Краткосрочный проект для детей средней группы. «Для чего нужна вода?»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Дуева Наталья Николаевна

Краткосрочный проект для детей средней группы.

«Для чего нужна вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект для детей средней группы.

«Для чего нужна вода

Воспитатель Дуева Н.Н.

Сроки 06.03.23-15.03.23

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта : групповой, творческий.

Проблема: В ходе наблюдений, опросов детей выяснилось, что у воспитанников недостаточные представления о значении воды в жизни человека и окружающего мира, откуда берется вода, для чего она нужна, в каких состояниях бывает вода, почему нужно беречь воду, не лить впустую.

Цель проекта : рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояния воды.

Задачи проекта :

• Формировать элементарные представления о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).

• Развивать способность устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (бывают дожди, грозы, текут ручьи, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).

• Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Актуальность проекта :

Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А также, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Ожидаемые результаты проекта :

Образовательные:

формирование представлений детей о природном объекте воде;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к воде;

Этапы проекта :

Подготовительный этап:

- Проведение бесед, опросов детей о свойствах воды;

- Определение актуальности проблемной ситуации;

- Сбор информации по данной теме;

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

Работа с родителями:

-Участие в подборке фотографий, литературы по теме проекта.

-Беседы с родителями, консультации о развитии у детей познавательной деятельности.

 Основной этап. Реализация проекта. Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

1. Работа воспитателя с детьми.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Совместная деятельность родителей и детей

Планирование и организация деятельности:

Мероприятие

Цели

Ответственный

Сроки

1 этап - подготовительный

1

Консультация для родителей «Занимательные опыты с водой» 

Создание условий для демонстрации материала воспитатели

воспитатели

6.03.23

2

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» 

Просвещение родителей воспитатели

воспитатели

6.03.23

3

Сбор материалов для создания фотогазеты «Волшебная водичка» 

Привлечение

родителей к

участию в проекте

воспитатели, родители

6.03.23

2 этап - основной

1

 Чтение худ. литературы Е. Благинина «Дождик», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»

Поддержание у детей интерес к художественной литературе

воспитатели

ежедневно в рамках проекта

2

Беседа «Для чего нужна вода

Формирование у детей представлений свойствах воды

воспитатели

6.03.23

3

Подвижные игры «Солнышко и дождик»«Через ручеек»«По мостику» 

Развитие двигательной активности у детей

воспитатели

ежедневно

4

ООД по познавательному развитию «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»»

Развитие культурно- гигиенических навыков воспитатели

воспитатели

7.03.23

5

 Сюжетно- ролевая игра «Купание куклы Кати»

Развитие у детей интереса к играм, навыков ролевого поведения

воспитатели, дети

10.03.23

6

Дидактическая игра по развитию речи «Где прячется вода

Способствовать развитию у детей диалоговой речи

воспитатели

9.03.23

7

Рассматривание иллюстраций, картинок, наглядных пособий по теме «Вода»«Водные процедуры» 

Развитие у детей интереса к совместной деятельности

воспитатели, дети

ежедневно в рамках проекта

8

Настольно- печатные игры, разрезные картинки, дидактические игры на тему «Вода» 

Развитие мелкой моторики рук, аналитических способностей

воспитатели, дети

ежедневно в рамках проекта

9

Трудовая деятельность: полив растений в уголке природы

Развитие трудовых навыков

воспитатели, дети

ежедневно

10

ООД по познавательному развитию «Какая бывает вода?» 

Развитие познавательного интереса

воспитатели, дети

13.03.23

3 этап - заключительный

1

Создание фотогазеты «Волшебная водичка»

Укрепление детско- родительских отношений

воспитатели, родители, дети

15.03.23

2

Развлечение «Веселая рыбалка» 

Развитие коммуникативных навыков

воспитатели, дети

15.03.23

                                                                                                      Приложения:

Беседа «Для чего нужна вода?»

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.

Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов; прививать детям навыки экономного расходования воды; развивать экологическое мышление и экологическую культуру; систематизировать представление о способах использования воды.

Ход беседы.

Воспитатель:

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?

Ответы детей, их обсуждение и обобщение.

Далее воспитатель показывает детям глобус, объясняет, как на глобусе обозначается вода : реки, озера, моря и т. д. Обращает внимание детей на то, как много воды на нашей планете.

Воспитатель. Вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей. Из воды состоят океаны, моря, реки, ручьи и болота. Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Рассмотреть изображения Арктики, Антарктики и горных вершин.

Воспитатель. В природе вода находится в постоянном круговороте. Водяной пар поднимается от земли вверх и возвращается в виде дождя.

Но на Земле есть местности, где нет воды. Такие местности называются «пустыни», живых существ и растений там очень мало. Рассмотреть картину с изображением пустыни.

Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.

Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.

Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.

