Организация летнего досуга
статья

Голощапова Тамара Васильевна

 

            Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие,  которое не требует значительной подготовки со стороны детей и педагогов, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizaciya_letnego_dosuga.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ДОСУГА

(рекомендации для педагогов)

Ширинских Т.В.,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

            Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Не проводятся учебные занятия, основную часть времени дети проводят на улице.

            Подготовка к лету начинается ещё в мае: педагоги и родители красят спортивное оборудование на площадках, сотрудники детских образовательных учреждений разбивают цветники на участках, воспитатели и дети высаживают овощи в огороде, администрация проверяет на безопасность территорию детского сада.

            Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе, а также увеличение количества овощей и фруктов в детском меню благоприятно влияют на укрепление здоровья дошкольников, позволяют им окрепнуть, поправиться и закалиться.

            Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие,  которое не требует значительной подготовки со стороны детей и педагогов, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме.

             В нашем детском саду уже стало традицией проводить летом такие мероприятия, которые оставляют в памяти детей самые яркие впечатления и положительные эмоции. В своей работе мы используем разнообразные формы работы с детьми: игровые часы, выставки, игры – путешествия, творческие площадки, праздники. Так, ко Дню защиты детей была организована выставка детских рисунков «Дадим шар земной детям!» и проведено развлечение «Здравствуй, солнечное лето!», которое закончилось проведением конкурса рисунков на асфальте «Мир, полный чудес!».

             Организованный досуг – как активная форма отдыха – строится на знакомом детям материале. Он проводится с несколькими группами воспитанников, близкими по возрасту: олимпиады, разного рода эстафеты, спортивные игры  т.д.

             Досуг предусматривает разнообразную деятельность: художественную, эстетическую, спортивную, а музыкальное сопровождение создаёт положительный эмоциональный настрой. Музыка оказывает благотворное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость.

             В дошкольном учреждении музыка звучит во время занятий, детских игр, развлечений и в повседневной жизни. В летний период в нашем детском саду функционирует музыкально – тематическая площадка «Соловьиные трели».

Стационарное оформление площадки:

  1. сцена;
  2. беседка;
  3. скамейки;
  4. стол;
  5. информационный стенд для родителей;
  6. театральная ширма.

Выносной дидактический материал и пособия:

  1. музыкальные инструменты и игрушки (фабричные и самодельные): духовые, ударные, шумовые;
  2. настольные музыкально – дидактические игры;
  3. различные виды кукольных театров (пальчиковый, теневой, мягкой игрушки, куклы с «живой рукой»);
  4. игры – сюрпризы.

            Детям предоставляется возможность применять полученные знания в различных видах музыкальной деятельности, в постановках – импровизациях на основе сюжетов сказок, таких как «Чиполлино», «Бременские музыканты», «Приключения Колобка» (с использованием театральных кукол).

            В музыкальном центре обязательно должен быть театральный уголок. Он представляет собой яркий шатёр с набором кукол. В шатре проводятся театрализованные игры.    

             Традиционны в дошкольном учреждении следующие формы организации музыкальной деятельности:

  1. организованный досуг;
  2. праздники и развлечения;
  3. самостоятельная музыкальная деятельность;
  4. музыка в повседневной жизни;
  5. утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
  6. театральные постановки и спектакли;
  7. развлечения, хороводы;
  8. сюжетно – ролевые игры;
  9. празднование дней рождения.

              Нетрадиционные формы работы также имеют место (они призваны апробировать новое в работе с детьми). Это:

  1. музыкальные проекты различных видов (фольклорные, тематические и др.);
  2. интегрированные занятия;
  3. доминантные занятия, где уделяется больше внимания какому-либо одному виду музыкальной деятельности;
  4. слушание музыки в живом исполнении.

            Разработка и проведение нетрадиционных музыкальных занятий, развлечений – это, к тому же, возможность актуализировать творческий потенциал музыкальных работников, воспитателей и детей.

            Важна при подготовке таких занятий и активная деятельность родителей. Они участвуют в составлении кроссвордов, викторин, изготовлении деталей костюмов, масок, декораций и т.д.

            Включение родителей в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет педагогический кругозор. Особый интерес вызывает участие родителей вместе с детьми в весёлых эстафетах, соревнованиях, конкурсах. Формирование семейных традиций по проведению досуга служит залогом дружной семьи.

             В течение лета проходят экологические праздники: « Птицы – наши друзья», «Земляничка – ягодка», «Как прекрасен этот мир, сбережём его!». Такие праздничные действия служат делу воспитания любви к Родине и бережного отношения к природе. Весело и интересно проходят праздники: «В стране загадок», «День Нептуна» и др. С огромным удовольствием детишки поют, танцуют, играют,  участвуют в различных конкурсах. Приходят посмотреть на праздники и жители близлежащих домов со своими детьми.

             Одна из форм музыкальной работы летом – самостоятельная музыкальная деятельность детей. Содержательная предметно – развивающая среда, безусловно, является важным условием организации самостоятельного  музицирования. Использование простых приёмов игры, музицирование на народных инструментах, участие в шумовых оркестрах позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, что служит ведущим фактором в формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству.

            Особое место в предметном и музыкально – игровом пространстве занимают дидактические игры, основное назначение которых – привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Примерный перечень таких дидактических игр: «Сладкое дерево» (закрепление знаний о длительности звука), «Три цветка» (на усвоение характера мелодии), «Музыкальный секрет» (определение жанров – танец, марш, песня – и характера музыкальных произведений), «Музыкальные птенчики» (закрепление знаний о высоте звука), «Три медведя» (на развитие чувства ритма) и т.п.

            Неожиданность, неординарность приёмов и заданий подталкивают ребёнка к интеллектуальным размышлениям и практическим художественным действиям.

             Например:

  - отражение в мимике мажора и минора;

  - отражение в рисунках своего восприятия музыкального произведения («Музыкальный альбом»);

  - выбор цвета «Музыкальная палитра» - соотнесение музыкально – эстетического сопереживания с цветовой гаммой (по А.В.Шумаковой); при этом используются различные атрибуты: цветные шарфы, колпаки, цветы, ленточки и др.;

  - творческие импровизации на тему «Я рисую музыку» с использованием знаковой символики и цветового решения, моделирование настроения, содержания  музыкального произведения.

              Результатом хорошо организованной музыкальной деятельности является способность ребёнка переносить музыкальный опыт в повседневную жизнь, становиться инициатором игр музыкального содержания.

              Планирование музыкальных мероприятий связано с реализацией общих для данного детского сада проектов и летних праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга детей"

В копилку старшего воспитателя.Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей.  Педагогу важно найти баланс между самостоятельной ак...

Организация летнего досуга

"Праздник мыльных пузырей"...

Организация летнего досуга детей

Консультации для педагогов...

Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга с детьми раннего возраста"

Лето- самая любимая пора всех детей, ведь в тёплую погоду можно практически целый день проводить на улице. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое...

Консультация для родителей «Организация летнего досуга для дошкольника»

рекомендации родителям, как интересно и с пользой провести время с детьми в летний период...

Организация летнего досуга детей в летний период

Летний период прекрасная возможность уделить своему ребенку максимально полезное количество времени...