Эффективность здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка
Реализация здоровье сберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_dou.docx | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
3.3. Эффективность использования здоровье сберегающих технологий воспитателем
Актуальность
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Реализация здоровье сберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. В современном мире всестороннее развитие детей невозможна без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни - в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровье сберегающие технологии.
Задачами здоровье сберегающих технологий являются:
- Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
- Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
- Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
В работе с детьми эффективно использую разные виды здоровье сберегающих образовательных технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье сберегающие образовательные технологии.
Физкультурно-оздоровительная работа | Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Физкультурные занятия на улице Подвижные игры и физические упражнения Спортивные игры Индивидуальная работа по развитию движений Физкультминутки Коррекционная гимнастика:
Активный отдых
Оздоровительный бег Создание комфортного режима Самостоятельная игровая деятельность | ||
Закаливание | Прогулки на свежем воздухе Умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук Полоскание горла Обтирание влажным полотенцем Игры с водой Хождение босиком по массажному коврику Сон с доступом воздуха Проветривание Воздушные ванны Привитие культурно-гигиенических навыков | ||
Лечебно-профилактическая работа | Определенная нагрузка на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей Использование приёмов релаксации Сказкотерапия Музыкотерапия Использование фитонцидов (лук, чеснок) Игровой точечный массаж | ||
Пропаганда ЗОЖ | Беседы Игровая деятельность:
Активный отдых
Художественная литература Экскурсии Целевые прогулки Познавательно-практическая деятельность Продуктивная деятельность Работа с родителями | ||
№ | Виды технологий | Составляющие элементы и формы работы | |
1. | Медико-профилактическая технология |
| |
2. | Обеспечение социально-психологического благополучия |
| |
3 4. | Физкультурно-оздоровительная технология Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка: Регламентированная деятельность | Утренняя гимнастика
| |
Частично регламентированная деятельность Нерегламентированная деятельность Здоровьесберегающая образовательная технология Здоровьесберегающая образовательная технология Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни | Спортивные праздники. Подвижные и спортивные игры на воздухе и в группе
Соблюдение режима, гигиенических процедур. |
Технологии оздоровления детей в ДОУ
Результатом эффективности по здоровье сберегающей деятельности в своей работе, я считаю - снижение заболеваемости детей в группе, рост физического развития детей, формирование уровня культуры здоровья у детей.
2020г. | 2021 г. | 2022 г. | |
Списочный состав детей | 40 | 42 | 44 |
Число пропусков д/дней по болезни |
| ||
Число пропусков на одного ребенка |
| ||
Число часто болеющих детей | |||
Число ни разу не болевших детей |
С каждым годом диагностика показывает, что увеличивается количество детей, не болевших ни разу. Наметилось снижения количества часто болеющих детей.
В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровье сберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей. Способствует формированию культуры здоровья.
Еще важным моментом я считаю то, что мы приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (дни открытых дверей, недели здоровья, встречи детей спортсменами). Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках
3.4 Система взаимодействия воспитателя со специалистами ДОО в коррекционно-образовательной деятельности
Личностно-ориентированный подход к ребенку невозможен без взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому я очень тесно работаю со всеми специалистами ДОУ, что позволяет составить более полное представление о каждом воспитаннике:
Схема взаимодействия воспитателя со специалистами
Таблица
специалист | Формы работы |
педагог-психолог | Педагог – психолог проводит диагностику психического развития. Производит содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. Психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение. |
инструктором физкультуры | Инструктор по физической культуре использует в индивидуальной работе с детьми основные движения, а во время выполнения физкультурных упражнений, приучает следить за осанкой, соблюдать координацию движений рук, ног, тренирует мелкую моторику на занятиях по коррекции плоскостопия, а также проводит дыхательные упражнения, способствующие укреплению здоровья. На занятиях происходит формирование двигательного и гигиенического режимов; использование приёмов релаксации, элементов самомассажа; согласование с воспитателем о проведении и реализации интегрированных образовательных проектов, направленных на формирование физической культуры и приобщение к спорту; проведение спортивных праздников «День Здоровья», «Малые зимние Олимпийские игры». |