Прочитать детям стихотворение:

Родник иссяк, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря-зря-зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы- нет, нет, нет!

В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна вода?

Как мы можем экономить воду?

Как мы можем охранять воду от загрязнения?

ООД по познавательному развитию «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»»

Программное содержание:

- Уточнить знания детей об умывальных принадлежностях и их назначении: мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная паста, зубная щетка.

- Развивать у детей культурно –гигиенические навыки. Закрепить последовательность умывания.

-Воспитывать аккуратность, опрятность. Прививать привычку правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы.

Предварительная работа с воспитанниками:

- Заучить с детьми потешку «Водичка – водичка».

Дидактическое обеспечение занятия: коробка, мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная паста, зубная щетка.

Методика проведения.

(Стук в дверь, воспитатель вносит чумазую куклу Машу с коробкой в руках)

Маша: Здравствуйте дети я Маша, а можно к вам?

Воспитатель: Здравствуй Машенька проходи, какая ты чумазая, где лицо ты так измазала? Кончик носа черный будто закопченый.

Маша: Я над солнышком лежала, носик к вверху держала, вот он и загорел.

Воспитатель: Бедная Машенька нам надо помыть тебя, а что у тебя в руках?

Маша: По дороге к вам, я встретила МОЙДОДЫРА, и он передал вам вот этот сундучок.

Воспитатель: Дети давайте посмотрим, что же нам передал МОЙДОДЫР, а ты Машенька присаживайся и посмотри вмести с нами. Ребята чтобы посмотреть, что в сундучке нужно отгадать загадки :

Скользит как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне.

- Что же это, как вы думаете? (Ответы детей).

- Да это мыло, ребята надавите на него пальцем, погладьте, понюхайте. (Дети обследуют мыло самостоятельно).

- Какое мыло твердое или мягкое? (Ответы детей).

- Правильно мыло твердое, а мыло гладкое или шершавое? (Ответы детей). – Правильно мыло гладкое. Понюхайте, какое мыло душистое и как приятно пахнет, а что мы делаем с мылом? (Ответы детей).

- Правильно мы с мылом моем лицо и руки. Дети, почему про мыло говорят, что оно сердитое? (Ответы детей).

- Правильно потому, что когда мыло попадает в глаза, бывает очень неприятно. Дети, а домик, в котором живет мыло, называют мыльница. (Воспитатель достает из сундучка мыльницу)(Проговаривание слово мыльница хором и индивидуально).

- Ребята давайте посмотрим, что ещё есть в сундучке – это зубная паста и зубная щетка, а для чего нам нужны зубная паста и зубная щетка? (Ответы детей). – Правильно чтобы чистить зубы, дети послушайте ещё загадку«Длинная дорожка, по краям каёмочка, когда умываешься, ею вытираешься?» (Ответы детей).

- Дети потрогайте, какое полотенце мягкое, пушистое. А для чего нам нужно полотенце? (Ответы детей). – Правильно им мы сухо вытираем лицо и руки. Послушайте ещё одну загадку: «Целых 25 зубков для кудрей и хохолков, и под каждым под зубком, лягут волосы рядком?» (Ответы детей). – Да это расческа, а для чего она нужна? (Ответы детей). – Да для того, чтобы расчёсывать волосы.

«Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок и густой гребешок!»

Ребята и мыло, и мыльница, и зубная паста, зубная щетка, полотенце и расческа называются – умывальные принадлежности. (Проговаривание «умывальные принадлежности» хором и индивидуально).

Физ. минутка:

Руки моем, руки моем: вот – так, вот – так. (круговые движения кистями рук)

Лицо моем, лицо моем: вот – так, вот – так. (круговые движения по щекам ладонями)

Зубы чистим, зубы чистим: вот – так, вот – так. (имитируют движения)

Отдыхаем, отдыхаем: вот – так. (Дети садятся на стульчики).

Дети давайте умоем нашу Машеньку, пусть она будет чистая и красивая, а помогут ей наши умывальные принадлежности и водичка. (Чтение вмести с детьми «Водичка – водичка» :.

Водичка – водичка умой наше личико, чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

- Ребята послушайте песенку водички: с – с – с. (Проговаривание звука «С» хором и индивидуально).

Мы дружны с водою чистой, можем это доказать,

Мылом твердым и душистым, не боимся мыть глаза.

Ребята наше занятие закончилось, какие вы умывальные принадлежности теперь знаете? (Ответы детей). Молодцы вы все хорошо сегодня занимались и отвечали!

Сюжетно- ролевая игра «Купание куклы Кати»

Цельучить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия.

Задачи:

-учить детей правильно называть предметы и их назначение, закреплять алгоритм купания куклы.

- развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас-мыло, мочалка, шампунь, полотенце, ковшик.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, проговаривание потешки «Водичка-водичка», чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», беседа с детьми по поводу осторожного обращения с горячей водой.

Оборудование: ванночка, мыло кирпичик, полотенце, ковшик, кукла

Методика проведения.

Воспитатель (обращаясь к кукле, спрашивает) :

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам нужно для купания?

Дети: Ванночка, водичка, мыло.

Воспитатель: Где у нас ванночка? Кто принесёт воды?

Воспитатель: София, принеси, пожалуйста, ванночку, а Таня принесёт тёплой воды в ковшике (лейке). Какая нам нужна вода?

Дети: теплая

Воспитатель: Кто пpинесёт мыло? Мочалку? Полотенце? (дать поручение детям)

Воспитатель: Всё готово. Настя, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Артем, а ты принеси для Кати чистую одежду.

Воспитатель: Злата, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу?

Дети: В ванночку, в тазик.

Воспитатель: А сейчас, что мы будем делать?

Дети: Помоем Кате голову чистой, тёплой водой, помоем руки, ноги.

Воспитатель: Рита, намыль, пожалуйста, Кате голову шампунем, а ножки и ручки мылом, а Ярослав будет поливать.

В то время, когда Ярослав «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:

Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтобы улыбался роток, И кусался зубок!

Воспитатель: Вот мы и вымыли нашу Катю, а теперь Настя вытрет Катю полотенцем. Теперь кукла стала чистой, её нужно одеть в чистую одежду и уложить спать.

Дети совместно с воспитателем одевают и укладывают куклу Катю спать. При укладывании можно спеть колыбельную «Баю-баюшки-баю».

Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Словесная дидактическая игра «Где прячется вода

Задачи:

-Формировать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи,

-Развивать логическое мышление, внимание, память.

-Воспитывать умение слушать воспитателя.

Материал: карточки с изображением природных явлений, животных, продуктов питания, профессий.

Методика проведения.

Ребята, давайте поиграем в интересную игру? Она называется "Где прячется вода?"

Послушайте, я буду называть и показывать разные карточки. Если я назову и покажу предмет или явление, которое имеет прямое или косвенное отношение к воде, например:

море (состоит из воды, корабль (плывет по воде, дерево (питается водой, вы хлопаете в ладоши.

А если я назову и покажу предмет или явление, не имеющее никакого отношения к воде, например:

гроза, стул, машина, то руки опускаем на коленки. Всем ребятам понятны правила игры? Тогда- раз, два, три, игру начни!

Радуга, дождь, огурец, молния, платье, волна, песок, ракушка, повар, врач, роза, лед, лодка, камень, туча, дельфин, апельсин, ветер и т. д.

Молодцы!

Ребята, в какую игру мы с вами играли? Как она называется? Чем мы пользовались?

Хорошо. А что нового мы с вами узнали?

Правильно! В каких состояниях бывает вода в природе? Без воды мы можем обойтись?

А мы должны бережно к ней относиться?

Трудовая деятельность «Поливаем комнатные растения в уголке природы»

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

-учить поливать растения из лейки аккуратно, под корни растений;

-закрепить знания о значимости воды для растений;

-воспитывать желание ухаживать за растениями.

Оборудование: лейки, ведерки, письмо.

Методика проведения.

Воспитатель: Ребята, сегодня, прийдя утром на работу, я нашла под дверью письмо, вот что в нем написано:

«Ребятам средней группы от Цветика- Семицветика. Ребята, нам, комнатным растениям, очень нужна ваша помощь, земля наша совсем высохла, нам жарко, и мы очень хотим пить. Помогите нам, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Цветику-Семицветику и другим растениям в нашей группе? Что пьют цветы? Для чего нужна вода растениям? Во что мы нальем воду?

Самостоятельная трудовая деятельность.

Развлечение «Веселая рыбалка»

Цель: Формирование навыков общения между детьми и воспитателем.

Задачи:

-учить умению держать равновесие на ограниченной плоскости;

-развивать внимание память;

-воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка — кот Васька, тазик, ведерки, удочки, рыбки.

Воспитатель: Ребята, слышите? Кто - то к нам в гости идет (воспитатель заносит игрушку кота).

Дети посмотрите, кто к нам в гости пришел? (загадывает загадку)

Мохнатенький, усатенький

На лапках царапки, молоко лакает.

Песни распевает. Мяу-мяу-мяу.

Дети: кошка.

Воспитатель: Правильно, к нам в гости пришел кот. А зовут его Васька. Васька ты куда собрался?

Кот Васька (воспитатель) : На речку ловить рыбу, уж очень я ее люблю.

Воспитатель: Дети пойдемте, и мы Ваське поможем ловить рыбу. Васька, а ты знаешь, как нам до речки дойти?

Кот Васька (воспитатель) : Конечно, знаю. Вон по той дорожке (воспитатель подводит детей к дорожке).

Воспитатель: Посмотрите, какая длинная дорожка.

Зашагали ножки, прямо по дорожке,

Ну-ка, ну-ка веселее,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ (дети идут по дорожке).

Воспитатель: Молодцы ребята, вот как дружно шагали по дорожке

Воспитатель: Посмотрите, дети тут и камушки лежат. Давайте по камушкам пройдем (дети идут по камушкам друг за другом).

Мы по камушкам пойдем,

В речку мы не упадем.

Воспитатель: Вот мы и пришли на речку (перед детьми стоит таз с водой, где плавают рыбки).

Посмотрите, кто это здесь плавает? (загадывает загадку).

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это?

Дети: Рыбки (воспитатель с детьми рассматривают рыбок).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рыбки плавают в речке (воспитатель просит детей показать, как плавают рыбки (показывает вместе с ними).

Рыбки плавают кругами,

Плавно машут плавниками.

Воспитатель: Посмотрите, что я нашла. Что это дети (воспитатель достает ведерко и удочку).

Дети: Удочка и ведерко.

Воспитатель: Правильно. А давайте поможем коту Ваське поймать рыбку, он ее так любит (воспитатель дает ведерко и удочку, дети по очереди ловят рыбу) .

Воспитатель: Кот Васька смотри, сколько рыбы мы тебе наловили. Ну а теперь нам пора возвращаться в группу.

Кот Васька:. Спасибо.

Воспитатель: До свидания (дети на прощание машут коту рукой).

ООД по познавательному развитию «Какая бывает вода

Цель: расширение знаний о свойствах воды.

Задачи: -формировать представления у детей о взаимодействии и переходе воды из одного состояния в другое;

-развивать познавательный интерес у детей;

-воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

Материалы: кастрюля с кипятком, лед, стекло, гуашь, стаканчики с водой.

Методика проведения.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем о чудесном превращении воды. Давайте приготовимся и скажем волшебные слова:

Любим мы эксперименты.

Интересные моменты

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем изучать!

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в волшебной лаборатории. Ребята, а что мы знаем с вами о воде? Для чего нужна вода? На Земле много воды или мало? Как вы думаете, любую воду можно пить? Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Дети: ответы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами узнаем какой бывает вода.

Вода бывает в трех состояниях: жидком (вода, твердом (лёд) и газообразном (пар).

Предлагаю пройти за столы и провести опыты.

Дети садятся за столы, воспитатель знакомит со льдом и паром и водой

Опыт №1. Лед- какой он?

Дать возможность детям познакомиться со льдом, потрогать, сделать выводы, что лед холодный. Вспоминаем и наблюдаем превращение льда в воду от тепла рук.

Вывод: лед, снег- тоже вода.

Опыт №2. Вода может окрашиваться.

Перед детьми стаканчики с водой, показать детям, что вода- прозрачная, а если в ней промыть кисточку с гуашью, то вода окрасится в другой цвет (закрепить с детьми названия цветов).

Вывод: вода может менять цвет.

Опыт №3. Пар- тоже вода.

Взять кастрюлю с кипятком, открыть крышку, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Вывод: пар- тоже вода.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие исследователи, узнали сегодня много нового. Что вам понравилось больше всего? А вода бывает в виде чего? Но нам пора возвращаться в детский сад, но мы обязательно вернемся в волшебную лабораторию, чтобы узнать много нового.

Создание фотовыставки «Волшебная водичка».

Выводы: По окончании проекта можно сделать выводы, что детям очень нравятся такие творческие проекты, видна заинтересованность детей в опытно- экспериментальной и познавательной деятельности, они проявляют активность в подвижных играх, трудовой деятельности. У детей сформировалось понимание бережного отношения к водным ресурсам, окружающему миру растений, повысился уровень культурно- гигиенических навыков. Родители активно помогали на протяжении всего проекта : приобрели наборы для рыбалки, подобрали фотоматериалы по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей средней группы "Широкая Масленица"

Проект знакомит детей с русскими обрядовыми праздниками Масленица.Развивает познавательный интерес.Воспитывает любовь к своей Родине....

Краткосрочный проект для детей средней группы «Огород на подоконнике».

Актуальность проекта:Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познава...

Исследовательский краткосрочный проект для детей средней группы "Моя семья"

Проект "Моя семья " для детей средней группы.Семья- это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?»

Программные задачи: познакомить детей с новым дорожным знаком «Осторожно: дети». Расширять знания детей о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход». Продолжать работу ...

Краткосрочный проект для детей средней группы

Краткосрочный проект для детей средней группы на тему:«Будь здоров!»  Составила: воспитатель Чимарова И.А....

"Проект для детей средней группы : «С чего начинается Родина» Образовательная область: познавательное развитие.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколениясегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государствебыли че...

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны».

Для всестороннего развития детской личности воспитанников особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о...