семинар практикум для родителей "Здоровье детей- в наших руках"
методическая разработка

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара – практикума для родителей «Здоровье наших детей

в наших руках »

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и

укреплению здоровья своих детей.

Задачи:

• приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада через

поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• повысить уровень знаний родителей в области формирования,

сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье

посредством педагогического просвещения.

Ход семинара – практикума:

Вводная часть.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание

будет проходить в форме семинара – практикума. Я прошу вас стать его

активными участниками. Прежде всего, я хотела бы узнать ваше мнение.

Как вы считаете, что для человека дороже всего на свете? (Ответы,

обсуждение, вывод)

- Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно

важно, для каждой мамы, здоровье ее ребенка. А что же такое здоровье?

(ответы родителей)

Слайд № 1

«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие,

а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

( из толкового словаря Ожегова)

О том, как его сохранить и укрепить, мы и поговорим сегодня.

Основная часть.

-Давайте выясним, что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми!

Игра “Неоконченное предложение”

Передавая мяч, родители договаривают предложение.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет …

- Итак, подведем итог, мой ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый

образ жизни.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня,

определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого

человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха,

приема пищи, сна.

Слайд № 2

Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха

в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей

человека.

-От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен

ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша

работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм

человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами. В ритме все

удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни

положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и

правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха,

питания имеет большое значение.

Ваш режим дня совпадает с режимом дня в детском саду?

-Предлагаю вам проявить творческие способности, и составить режим дня

вашей семьи.

(На столе лежит материал для творческой работы: клей, ножницы, альбом

листы, картинки режимных моментов. Родители самостоятельно составляют

режим дня. После завершения работы следует небольшой рассказ каждой

семьи.)

-Каждое утро в нашей группе «Капитошка» начинается с выполнения

утренней гимнастики.

Видеоролик «Утренняя гимнастика».

Обсуждение: «Для чего необходима утренняя гимнастика?»

-Я предлагаю интересный комплекс утренней гимнастики с куклой, который

возможно понравится вам и вашему ребенку и станет полезной привычкой.

Его можно провести с любой игрушкой .

(Выполнение родителями утренней гимнастики с куклой по показу

воспитателя).

-Предлагаю Вам памятку «Утренняя гимнастика»

Приложение №1

-А теперь поговорим о питании.

Видеоролик «Дети кушают в детском саду»

-Как вы считаете, каким должно быть здоровое питание? (ответы родителей)

-Все это конечно правильно, но не секрет, что часто дети не хотят есть кашу,

овощи, молочные блюда. Что делать в этой ситуации, как вызвать аппетит у

ребенка к полезной пище?

(обсуждение)

Памятка «Как накормить «нехочуху»

Приложение № 2

Слайд № 3 «Красивое оформление детских блюд.

-Немаловажным элементом в жизни и здоровье ребенка является

закаливание. Что такое закаливание?

(обсуждение)

Слайд № 4

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному

действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или

повышенной температуры, воды и др.) путем систематического

дозированного воздействия этими факторами.

-Предлагаю Вам рассказать о способах закаливания в Ваших семьях.

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

(обсуждение)

-Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный способ закаливания горла -

мороженым.

Слайд № 5 « Мороженое»

- Каждый день утром и вечером нужно есть мороженое! Но не увлекайтесь!

Для того, чтобы процесс из приятного превратился в полезный, начинать

кушать нужно с половины чайной ложечки, постепенно увеличивая

количество на пол чайной ложечки каждые 3-4 дня.

Существует также способ контрастного закаливания. Для этого возьмите два

стакана. В один налейте горячей воды, а в другой холодной. Поласкайте

горло, чередуя стаканы с водой. Заканчивать полоскание обязательно нужно

горячей водой. Для того, чтобы закаливание было более эффективней,

добавьте в воду поваренную или морскую соль (на один стакан воды одну

чайную ложку соли). Соль - отличный антисептик!

Слайд № 6 «Закаляйтесь и будьте здоровы!»

Видеоролик «Подвижная игра»

-Всем известно, что особую роль в жизни и здоровье ребенка имеет развитие

двигательной активности. У подвижного ребенка, как правило, хороший

аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и

выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем

движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, это

поможет вашим детям освоить и развить новые движения. Расскажите, какие

подвижные игры вы используете с детьми дома и на прогулке?

(обсуждение)

-Предлагаю Вам памятку «Подвижные игры». Такие игры заинтересуют

ваших детей. Вы можете их разнообразить с течением времени.

Приложение № 3

Заключительный этап.

-Уважаемые родители, согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым,

бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле –

здоровый дух! » Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским

народом. О чем же они говорят, мы сейчас узнаем. Предлагаю вам собрать

пословицы о здоровье из частей.

(Родители собирают пословицы и поговорки из частей и зачитывают вслух)

Обсуждение. Выводы по вопросам семинара.

-Спасибо за внимание!

Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях.

Задачи:

  • Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье  своих детей;
  • Повышение мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;
  • Развивать чувство единства, сплоченности.

Участники семинара – практикума:

  • родители;
  • дети младшей группы;
  • воспитатель;
  • Старший воспитатель детского сада;
  • Музыкальный руководитель.

Предварительная работа:

  • Оформление с детьми приглашений на семинар - практикум;
  • Разработка буклетов;
  • Подготовка оборудования: спортивного инвентаря, материала для проведения  игр;
  • Анкетирование.

Воспитатель: Уважаемые родители, гости и ребята! Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум по теме «Здоровый ребенок – счастливая семья!»

Народная мудрость гласит: «Всесторонне развитый ребенок  - это ребенок, который интересуется всем: и спортом, и музыкой, и трудом».

     Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и

задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

      Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным».

      Другой добавил: «Человек должен быть умным».

       Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».

       Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, — его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов».

       Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы

говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый  ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.          

        Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем  в игру «Собери цветик – семи цветик».

 «Семь слагаемых здоровья, семь лепестков цветика – семицветика» и каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья наших детей.

  • Первый лепесток «Режим дня»

       Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дисциплинирует детей и приучает к определённому ритму жизни с ранних лет.

      Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению, к утомлению и даже к истощению нервной системы. Ребёнок становится нервным, раздраженным, беспокойным, иногда вялым. И то, и другое состояние неблагоприятно влияет на здоровье ребенка.

         Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определенный распорядок дня. Все по расписанию: завтрак, организованная деятельность, прогулка, обед, дневной сон, оздоровительные мероприятия после сна, полдник, вечерняя прогулка, ужин (если режим работы детского сада 12часов). Но часто в семье, в выходные дни родители считают, что если ребенок спал до 10часов, то дневной сон не обязателен. И это глубокое заблуждение. Даже в этом случае, дети обязаны днем отдыхать.  

         Родители поделились информацией, как выполняется режим дня в семье, чем занимаются с детьми в выходные дни, в какие игры играют дома. Особое внимание уделяют играм с физкультурным оборудованием: боксерская груша, кегли, мячи, обручи. Каждому виду деятельности отведено достаточно времени в режиме дня. Каждый родитель должен запомнить и взять на заметку, что маленький ребенок днем должен отдыхать, не обязательно спать, иногда достаточно просто полежать. Но взрослые об этом часто забывают, а потом переутомление и заболеваемость ребенка.

  • Второй лепесток « Правильное питание»

       Правильное питание – это включение в рацион и овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов, рыбы.  То есть продуктов богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов. Хочется обратить внимание еще на то, что интервал между приемами пищи должен составлять не более 3-4 часов.  Пища нужна не только для выработки энергии, но и для построения новых клеток и тканей.

       В детском саду организованно рациональное сбалансированное питание в соответствии с правилами и нормативами СанПиН.

       Родители познакомились с более подробной информацией по составлению меню, сколько дней в неделю молочные блюда, рыбные блюда, а также выпечка. Мамы рассказали, какие любимые блюда, и продукты  дети кушают дома.

        Родители и дети приняли участие  в игре «Солнышко и тучка»: полезные продукты – «солнышко», вредные продукты – «тучка». Мозговая зарядка для родителей «Доскажи словечко», «Отгадай загадку».

  • Третий лепесток «Оздоровительные мероприятия»

       Все оздоровительные мероприятия, физические занятия – улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма.

       В последние годы заметно возросло количество ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных обстоятельств. Современные молодые родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, телефоны, планшеты и другие гаджиты), поэтому практически не остается времени на занятия спортом.

      На протяжении всего дня в группе поддерживается  оптимальный двигательный режим:  

- утренняя гимнастика (каждый день)

- физкультминутки (каждый день)

- занятия по физической культуре (3 раза в неделю)

- подвижные игры (каждый день)

- спортивные праздники и развлечения.

 Показ физкультминуток с участием родителей и детей «Весёлый счёт»,

«Что бывает?»    

  • Четвёртый лепесток «Прогулка на свежем воздухе»

         Прогулка – это наиболее эффективный вид отдыха. Способствует повышению сопротивляемости организма к болезням и закаливает его. Под воздействием воздушных ванн не только повышается тонус нервной системы, но также и дыхательной. Прогулка должна проводиться в любую погоду, в любое время года, но только при условии, что одежда не будет сковывать движений и соответствовать погоде, всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными, подвижными играми, даже с использованием интеллектуальных игр. Уважаемые родители, вспомните своё детство, и назовите игры, в которые вы играли во дворе с друзьями, в детском саду (ответы).

         Проводятся подвижные игры с участием родителей и детей «Займи свой домик», «Лохматый пёс».

  • Пятый лепесток «Профилактика заболеваний»

       Назовите, пожалуйста, профилактические мероприятия заболеваемости», которые вы проводите дома? (ответы родителей)

      Самое главное – это соблюдение правил личной гигиены. Ребёнок должен уметь пользоваться предметами личной гигиены, этому нужно учить, навыки формировать, и доводить до автоматизма. Некоторые родители считают, что пока ребенок маленький его незачем нагружать лишней информацией, учить элементарным правилам личной гигиены, пойдет в детский сад, и всему научится. Очень сильно ошибаются, именно с раннего детства формируется характер, дисциплинированность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут войти ребенку в мир взрослых, почувствовать себя взрослым и сильным.

     Проводится игра с родителями «Назовите предметы личной гигиены» - игра для детей «Для чего нужны…?»

 В детском саду, дети пользуются только индивидуальными гигиеническими принадлежностями.

       Следующим способом профилактики заболевания  является закаливание. Существуют специальные методики закаливания детей. К ним относятся: солнечные, воздушные ванны, обливание ног, контрастное обливание, купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребёнка, проветривание – это закаливание в повседневной жизни. Соблюдайте принципы закаливания: постепенность и систематичность.

      В детском саду мы осуществляем: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, ходьбу по дорожкам здоровья, закаливающие процедуры с водой, гимнастика после дневного сна.

     Показ пальчиковой гимнастики с участием детей и родителей:

«На моей руке …», «По грибы», «Семья»

Выполнение упражнений на развитие дыхания «Студим чай», «Лодочка», «Мяч в воротца».

     Участие родителей в гимнастике после пробуждения: «Велосипед», «Пингвины», «Кошечка».

      Еще хочется обратить внимание на витаминизацию блюд, включать в рацион питания свежие лук и чеснок. Мы в детском саду выращиваем с детьми зеленый лук и приучаем их, его кушать.

  • Шестой лепесток «Правильно организованная развивающая среда»

    Правильная организация развивающей среды имеет большое значение. Ребёнку просто необходимы: велосипед, мячи, скакалки, обручи, то есть, то оборудование, которое вы можете приобрести ребенку.

Родители поделились опытом, как, и где хранятся игрушки детей дома. Все доступно, не травмоопасно, полифункционально, трансформируемо и разделено по гендерному признаку.

      У нас в группе организован спортивный уголок с различным традиционным и нетрадиционным  оборудованием, которое мы используем в течение дня.

      Что может представлять опасность для жизни детей в домашних условиях? Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи. Дети очень любознательны, любят играть с мелкими предметами, нередко засовывают пуговицы, семена в нос, ухо. Поэтому родителям следует постоянно контролировать действия детей, хранить лекарства, мелкие предметы подальше от ребячьих глаз в закрытом виде, закрепить мебель, проводите беседы по безопасному обращению с бытовыми приборами, по поведению на улице, на дороге.

      Следите, чтобы  игровое оборудование находилось в доступном для ребенка месте, тогда он будет занят, и вы со спокойным сердцем сможете заниматься домашними делами. Так же хочется обратить внимание на разделение игрового пространства по гендерному признаку, особенно если в вашей семье  растут разнополые дети.

      В детском саду  мы проводим воспитательные беседы по здоровому образу жизни: о правильном питании, соблюдении правил личной гигиены, о вредных привычках. Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, сильным, бодрым.  Ведь еще древние греки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

  • Седьмой лепесток «Эмоциональное здоровье»

      Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей.  Всячески избегайте семейных сцен, если уж это случилось, попытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке, не размахивайте руками. Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу. В семьях, где этим правилом пренебрегают, дети растут испуганными, нервозными.

      Признаки стрессового состояния ребёнка:

- трудность с засыпанием, особенно ночью;

- беспокойство, непоседливость;

- жалобы, обзывания, драки;

- частое недержание мочи;

- навязчивые привычки: сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец.      

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном семинаре  даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для группы, в которой я работаю. Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательном процессе на первом этапе дошкольного детства позволяет заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днём становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. У детей наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

 Малышам, мамам и папам я предложила закончить нашу встречу коллективной работой. Выбрать себе цветок, который им больше всего понравился по цвету и прикрепить вокруг цветика – семицветика. Получилась очень красивая картина. Дети были счастливы, им родители поручили выполнение ответственного задания. Вот еще  в чем для детей заключается эмоциональное здоровье – это доверие родителей.

      Мы собрали все лепестки к нашему цветочку, все слагаемые здорового образа жизни.

      Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте детей, им это очень необходимо.

       Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

     Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать  близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

       Закончить свое выступление я хочу одной притчей:

« В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое.

«Как вас зовут?» – спросил хозяин.

Ему ответили: «Нас зовут здоровье, богатство и любовь. Пусти нас к себе в дом».

Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме».

Больная мать предложила впустить здоровье, юная дочь захотела впустить любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло богатство.

Женщины очень долго спорили между собой.  Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было».

Пусть в вашем доме поселятся: здоровье, богатство и любовь!

Помните: здоровье ребёнка в наших руках!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13327220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 387px; height: 300px;","width":"480"}}]]Охрана и укрепления здо...

Семинар - практикум для родителей «Чем играю наши дети»

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное....

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста "Здоровье детей в наших руках"....

Семинар-практикум "Здоровье детей в наших руках"

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Здоровье детей в наших руках"

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырас...

Семинар-практикум для родителей подготовительных групп "Безопасность детей в наших руках"

Как быстротечно время. Ребенок растет, взрослеет, становится более самостоятельным и независимым – дошкольник, школьник, подросток. Уже скоро ваши дети станут школьниками. Как следствие нового с...