"Профилактика утомления детей"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Балакина Ирина Владимировна

Презентация "Профилактика утомления детей в ДОО". Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация 563 КБ
Файл Текст к презентации27.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика утомляемости детей в ДОО» Подготовила: воспитатель Балакина Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №30»

Слайд 2

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление – ослабление сил и усталость

Слайд 3

Актуальность Проблема утомления детей является одной из актуальных тем , которая неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении функциональных резервов организма человека.

Слайд 4

Основная цель: Устранение причин, ведущих к утомлению детей. Задачи:

Слайд 5

Отвлекаемость Двигательное беспокойство Снижение продуктивности интеллектуальной деятельности Замедлением мышления Нарушение функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений Признаки утомления

Слайд 6

Причины утомления: 2 3 1 3 5 4

Слайд 8

Игры, упражнения и приёмы Минутка релаксации Дыхательная гимнастика Психогимнастика, игры (на расслабление мышц), на развитие внимания, мышления, на воспитание выдержки, тренировку усидчивости Физкультминутки Пальчиковая гимнастика Подвижные игры

Слайд 9

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА Программа « От рождения до школы» «Технология двигательно-экспрессивного развития ребёнка старшего дошкольного возраста» Вербовская Е.В. Н.Новгород 2016 «Мир детских эмоций детей 5-7 лет» Кряжева Н.Л. Ярославль 2000 Психогимнастика Чистякова М.И. Москва «Просвещение» 1990

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд

Что же такое утомление?

Утомление - это возникающее вследствие  работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости, ослабление сил.

3 слайд   Актуальность

В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления детей  как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения. Поэтому проблема утомления детей является одной из актуальных тем, которая  неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении  функциональных резервов организма человека. Состояние полного физического, психического и социального благополучия-это есть залог здоровья.

4 слайд Цели и задачи данной темы

Основная цель: Устранение причин, ведущих к утомлению детей. 

Задачи: Создавать условия для эмоционального благополучия детей.

Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

5 слайд Признаки 

Как понять, что ребенок устает, перегружен информацией или деятельностью?

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. 

        Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания и интереса к деятельности, замедлением мышления, появляется двигательное беспокойство, зевота.

       Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений. 



6 слайд  Причины утомления: 

Утомление возникает тогда, когда нагрузка превышает норму обычного и комфортного для организма воздействия на нервную систему человека. Это может вызвать:

      однообразие деятельности;

      излишняя статичность детей;

      нарушение суточного режима (уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна)

   недостаточное пребывание на воздухе

      неправильное соотношение нагрузки (деятельности) и отдыха. 

неправильно подобранный материал; 

-большое количество детей в группе (шум); 


7 слайд  К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести:

 

  1.  Сбалансированный режим дня 

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

  1. Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе не только положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, а также является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.

  1. Использование в образовательном процессе  игр и упражнений, методов и приемов, которые помогают ликвидировать неблагоприятные состояния и их последствий.    

8 слайд  Игры, упражнения, методы, приёмы

На данном слайде перечислены какие игры, упражнения можно использовать для того, чтобы сохранить благоприятные условия для эмоционального благополучия детей.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Физкультминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Психогимнастика
  • Минутка релаксации
  • Подвижные игры

9 слайд  Пальчиковая гимнастика

 

Относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» Проводится в любой удобный отрезок времени. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

10 слайд Дыхательная гимнастика

    Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

   Правильное дыхание стимулирует не только  работу сердца, головного мозга и нервной системы, но и помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии.

11 слайд Физкультминутки

Физкультминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, можно с использованием музыки. Продолжаются  не более 2 минут. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.  Можно использовать во время занятия и дыхательную гимнастику.

12 слайд Использования игровых и психотехнических методов

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Использовать психогимнастику можно как в качестве частичного замещения физкультминуток, в качестве релаксации. Можно использовать в подгрупповой  и индивидуальной работе с детьми. Такие игры помогают снять усталость и возбуждение на занятии или собраться перед занятием, отдохнуть между занятиями.

Например игры  на расслабление, снятие психоэмоционального напряжения  «Мыльные пузыри», «Подари улыбку другу», «Снеговик», «Солнечный зайчик», «Подснежник», «Море волнуется». Упражнения с мобилизирующем эффектом «Заряд бодрости», «Сбрось усталость», «Гора с плеч».

      13 слайд Игры на внимание и мышление помогают детям переключиться с одного вида деятельности на другой, расслабиться, снять напряжение «Мячи в круге», «Шапка невидимка» (запомнить и назвать предметы), «Съедобное-несъедобное», «Чёрное с белым не носить, да и нет не говорить», «Да-нет», «Тропинка» (двигаются друг за другом, по команде принимают нужное положение). В такие игры можно поиграть между занятиями, утром, во второй половине дня. 

14 слайд Минутки релаксации

     Активная физическая и умственная деятельность создают излишнее возбуждение в нервной системе. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

     Релаксация – мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Снять напряжение можно как глубоким мышечным расслаблением сидя или лёжа на полу под спокойную музыку, так и использовать самомассаж с массажными мячиками, играя с водой или песком и т.д.

15 слайд

16 слайд Подвижные игры

     Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Веселое настроение в игре так же оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. 

Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. Целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Наиболее полезны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки.

17 слайд Работа с родителями

По теме было проведено родительское собрание, где обсудились причины утомления детей и их профилактика и мастер класс и играми на снятие утомления.

18 слайд     Пособия

Родители помогли в изготовлении пособий для группы  

19  слайд Уголок

Совместно с родителями и детьми был создан уголок расслабления (как назвали его дети) или уголок психологической разгрузки. Эмблема нарисована детьми.

20 слайд Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

21 слайд Литература

22 слайд Спасибо за внимание!

Консультация

 на тему

«Профилактика утомления

 детей в ДОО»

                                                                   Выполнил:

 воспитатель группы № 8

                                                                                           Балакина И.В.

г. Балахна 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика утомления, как средство благополучного эмоционального состояния ребенка.

в детском саду целесообразно использовать определенные упражнения на расслабление, причем в определенной последовательности....

Семинар – практикум для воспитателей «Профилактика утомления у педагогов».

Семинар-практикум  предназначен для работы педагога-психолога с педагогическим составом. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются механизмы стрессовых...

профилактика утомления у педагогов

преодоление синдрома эмоционального выгорания...

Профилактика утомления детей на занятиях

Профилактика утомления воспитанников ДОУ на занятиях...

Профилактика утомления детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятииКарта аспектного анализа занятия  При ее разработке учтены требования, встречающиеся в различных нормативных документах, публикациях, научно-практических из...

Игровые и плавательные упражнения в бассейне, как средство профилактики психоэмоционального утомления детей 6-7 лет (в т.ч. с ТНР (ОНР)

Проект с воспитанниками,  в т.ч. с ТНР, подготовительной к школе группы. Использование в работе с данными воспитанниками игровых и плавательных упражнений в воде, позволяет предотвратить уто...