Организация летнего досуга дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovanieya_dosuga_doshkolnikov.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя
Авторы: Ткаченко Елена Петровна,
Хоружая Екатерина Петровна, воспитатели.
«Особенности организации досуга дошкольников в летнее время».
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Организация досуга в детском учреждении имеет свою специфику.
- Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.
- Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой – значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
- Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.
Предлагаем игровые формы работы, соответствующие этим условиям.
Игровые часы.
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как « Вышибалы», «Фанты» и другое.
У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг. При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.
Музыкальные часы
Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры.
Кружки
Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей, и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.
Выставки.
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.
- На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке “Природа и фантазия” будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке “Вот оно какое лето к нам пришло!” – рисунки.
- Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
- Оформление выставки.
- Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают “экскурсию”, которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.
Игры-путешествия
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (например, они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Творческие площадки.
При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды – в зале) создаётся несколько “мастерских”, в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.
Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Например, изготовление сувенира своими руками, «Мастерская кукольного театра», на которой можно предложить макеты кукол и организовать летний детский кукольный театр. «Сказочная поляна» под таким названием прошла игра – путешествие, где ребята участвовали в «Сказочных гонках», играли в игру «Угадай героям», участвовали в викторине «Волшебные существа». Интересно прошла викторина «Друг без друга никуда» дети вспомнили песни, пословицы, поговорки о друзьях и дружбе. «В гостях у Госпожи Игры» вместе с задорными ведущими дети играли в различные игры.
В течение всего летнего периода, каждую пятницу, ребята отправляются в «Путешествие на веселом экспрессе» по станциям - «Лукоморье», «Светофор», «Угадайка», «Поиграй», «Город русских мастеров», «Спортивная», «Музыкальная» и т.д. В эти дни ребята играют, поют, разгадывают загадки, участвуют в викторинах, в спортивных состязаниях.
Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.
Летние праздники.
Настоящий клад для организатора летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Август, как известно, богат на престольные и православные праздники. Дети являются активными участниками таких мероприятий. В День Успения в ДОУ планируется проведение праздника, посвященному храму Успения «Многие лета, церковь моя!», на котором будет организована детская познавательно-развлекательная программа.
«В гостях у старины глубокой». С целью возрождения традиций народных праздников и обрядов в учреждении планируется проведение мероприятий: «На медовый спас» - конкурсно-игровая программа, «День русской загадки» - театрализованная викторина, «Три спаса» - выставка рисунков, «На дворе у бабушки», «В Медовом царстве» - познавательно-развлекательные программы, «Мудрость старой сказки» - развлекательная программа.
В течение августа планируется проведение мероприятий с целью профилактики здорового образа жизни: познавательно - игровые программы «Друзья здоровья», «Быстрее, сильнее, выше», «Веселые старты», «Дни здоровья», спортивный праздник «Физкультпривет».
Таким образом, отношение к летнему каникулярному отдыху как особому пространству образования и воспитания ребенка требует новых подходов к его организации. Именно летние каникулы являются периодом значительного расширения практического опыта детей, временем творческого освоения мира и самоосмысления, формирования новых умений, открытия в себе способностей, временем активного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация летнего досуга
Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Оптимальной формой организации детского досу...
Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга детей"
В копилку старшего воспитателя.Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной ак...
Организация летнего досуга
"Праздник мыльных пузырей"...
Организация летнего досуга детей
Консультации для педагогов...
Консультация для родителей «Организация летнего досуга для дошкольника»
рекомендации родителям, как интересно и с пользой провести время с детьми в летний период...
Организация летнего досуга детей в летний период
Летний период прекрасная возможность уделить своему ребенку максимально полезное количество времени...