,
Пели соловьята
Этому малышке.
Добренькие глазки,
Новенькие сказки,
Песенки и ласки
Этому малышке.
(Г. Лагздынь)
2. Весёлое настроение
Можно использовать на Масленицу.
Голубь, гусь и галка –
Вот и вся считалка.
(Неизв. автор)
3. Весёлое осеннее настроение
Катилось яблоко по огороду
И упало прямо в воду - Бульк!
(Неизв. автор)
4. Аллитерация со звуком «Б»
Звук «Б» создаёт оболочку, чувство защищённости.
Беленький барашек
Белей белых кашек,
Белей беленькой луны,
Белей замарашек.
(Г. Лагздынь)
5. Светлое пасхальное настроение
Птичка-чечевичка,
Покажи яичко!
Голубое в точечку,
Сына ждёшь иль дочечку?
(Неизв. автор)
6. Считалки-загадки
Солнце печёт,
Липа цветёт,
День прибывает.
Когда это бывает?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
7. Зимняя считалка
Ребёнок выходит из круга кружась, как снег.
Пух да пух, пух да пух,
Сугробик там, сугробик тут! Ух!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Презентация для педсовета:"Новые технологии в игротерапии"
Презентация для педагогов дошкольного учреждения рассказывает о новых технологиях в игротерапии. Включает в себя - трудотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, фототерапию, изотерапию и др. Поможет п...
Конспект по игротерапии во 2 младшей группе "Путешествие в магазин игрушек"
Цели: - закреплять представления детей о видах игрушек- способствовать развитию поведенческой сферы- развивать воображение, речь, пантомимическую и речевую выразительность- учить создавать новые формы...
Консультация для родителей "Песочная игротерапия"
Консультация для родителей "Песочная игротерапия"...
План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...
Игротерапия в адаптационный период
Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня....