ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа (младшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ПЛОВЕЦ»
для детей младшего возраста (3-4 года)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | Дополнительная общеразвивающая программа по плаванию «Юный пловец» |
Направленность деятельности | физкультурно- спортивная |
Форма организации образовательного процесса | Групповая |
Категории учащихся | Дети младшего дошкольного возраста |
Сроки реализации программы | 1 год |
Возрастной уровень реализации программы | 3-4 лет |
Цель программы | Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста и приобщение к здоровому образу жизни обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития . |
Задачи |
учить плавать облегченным способом. 3. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. 4. Укреплять мышцы тела, нижних конечностей. 5. Формировать «дыхательное удовольствие». 6. Формировать гигиенические навыки:
7 Учить правилам поведения на воде:
|
Содержание
1.. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………… 4
- актуальность Программы……………………………………………....4
- цель, задачи……………………………………………………….. ……5
- новизна и отличительные особенности Программы……………….....5
- принципы и методы обучения……… ……………………… ….. ….. .5
- ожидаемые результаты…………………………………………………. 6
1.2. Возрастные характеристики детей 3-4 лет……………………………….. 6
2. Содержательный раздел………………………………………………………7
2.1. Учебный план …………………………………………………………… …7
2.2. Перспективный план ……………………………………………………. …7
3. Организационный раздел……………………………………………………. 9
3.1 Обеспечение безопасности…………………………………………………..9
3.2 Санитарно-гигиенические условия………………………………………. 10
4. Оценочные и методические материалы……………………………………. 11
5. Список литературы……………………………………………………………13
Приложение…………………………………………………………………….. .14
Приложение № 1. Перечень игр на воде для детей дошкольного возраста….14
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Основанием для разработки дополнительная общеразвивающая программа по плаванию «Юный пловец»– это образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности являются:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.
Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности. У ребенка быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Актуальность программы. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Программа предполагает формирование прочных навыков плавания и адаптации к водной среде у детей младшего возраста, которые являются жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья.
Целью программы является закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Задачи:
- Адаптировать детей к водному пространству:
- познакомить детей с доступными их пониманию свойствами воды: мокрая, прохладная, ласковая и пр.;
- учить не боясь входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаться в водном пространстве;
- учить задерживать дыхание (на вдохе), выполнять погружение и лежание на поверхности воды.
- Приобщать малышей к плаванию:
- учить скользить с надувным кругом и без него;
- научить выдоху в воду;
- формировать попеременное движение ног (способом кроль);
учить плавать облегченным способом.
3. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
4. Укреплять мышцы тела, нижних конечностей.
5. Формировать «дыхательное удовольствие».
6. Формировать гигиенические навыки:
- самостоятельно раздеваться в определенной последовательности;
- мыться под душем, пользуясь мылом и губкой;
- насухо вытираться при помощи взрослого;
- одеваться в определенной последовательности.
7 Учить правилам поведения на воде:
- осторожно ходить по обходным дорожкам;
- спускаться в воду друг за другом с поддержкой инструктора и самостоятельно;
- не толкаться и не торопить впереди идущего;
- слушать и выполнять все указания инструктора.
Отличительные особенности
Особенность данной программы заключается в том, что адаптация детей к условиям водной среды проходит намного быстрее, если обучение плаванию начинается с погружения детей под воду (доставание предметов со дна).
Принципы и подходы к формированию программы.
Методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
- принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование; - принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
- принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
- принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному;
применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Средства, методы и методические приёмы обучения плаванию детей:
1. Создание благоприятных условий адаптации и функциональных возможностей детского организма на занятиях в бассейне по обучению плаванию, и закаливанию.
2.Наглядный показ инструктора по плаванию с куклой, зрительные ориентиры, словесные объяснения, помощь педагога в каждом действии ребёнка. Попытки самостоятельного выполнения ребёнком упражнения, поощряются словесными действиями педагога.
3.Использование практического приёма: повторение упражнений в различной игровой форме. Сопровождение действий игры под стихи А. Барто. .
Ожидаемые результаты освоения программы:
- снижение заболеваемости детей и укрепление организма;
- адаптация ребёнка к условиям водной среды;
- сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям по плаванию;
- сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.
