ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА
консультация по психологии

Сливная Любовь Александровна
«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться. И пусть эта информация вам не пригодится!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА

Детское воровство случается довольно часто. Почти каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое (вспомните себя в детстве). Что делать, если ребёнок приносит чужие вещи? Тут важную роль играет реакция родителей, от которой зависит поведение ребёнка и возможность повторения воровства.

Столкнувшись с детским воровством, чаще всего мы начинаем паниковать,  думать об «испорченности» ребенка, подозревать у него «воровские гены». Но в каждом конкретном случае разбираемся прежде всего с причинами. Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, - в каждом возрасте они свои.

Возрастные особенности воровства

У ребёнка 1- 3 лет еще не сформированы понятия «своё - чужое». В этом возрасте дети плохо понимают, что такое собственность, и поэтому уверены, что все в мире принадлежит им, а значит, на прогулке или в гостях ребёнок может взять себе любую понравившуюся игрушку. Сам, без помощи взрослых, ребёнок не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Поэтому формирование понятия «собственность» — это задача родителей.

Возраст 4-6 лет - время формирования нравственных привычек, но это ещё не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «моё» и «не моё», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. С другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и может приводить к воровству.

К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно сдерживать свои желания. Причиной импульсивности могут быть как особенности темперамента (повышенная активность), так и временные реакции на психотравмирующие ситуации (переезд, поступление в школу), а также несформированность психики.

Когда ребёнок присваивает чужое?


1. Когда у ребёнка недостаточно произвольности или не сформировано чувство собственности.

Ребёнок может не понимать, какие вещи его, а какие чужие. Также дети могут недостаточно владеть своими побуждениями. Некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им игрушки, угощаются без спроса чужой едой, не ставя себя на место «жертвы» и не представляя себе её чувства.
2. Когда воровство - это месть.

Ребёнок может украсть (и часто уничтожить) вещь, которой перед ним долго хвалились, из-за которой он подвергся унижению, либо когда ребёнок хочет причинить боль обидчику. Детям бывает трудно разрешать свои конфликты в конструктивном ключе, и поэтому они «вымещают» свои обиды на чужом имуществе.
3. Когда ребёнок лишён необходимых вещей или вынужден заботиться о себе самостоятельно.

Ребёнок может быть лишён самых необходимых предметов, что сильно осложняет его жизнь. Когда существует материальная нехватка в семье, а что-то нужно иметь, как у всех, ребёнок может попытаться решить эту проблему самостоятельно. Также ребёнку может казаться, что родители специально ущемляют его в материальном плане. Нередко воруют дети, чьи родители уверены, что лучше знают, «что в действительности нужно ребёнку», и без достаточных оснований отказывают в покупке популярной игрушки, предметов увлечения.
4. Когда ребёнок пытается «подкупить» внимание сверстников.

Ребёнок крадёт деньги, чтобы угостить приятелей, подарить дорогой подарок. Такое поведение бывает свойственно детям, которых отвергает коллектив сверстников из-за физических недостатков, «не того» социального статуса. С помощью воровства ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

5. Когда ребёнок хочет привлечь внимание взрослых или разрядить семейную напряжённость.

По мнению психологов, в семьях ворующих детей часто наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребёнок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо видит отчужденность, даже враждебность между родителями. При помощи кражи ребёнок добивается того, чтобы семья сплотилась и начала заниматься его проблемами.
6. Когда ребёнок проверяет границы.

Дети, особенно приёмные, могут испытывать высокую тревожность и неуверенность в прочности детско-родительских взаимоотношениях. Дети боятся быть отвергнутыми по какой-либо причине, и с помощью воровства проверяют, действительно ли родители не откажутся от него, правда ли смогут принять ребёнка и в его негативных проявлениях.
7. Когда воровство — это навязчивое невротическое действие.

Ребёнок испытывает потребность украсть из-за постоянно высокого уровня тревоги и неудовлетворенности (по тем же причинам люди часто «заедают» проблемы, начинают заниматься экстремальными видами спорта и т.д.). В момент кражи ребёнок испытывает острые ощущения, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. В данном случае речь идёт о психологической зависимости. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
8. Когда ребёнок подражает взрослым.

Иногда дети делают слишком прямолинейные выводы из поведения и разговоров взрослых. Например, когда мама рассказывает о том, что «взяла в магазине конфет», а папа о том, что «наконец отобрал свои деньги у банка», ребёнок может услышать это как «в магазине можно брать конфеты», «отнимать деньги нормально». Также нередко родители, сами того не желая, дают ребёнку поведенческую модель воровства: «приносят» с работы канцелярские товары, «находят» и забирают себе чужие деньги и т. д. Дети долгое время могут не понимать, за что их ругают родители, если они сами присваивают чужое.
9. Когда ребёнок не смог противостоять соблазну.

Ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!», ему трудно справиться с соблазном, его волевые качества недостаточно сформированы, хотя он и испытывают стыд за свой поступок. Людмила Л. Петрановская пишет: «Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть – не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что ты знаешь, как потом будет плохо на душе».
10. Когда в семье халатно относятся к деньгам.

Например, в семье, где деньги всегда доступны, ребёнок привыкает иметь определённую сумму на личные нужды. Но в ситуации, когда деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по каким-то причинам нельзя, ребёнок может сам пополнить свой «счёт». Ребёнок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, зачем же тогда спрашивать?

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, хранить ценности в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно. 

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

  • Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы.
  • Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка.
  • Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
  • Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
  • Можно высказать  отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  • Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
  • Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.
  • Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
  • По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  • Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
  • Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
  • Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

 «Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться. И пусть эта информация вам не пригодится!

Подготовила по материалам интернет-сайтов

Сливная Л.А., педагог-психолог  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского воровства.

Консультация для родителей.    Проблемы детского воровства. Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основн...

Буклет "Детское воровство"

Маленькие дети до 5-7 лет – берут чужие вещи и еще не понимают, почему этого делать нельзя, так как у них пока отсутствует понятие собственности. Почти все дети время от времени берут чужие игрушки. Э...

Рекомендации для родителей. Детское воровство.

Родители часто сталкиваются с проблемой детского воровства. Как не допустить ошибок в исправлении негативного поведения ребенка, как не усугубить и не оттолкнуть от себя чадо. На эти и другие вопросы ...

Детское воровство.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления  обладателя этих ценностей.Психолог...

Консультация Психолога-педагога воровство и ложь группа риска

Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой как детское воровство.Что же делать родителю и как быть в этой ситуации правильным....