Физкультура для ребенка от 1 до 3
консультация
Физкультура для ребенка от 1 до 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_dlya_rebenka_v_vozraste_odnogo.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультура для ребенка в возрасте одного - трех лет
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневцой нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включать ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу.
Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений:
1. упражнения дыхательного типа для плечевого пояса, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или удары ладонями на уровне груди и за спиной;
2. упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости хребта, например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голени, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными);
3. снова, упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны, до уровня плеч и их опускание. Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более двух-трех раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до пяти-шести раз.
Затем необходим кратковременный (десять-пятнадцатть секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой на месте.
Необходимо стараться правильно выполнять каждое упражнение, при ходьбе следить за тем, чтоб ребенок держался прямо, плечи расправлены, голова не опускается, руки двигаются свободно, без напряжения, дыхание через нос. Хорошо, если утреннюю гимнастику выполняют под музыку и вместе с родителями.
Упражнения дыхательного типа.
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, которые вы можете выполнятьво время утренней гимнастики и повторно - на прогулке. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке.
1. Каша кипит. Исходное положение сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
2. Часики. Исходное положение стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
3. Трубач. Исходное положение сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
4. Петушок. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
5. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Продолжительность 20 - 30 секунд.
Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
6. Гуси летят. Медленная ходьба по комнате. На вдох - руки поднимать в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Продолжительность - одна - две минуты.
7. Бросим мячик. Исходное положение стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Занятия физкультурой преследуют конкретные цели: укрепить мышечный корсет малыша, обеспечив ему полноценное умственное и физическое развитие. