Организация двигательной активности детей в ДОУ
статья
В современном мире дети все больше времени проводят без движения, в результате чего ухудшается их здоровье и показатели физического развития, поэтому важно приобщать дошкольников к двигательной деятельности, организовывать ее в различных формах, используя разнообразные методы и приемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie11.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности воспитанников в ДОУ
Зайцев С.В., инструктор по физической культуре
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье - для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями - физическими упражнениями.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Два последних обстоятельства (неправильное питание и гиподинамия), по мнению учёных, ведут к акселерации - ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому необходима организация двигательной деятельности, её разнообразие, а также выполнение основных задач и требований к её содержанию.
ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения дошкольного образования: у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Целевые ориентиры являются ориентирами для построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дошкольного возраста целевых ориентиров.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, можно выделить несколько задач:
- Оптимизировать двигательную активность детей с учетом их возрастных особенностей, возможностей, потребностей и интересов;
- Создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
- Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
- Систематизировать работу ДОУ и семьи;
- Обогащать предметно-развивающую среду.
Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:
1. Специально организованное обучение.
2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
3. Свободная, самостоятельная деятельность детей
Система двигательной активности включает следующие формы:
- Утренняя гимнастика;
- Физкультурные занятия;
- Физкультминутки;
- Пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
- Гимнастика пробуждения после дневного сна;
- Физкультурные досуги;
- Праздники;
- Музыкальные занятия;
- Двигательная активность на прогулке;
- Самостоятельное выполнение движений в свободное время.
В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя двигательный режим.
Организуя разные формы двигательной активности педагог обязан:
• Наблюдать за состоянием детей
• Регулировать нагрузку
• Правильно подбирать место проведения
• Подбирать оборудование
Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90%- средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы организации двигательной активности детей»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»
материал к презентации...
Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей на открытом воздухе и в домашних условиях.
Предложенные игры не требуют дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время...
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ - организация двигательной активности детей
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.Двигательная активность способствует:· повышению устойчиво...
Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....