музыкальный руководитель | Музыкальный руководитель использует в индивидуальной работе с детьми музыкально – ритмические движения, во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, приучает следить за осанкой, соблюдать координацию движений рук, ног, тренирует мелкую моторику в игре на музыкальных инструментах (трещотках, кастаньетах, бубнах, металлофонах), а также проводит дыхательные и певческие упражнения, способствующие укреплению здоровья детей .совместно с воспитателем подготавливает и проводит мероприятия культурно-досуговой деятельности; внедрение коррекционных технологий; определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительных, творческих способностей, знаний, умений, навыков детей; проведение утренников, развлечений. |
медицинская сестра | Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и их развития; организация физкультурно-оздоровительной работы с ребёнком, исходя из состояния его физического здоровья; соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей; Медицинская сестра определяет группы здоровья, согласовывает все мероприятия, намеченные по работе с детьми, контролирует и обеспечивает нагрузку на занятиях, участвует в мониторинге здоровья и диагностике физического развития и усвоения программы. |
Учитель-логопед проводят раннее диагностирование и работают по "Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи " Л.В. Лопатиной. Представленная в программе система работы позволяет осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию детей, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Владеет оздоровительными современными коррекционными технологиями и методиками, и активно применяют их в практической профессиональной деятельности, в том числе: технологии формирования речевого дыхания; зрительная гимнастика; релаксация; мимическую гимнастику; динамические паузы в сочетании с речевым материалом; пальчиковая гимнастика; песочная терапия; сказкотерапию; Используют театрализованно-музыкальную деятельность для переживания ребенком чувства успеха, снятия комплексов и зажимов, связанных с дефектами речи. Осуществляют личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, обеспечивают радостный, эмоциональный фон жизни ребенка. Также, разрабатывают рекомендации для воспитателей и родителей по работе с детьми с ФФНР, ОНР. |
Сопровождение происходит в трех направлениях: проведение индивидуальных занятий специалистами; выполнение воспитателем рекомендаций узких специалистов; проведение интегрированных занятий. Специалистами используются следующие коррекционные технологии: арттерапия, изотерапия, музыкотерапия – работа музыкального руководителя, сказкотерапия в рамках коррекционной работы педагогов – психологов ДОУ, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
3.5. Система мониторинга здоровья и физического развития воспитанников
Мониторинг здоровья и физического развития детей провожу вместе с инструктором по физической культуре и медицинской сестрой. Диагностику использую для оценки исходного уровня развития дошкольников, чтобы определить для каждого из них «ближайшую зону здоровья», формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Физическое развитие детей моей группы оценивается количественными и качественными результатами выполнения.
Оценку физического развития изучаю в начале и в конце года. Данные обследования вношу в диагностические таблицы. Результаты обследований сравниваю со стандартными и качественными показателями для детей данного возраста.
Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста является основой диагностики, в которую входит подготовка и проведение тестовых упражнений.
Физическое развитие воспитанников:
Таблица
Уровни | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
В С Н | 19% 41% 32% | 27% 50% 19% | 28% 49% 16% | 36% 56% 8% | 37% 55% 8% | 52% 62% 4% |
Критерием эффективности оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Оценка состояния здоровья детей мной, вместе с инструктором по физкультуре и медицинской сестрой проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
Полученные данные заносятся в диагностические таблицы и листы здоровья, отражающие уровень физического развития и здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение.Каждый ребёнок, имеющий те или иные нарушения зрения, нуждается в эффективной и сво...
Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....
Эффективность здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Статья о эффективности здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе...
Эффективность здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
Реализация здоровьесберегающих технологий в детском саду становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей в современном мире. Всесторонннее развитие детей невозможна без использ...
Эффективность здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми...
Мастер - класс для педагогов "Кинезиологические упражнения - эффективная здоровьесберегающая технология"
Мастер -класс знакомит педагогов ДОУ с кинезиологическими упражнениями, которые используются для сохранения здоровья детей, развития их умственных способностей, развития речи....