Эффективность здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка

Зельцер Татьяна Геннадиевна

Реализация здоровье сберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_dou.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

3.3. Эффективность использования здоровье сберегающих технологий воспитателем

Актуальность

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Реализация здоровье сберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. В современном мире всестороннее развитие детей невозможна без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни - в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровье сберегающие технологии.

Задачами здоровье сберегающих технологий являются:

  1. Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
  2. Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  3. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

В работе с детьми эффективно использую разные виды здоровье сберегающих образовательных технологий:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровье сберегающие образовательные технологии.

Физкультурно-оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Физкультурные занятия на улице

Подвижные игры и физические упражнения

Спортивные игры

Индивидуальная работа по развитию движений

Физкультминутки

Коррекционная гимнастика:

  • для глаз,
  • дыхательная
  • пальчиковая

Активный отдых

  • спортивные праздники
  • Дни здоровья

Оздоровительный бег

Создание комфортного режима

Самостоятельная игровая деятельность

Закаливание

Прогулки на свежем воздухе

Умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук

Полоскание горла

Обтирание влажным полотенцем

Игры с водой

Хождение босиком по массажному коврику

Сон с доступом воздуха

Проветривание

Воздушные ванны

Привитие культурно-гигиенических навыков

Лечебно-профилактическая работа

Определенная нагрузка на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

Использование приёмов релаксации

Сказкотерапия Музыкотерапия

Использование фитонцидов (лук, чеснок)

Игровой точечный массаж

Пропаганда ЗОЖ

Беседы

Игровая деятельность:

  • дидактические игры,
  • развивающие игры,
  • сюжетно-ролевые,
  • игры-драматизации

Активный отдых

  • физкультурный досуг
  • пешие походы
  • Дни здоровья

Художественная литература

Экскурсии

Целевые прогулки

Познавательно-практическая деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Виды технологий

Составляющие элементы и формы работы

1.

Медико-профилактическая технология

  • Организация мониторинга здоровья детей
  • Разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья и профилактики различных сезонных заболеваний. Проведение закаливания: режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок; режим проветривания; местные и общие воздушные ванны; солнечные ванны; полоскание рта и полости горла водой комнатной температуры, обтирание влажным полотенцем.
  • музыкотерапия
  • Организация здоровье сберегающей среды

2.

Обеспечение социально-психологического благополучия

  • Обеспечение положительной эмоциональной и психологической мотивации всех видов детской деятельности;
  • Использование индивидуального подхода для взаимодействия   с детьми;
  • Формирование основ коммуникативной деятельности у детей

3

4.

Физкультурно-оздоровительная технология

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка:

Регламентированная деятельность

Утренняя гимнастика

  • Физкультминутки
  • Двигательно-оздоровительные моменты
  • вне занятий («радужные брызги, мыльные пузыри», «Угадай что нарисовано» и др.)
  • Физкультурные занятия
  • Гимнастика после сна
  • Смена динамических поз во время занятий.

Частично регламентированная деятельность

Нерегламентированная деятельность

Здоровьесберегающая образовательная технология

Здоровьесберегающая образовательная технология

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни

Спортивные праздники. Подвижные и спортивные игры на воздухе и в группе

  • Оздоровительный бег на воздухе
  • Спортивные досуги
  • Неделя здоровья
  • Оздоровительные походы

  • Подгрупповые занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности детей.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

Соблюдение режима, гигиенических процедур.

Технологии оздоровления детей в ДОУ

Результатом эффективности по здоровье сберегающей деятельности в своей работе, я считаю - снижение заболеваемости детей в группе, рост физического развития детей, формирование уровня культуры здоровья у детей.

2020г.

2021 г.

2022 г.

Списочный состав детей

40

42

44

Число пропусков д/дней по болезни

           

Число пропусков на одного ребенка

           

Число часто болеющих детей

Число ни разу не болевших детей

С каждым годом диагностика показывает, что увеличивается количество детей, не болевших ни разу. Наметилось снижения количества часто болеющих детей.

В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровье сберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей. Способствует формированию культуры здоровья.