- Возрастные характеристики детей 3-4 лет
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Четвертый год жизни ребенка характеризуется особенностью развития дыхательной системы- к 3-4 годам устанавливается легочный тип дыхания, но строение легочной ткани не завершено, поэтому легочная вентиляция ограничена. В 3-4 года у ребенка многие движения резки и угловаты, низка выносливость мышечной системы. Из-за этого статическое напряжение мышц кратковременно, малыш не может сидеть или стоять, не меняя позы. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5-4 кг в возрасте 3-4 лет.
Весо- ростовые показатели физического развития между девочками и мальчиками в 3-4 года почти одинаковы: рост составляет 92-99 см., масса тела 14-16 кг.
На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков, способен совершать достаточно сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног), не сформирована производительность движений.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе
«Юный пловец» для детей 3-4 лет
Общее количество занятий в год –32 занятия с октября по май (включительно).
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие – по 30 минут
Диагностический период проводится 1 раза в год (итоговый – в апреле).
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1 | Знакомство с бассейном. Правила поведения. | 2 |
Практические занятия | ||
1 | Ознакомление со свойствами воды | 2 |
2 | Подготовительные упражнения в воде | 2 |
3 | Освоение с водой | 5 |
4 | Лежание на воде | 5 |
5 | Скольжение с доской и игрушкой | 5 |
6 | Погружение в воду у опоры | 6 |
7 | Погружение в воду без опоры | 5 |
8 | Итого | 32 |
2.2. Перспективное планирование
Месяц | Задачи |
Октябрь | Проведение диагностики физического развития детей. Развивать интерес к занятиям в бассейне. Ознакомить со свойствами воды. |
Ноябрь | Учить погружаться в воду с опорой, открывать в ней глаза, совершенствовать передвижение и умение ориентироваться в воде. |
Декабрь | Учить дуть перед собой, перегоняя предметы до противоположного бортика бассейна. |
Январь | Приучать принимать горизонтальное положение в воде: всплывание, лежание на груди и на спине. |
Февраль | Совершенствовать полный вдох и выдох в воду. |
Март | Учить скольжению в воде (постепенное увеличение глубины) с использованием вспомогательных снарядов и игрушек. |
Апрель | Проведение диагностики физического развития, познакомить детей с правилами поведения на открытых водоёмах. |
Методический прием
I. Задача: Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней
1.1. Организованный вход в воду (индивидуально)
Наглядный: показ, помощь педагога.
Словесный: объяснения, указания;
Практический: повторение упражнении;
Формы организации: с помощью инструктора при словесном поощрении; Образные сравнения.
1.2. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней
Наглядный: показ, помощь педагога;
Словесный: объяснения, указания;
Практический: повторение упражнений;
Формы организации: с помощью инструктора при словесном поощрении; Образные сравнения.
II. Задача: Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
Погружения в воду (с опорой);
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;
Словесный: указания, пояснения, распоряжения;
Практический: повторение упражнений, игровой метод с опорой, держась за педагога.
Погружение с постепенным увеличением глубины, с закрытыми, открытыми глазами.
Использование образных сравнений.
Погружения с рассматриванием предметов.
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;
Словесный: объяснения, пояснения, указания;
Практический: повторение упражнений, игровой метод с открыванием глаз на различной глубине, рассматривание предметов, доставание их со дна, на ограниченном и свободном пространстве с постепенным увеличением глубины. Использование вспомогательных снарядов, игрушек;
Формы организации: индивидуальная.
Ныряние
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;
Словесный: объяснения, указания, команды и распоряжения;
Практический: упражнения, игровой метод с открыванием глаз на различной глубине с постепенным ее увеличением. Попытки ныряния в длину и глубину. Ориентирование под водой, использование игрушек и другого инвентаря.
Форма организации: групповая
III. Задача: научить выдоху в воду
Выдох перед собой в воздух.
Наглядный: показ, имитация;
Словесный: рассказ, указания, распоряжения, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой метод находясь в воде, образные сравнения.
Выдох на воду.
Наглядный: показ, имитация;
Словесный: объяснения, указания, распоряжения, название упражнений Практический: повторение упражнений, игровой метод выдох через рот: на игрушку, непосредственно в воду в ограниченное пространство (обруч), просто на воду;
Образные сравнения;
Форма организации: фронтальная.
V. Задача Научить лежать в воде на груди и спине
Лежание на спине.
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;
Словесный: объяснения, распоряжения, указания, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы, постепенное усложнение при различных положениях рук, ног (вытянуты, врозь, в стороны);
Образные сравнения и ориентиры;
Формы организации: совместно с педагогом.
Лежание на груди.
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;
Словесный: объяснения, распоряжения, указания, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы постепенное усложнение, при различных положениях рук, ног (вытянуты, врозь, в стороны);
Образные сравнения и ориентиры;
Формы организации: совместно с педагогом.
3.Организационный раздел
3.1. Обеспечение безопасности при проведении занятий по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации дополнительного плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:
- занятия по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
- не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
- не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
- допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача.
- приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения инструктора по ФК.
- проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
- научить детей пользоваться спасательными средствами.
- во время занятий по плаванию внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
- не проводить занятия по плаванию раньше, чем через 40 минут после еды.
- при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
- соблюдать методическую последовательность обучения.
- знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
-добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности при проведении дополнительных занятий по плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению инструктора по ФК;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
3.2. Санитарно-гигиенические условия
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию включают следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- ежедневная смена воды;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
- дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
- анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется
санэпидстанцией.
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды для проведения занятий по плаванию
Возрастная группа | Температура воды (С) | Температура воздуха (С) | Глубина (м) |
Вторая младшая | + 30…+32С | +26…+28С | 0,5 – 0,8 |
- Оценочные и методические материалы.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно социализировался и адаптировался к условиям детского сада и к воде.
Результативность:
- посещение занятий в бассейне, позволяет легко и безболезненно пройти процесс социализации и адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- дети приучаются общаться и взаимодействовать друг с другом, развивается их предметная деятельность, они с удовольствием приходят на занятия по плаванию;
- дети активнее взаимодействуют друг с другом, развивается игровая деятельность;
- повышается компетентность родителей в вопросах закаливания и оздоровления ребёнка.
Диагностика уровня адаптивности ребёнка (Роньжина А.С.)
Условные обозначения:
Общий эмоциональный фон поведения:
а) положительный
б) неустойчивый
в) отрицательный
Познавательная и игровая деятельность:
а) активен
б) активен при поддержке взрослого
в) пассивен или реакция протеста
Взаимоотношения со взрослыми:
а) инициативен
б) вступает в контакт при поддержке взрослого
в) пассивен или реакция протеста
Взаимоотношения с детьми:
а)инициативен
б)вступает в контакт при поддержке взрослого
в)пассивен или реакция протеста
Реакция на изменение привычной ситуации:
а)принятие
б)тревожность
в)неприятие
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данные суммы делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
2,6 — 3 балла — высокий уровень адаптированности.
У ребенка преобладает радостное или устойчиво — спокойное эмоцоинальное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый, взрослый, новой помещение, общение с группой сверстников).
1,6 — 2,5 баллов — средний уровень адаптированности.
Эмоцоинальное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечёт возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1-1,5 баллов — низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно — разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НИЗКИЙ: Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в плавании). Не активен и не заинтересован в играх.
СРЕДНИЙ: Ребенок уверенно выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует, в общем, для всех темпе, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. - Спб.: «Детство пресс», 2003
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой. З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья.- Киев: Здоровье, 1988.
Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
Осокина Т.И. Как научить детей плавать: пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1985.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой..- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,-2008.
Погадаев Г.И.: Пособие «Физкульт –Ура!».-М.: Школьная пресса, 2003.
Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить.- М.: Физкультура и спорт, 1998
Приложение № 1
Перечень игр на воде для детей дошкольного возраста
Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение.
Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания.
Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания.
По направленности подвижные игры на воде делятся на следующие группы.
Игры, помогающие освоиться с водой, используются для обучения плаванию детей младшего возраста и проводятся в водоеме, имеющем глубину до метра. Задача данной группы игр — познакомить детей с сопротивлением воды и обучить их самостоятельно передвигаться на воде в разных направлениях с кратковременным погружением.
Игры, направленные на изучение и совершенствование отдельных элементов техники плавания, помогают осваивать дыхание, скольжение при различных положениях тела и рук, движения ногами.
Игры, знакомящие с элементами прикладного плавания, учат нырять, погружаться в воду из опорного и безопорного положений, делать прыжки.
Игры, помогающие привыкнуть к воде.
«Кто первый!». Цель игры — научить быстро и решительно входить в воду. На расстоянии 3—5 метров от воды по берегу проводится черта. Играющие выстраиваются вдоль этой линии в одну шеренгу, лицом к воде, на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого дети вбегают в воду, добегают до заранее отмеченного (шестом или веревкой) места и бегом возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто быстрее всех вернется на свое место. Нельзя допускать, чтобы дети во время бега мешали друг другу.
«Морской бой». Цель игры — научить не бояться водяных брызг.
Играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг к другу, на расстоянии одного шага. По сигналу взрослого команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу в течение 2—3 минут. Выигрывает та команда, у которой меньше штрафных очков.
«Пятнашки в кругу». Цель игры — научить ребят самостоятельно погружаться в воду с головой.
На мелком месте (глубиной до 1 м) играющие становятся в круг, водящий располагается в его центре.
Он должен запятнать кого-либо, но останавливаться возле игрока не имеет права. Игроки спасаются, окунаясь с головой в воду. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает его место.
«Хоровод». Цель игры — обучить занимающихся выдоху в воду во время погружения с головой.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу взрослого они начинают двигаться по кругу, повторяя: «Хоровод наш, хоровод, все идет, все идет, но и скоро он придет, он придет!» Затем все останавливаются, приседают и погружаются в воду с головой, выполняя выдох в воду. Затем играющие поднимаются и повторяют движение в обратную сторону.
Запрещается отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад. Игру повторяют 4—6 раз.
«Пятнашки с мячом». Играют как в обычные пятнашки, только салят не руками, а мячом. Своеобразие состоит в том, что водящий не имеет права пятнать (салить) мячом игрока, который окунулся в воду с головой. В игре соблюдается правило, по которому водящий перестает преследовать игрока, погрузившегося в воду, и начинает бегать за кем-нибудь другим, пока тот не окунется с головой. Несомненно, среди играющих найдутся и менее расторопные, кто не успел спрятаться под воду. Настигнутый мячом идет водить, а прежний водящий включается в игру.
Игры, помогающие освоить правильную технику плавательных движений.
«Рыбки и рыболова». Игра проводится на мелком месте глубиной 30—40 сантиметров. Содержание игры — рыбки выплыли порезвиться на открытое место, но появился рыболов, и рыбки спасаются от него в камышах.
Определяется место, где плавают рыбки. Метрах в 10—15 отмечается зона камышей. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к «камышам», приседают на корточки и ждут появления «рыбака». Как только «рыбак» дойдет до условленного места, «рыбки» ложатся на воду и начинают работать ногами, как при плавании способом кроль, передвигая руками по дну и стараясь достигнуть зоны «камышей» раньше, чем «рыбак» успеет до них дотронуться.
При построении участников в шеренгу нужно поставить самых быстрых из них с той стороны, которая ближе к «рыбаку». Пойманные «рыбки» либо выбывают из игры, либо становятся «рыбаками».
«Акулы и дельфины». Участники разделяются на две неравные команды. На воде отмечаются поплавками две взаимно перпендикулярные-линии, одна из которых принадлежит «акулам», другая — «дельфинам». «Дельфины» поочередно по команде взрослого отталкиваются от дна и плывут, вытянув руки вперед и работая ногами, как при плавании кролем. Направление движения должно быть таким, чтобы они проплывали на расстоянии 6—8 метров от «акул». Когда «дельфин» проплывает мимо «акул», один из участников команды последних отталкивается и плывет наперерез, вытянув вперед руки и работая ногами, как при плавании способом кроль, и если преследующему удается коснуться «дельфина», то команда получает очко. «Дельфины» имеют право приподнимать голову над водой и делать вдох. «Акулы» этого права лишены.
«Плавучие стрелы». Цель игры — научить как можно дольше скользить по воде.
Играющие выстраиваются на берегу в одну шеренгу, лицом к воде, на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого играющие делают разбег, сильно отталкиваются ногами от дна и скользят по воде. Выигрывает тот, кто дольше проскользит без движения. Игра повторяется 3—4 раза.
Игры, знакомящие с элементами прикладного плавания.
«Салки». Цель игры — обучить занимающихся нырянию с открытыми глазами.
Участники игры произвольно располагаются в водоеме. Ловец, назначенный взрослым, догоняет играющих, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, дети ныряют под воду. Тот, кто не успел погрузиться под воду и был запятнан, становится ловцом. Ловцу запрещается преследовать одного участника долго или ждать, пока тот вынырнет из воды. Продолжительность игры до 5 минут.
«Водолазы». Цель игры — научить открывать глаза и ориентироваться под водой. Проводится только в водоеме с чистой, прозрачной водой и ровным дном.
Каждый игрок берет в руки ярко раскрашенный камень. Дети заходят в воду по грудь, выстраиваются в шеренгу лицом к берегу на расстоянии шага друг от друга. По команде взрослого все бросают камни вперед, затем делают глубокий вдох, ныряют под воду с открытыми глазами, и каждый старается найти свой камень. Выигрывает тот, кто найдет камень. Игра повторяется 2—3 раза.
«Карась и щука». На глубине 0,5—1 метр играющие становятся в круг и берутся за руки. Один из играющих — «щука» должен запятнать другого — «карася». Игроки пропускают «карася» в круг и из круга, опуская до уровня воды или поднимая (не выше чем на 20—30 см) над водой руки, но не разъединяя их, и мешают «щуке» проникнуть в круг или выйти из него. Однако «щуке» предоставляется возможность нырнуть под руками играющих или перепрыгнуть через них головой вперед. При большом количестве игроков назначаются две «щуки». Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает место в круге взамен одного из игроков, который принимает на себя роль «карася».
Игры, знакомящие с элементами водного поло.
Эти игры проводятся как на мелком, так и на глубоком месте, дно водоема должно быть песчаным и пологим, отгороженным от глубокой части. Знакомство начинается с простых игр, включающих перебрасывание мяча одной и двумя руками, ведение мяча, его ловлю одной рукой и эстафету. Играть могут дети младшего школьного возраста и подростки, степень сложности определяется их плавательной подготовкой.
«Борьба за мяч». Играющие разбиваются на две команды (участники одной надевают шапочки). По сигналу взрослого игроки команды, которая по жребию начинает игру, перебрасывают друг другу мяч, стремясь, чтобы он все время находился у игроков своей команды. Задача игроков второй команды — завладеть мячом и, перебрасывая его друг другу, удерживать возможно дольше в своей команде.
Продолжительность игры 3—10 минут. Нельзя топить соперника, держать мяч в руках более 5 секунд и выбрасывать его за границы игровой площадки.
Водное поло.
Эта спортивная игра предъявляет высокие требования к участникам. Они должны не только хорошо владеть техникой плавания, но и быть выносливыми, ловкими, смелыми, уметь сочетать свои действия с действиями товарищей. Играющие в водное поло должны хорошо владеть мячом.
Большая и всесторонняя нагрузка, получаемая во время игры, способствует всестороннему развитию организма школьника. Командный характер, эмоциональность и вместе с тем точная регламентация правилами действий игроков помогают воспитывать чувство коллективизма, дисциплинированность и умение владеть собой.
Игра проводится в воде на глубине не менее 90 сантиметров. С помощью поплавков на воде размечается поле размером 30X20 метров, оно может быть и меньших размеров, но не меньше чем 20X8 метров. В центре коротких сторон поля устанавливаются ворота шириной 3 метра и высотой от уровня воды 0,9 метра.
Для игры используется кожаный мяч с резиновой камерой, весом (в сухом состоянии) 400—450 граммов, размером по окружности 68—71 сантиметр. Можно использовать мяч из пластмассы, если он имеет соответствующие размер и вес.
В игре участвуют две команды по 7 человек. На игроках одной команды (за исключением вратаря) должны быть шапочки одного цвета с нашитыми на них номерами от 1 до 6. Вратарь может играть без номера. Чтобы не нанести повреждений товарищам во время игры, форма ватерполистов не должна иметь металлических застежек и крючков.
Пловцы выстраиваются на линии своих ворот так, чтобы расстояние между ними было не менее метра. По сигналу судьи мяч выбрасывается на середину поля, и игроки быстро плывут к нему, чтобы овладеть им и отбросить своим товарищам. После каждого забрасывания (взятия ворот) игроки выстраиваются на линии своих ворот и игра возобновляется.
Игра продолжается в зависимости от возраста играющих от 15 до 20 минут, это время делится на две равные половины с перерывом на 5-минутный отдых, после чего команды меняются сторонами поля.
Задача каждой команды — забросить больше мячей в ворота соперника. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил руководитель останавливает игру и наказывает команду, игрок которой провинился, тем, что передает мяч другой команде.
Развлечения на воде.
Любая из описанных игр может быть организована в местах массового отдыха детей. Но для развлечения и активного отдыха на воде можно устроить «горки» и другие специальные приспособления.
«Барабан». На глубине 120—130 сантиметров на двух стойках укрепляется горизонтально вращающийся барабан из металла или дерева диаметром 100—120 сантиметров. Ось вращения барабана параллельна поверхности воды, поверхность его ровная и гладкая, нижняя часть погружена в воду.
Задача состоит в том, чтобы перелезть через барабан. Взобраться на него только с помощью рук нельзя, так как барабан будет вращаться в сторону пловца и сбросит его. Перебраться через устройство можно, лишь оттолкнувшись от дна или воды (движением ног в брассе). При этом грудь и живот должны лечь на барабан сверху, а руки и голова оказаться на противоположной его стороне. Тогда барабан перевернется, и пловец соскользнет с него вниз головой.
Высота барабана над уровнем воды регулируется в зависимости от глубины водоема, однако должна быть такой, чтобы большинство играющих могли взобраться на него.
«Горка». С 3—5-метровой вышки спускается деревянный желоб шириной 50—60 сантиметров, с невысокими, закругленными краями, покрытый линолеумом. Крутизна спуска желоба меняется: сначала она пологая — 80— 70° к вертикали, затем крутая — до 10—30° и снова пологая. Крутизна меняется постепенно. Нижний край желоба на 10—20 сантиметров выше уровня воды. Ребенок садится в желоб и соскальзывает по нему в воду.
Прыжки в воду.
Простые прыжки в воду являются одним из видов прикладного плавания. Поэтому после того, как ребята освоятся с водой и смогут в ней передвигаться, нужно включать в занятия прыжки. Разучивая их, дети подготавливаются к освоению стартового прыжка с тумбочки. Как правило, дети охотно выполняют их.
Начинать разучивать прыжки можно на первых же занятиях, сначала в виде простейших спадов в воду из положения плотной группировки, положения согнувшись и прыжков ногами вниз. Это приучает ребят к более глубокому и продолжительному погружению с головой.
Простейший прыжок в воду можно выполнять так: встать на край берега, упершись в него пальцами ног, руки вытянуть вверх, ладони соединить, голова между руками. Согнув ноги в коленях, слегка присесть и, оттолкнувшись, прыгнуть в воду. Повторить 5—6 раз.
Во время прыжков детей в воду взрослый следит за дисциплиной и безопасностью. Школьники прыгают в строгой очередности, только с разрешения взрослого и после того, как предыдущий вышел из воды или отплыл в сторону от места погружения.
Проявляя заботу о физическом развитии детей, занимаясь вместе, взрослые устанавливают с ними лучшие контакты и взаимопонимание, ненавязчиво воспитывают. Да и сами при этом получают огромное удовольствие и пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей 6-7 лет «Школа мяча»
1. Пояснительная записка.Направленность программы.Программа «Школа мяча» - Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Степ - Аэробика».
Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития ребенка закладыв...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...