Еще важным моментом я считаю то, что мы приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (дни открытых дверей, недели здоровья, встречи детей спортсменами). Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках

3.4 Система взаимодействия воспитателя со специалистами ДОО в коррекционно-образовательной деятельности

Личностно-ориентированный подход к ребенку невозможен без взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому я очень тесно работаю со всеми специалистами ДОУ, что позволяет составить более полное представление о каждом воспитаннике:

Схема взаимодействия воспитателя со специалистами

                                                                                                                 Таблица

специалист

Формы работы

педагог-психолог

Педагог – психолог проводит диагностику психического развития. Производит содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. Психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

инструктором физкультуры

Инструктор по физической культуре использует в индивидуальной работе с детьми основные движения, а во время выполнения физкультурных упражнений, приучает следить за осанкой, соблюдать координацию движений рук, ног, тренирует мелкую моторику на занятиях по коррекции плоскостопия, а также проводит дыхательные упражнения, способствующие укреплению здоровья. На занятиях происходит формирование двигательного и гигиенического режимов; использование приёмов релаксации, элементов самомассажа; согласование с воспитателем о проведении и реализации интегрированных образовательных проектов, направленных на формирование физической культуры и приобщение к спорту;  проведение спортивных праздников «День Здоровья», «Малые зимние Олимпийские игры».

музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель использует в индивидуальной работе с детьми музыкально – ритмические движения, во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, приучает следить за осанкой, соблюдать координацию движений рук, ног, тренирует мелкую моторику в игре на музыкальных инструментах (трещотках, кастаньетах, бубнах, металлофонах), а также проводит дыхательные и певческие упражнения, способствующие укреплению здоровья детей .совместно с воспитателем подготавливает и проводит мероприятия культурно-досуговой деятельности; внедрение коррекционных технологий; определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительных, творческих способностей, знаний, умений, навыков детей; проведение утренников, развлечений.

медицинская сестра

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и их развития; организация физкультурно-оздоровительной работы с ребёнком, исходя из состояния его физического здоровья; соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей;

Медицинская сестра определяет группы здоровья, согласовывает все мероприятия, намеченные по работе с детьми, контролирует и обеспечивает нагрузку на занятиях, участвует в мониторинге здоровья и диагностике физического развития и усвоения программы.

Учитель-логопед проводят раннее диагностирование и работают по "Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи " Л.В. Лопатиной.

Представленная в программе система работы позволяет осуществлять

коррекционное воздействие на речевую функцию детей, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Владеет оздоровительными современными коррекционными технологиями и методиками, и активно применяют их в практической профессиональной деятельности, в том числе:

технологии формирования речевого дыхания;

зрительная гимнастика;

релаксация;

мимическую гимнастику;

динамические паузы в сочетании с речевым материалом;

пальчиковая гимнастика;

песочная терапия;

сказкотерапию;

Используют театрализованно-музыкальную деятельность для переживания ребенком чувства успеха, снятия комплексов и зажимов, связанных с дефектами речи. Осуществляют личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, обеспечивают радостный, эмоциональный фон жизни ребенка. Также, разрабатывают рекомендации для воспитателей и родителей по работе с детьми с ФФНР, ОНР.

Сопровождение происходит в трех направлениях: проведение индивидуальных занятий специалистами; выполнение воспитателем рекомендаций узких специалистов; проведение интегрированных занятий. Специалистами используются следующие коррекционные технологии: арттерапия, изотерапия, музыкотерапия – работа музыкального руководителя, сказкотерапия в рамках коррекционной работы педагогов – психологов ДОУ, технологии коррекции поведения, психогимнастика.    

3.5. Система мониторинга здоровья и физического развития воспитанников

Мониторинг здоровья и физического развития детей провожу вместе с инструктором по физической культуре  и медицинской сестрой. Диагностику использую  для оценки исходного уровня развития дошкольников, чтобы определить для каждого из них «ближайшую зону здоровья», формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Физическое развитие детей моей группы оценивается количественными и качественными результатами выполнения.

Оценку физического развития изучаю в начале и в конце года. Данные обследования вношу в диагностические таблицы. Результаты обследований сравниваю со стандартными и качественными показателями для детей данного возраста.

Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста является основой диагностики, в которую входит подготовка и проведение тестовых упражнений.
Физическое развитие воспитанников:

 Таблица

Уровни

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

В

С

Н

19%

41%

32%

27%

50%

19%

28%

49%

16%

36%

56%

8%

37%

55%

8%

52%

62%

4%

Критерием эффективности оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Оценка состояния здоровья детей мной, вместе с инструктором по физкультуре и медицинской сестрой проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.

Полученные данные заносятся в диагностические таблицы и листы здоровья, отражающие уровень физического развития и здоровья детей.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение.Каждый ребёнок, имеющий те или иные нарушения зрения, нуждается в эффективной и сво...

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Эффективность здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.

Статья о эффективности здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе...

Эффективность здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении

Реализация здоровьесберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей в современном мире. Всесторонннее развитие детей невозможна без использ...

Эффективность здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми...

Мастер - класс для педагогов "Кинезиологические упражнения - эффективная здоровьесберегающая технология"

Мастер -класс знакомит  педагогов ДОУ с кинезиологическими упражнениями, которые используются для сохранения здоровья детей, развития их умственных способностей, развития речи....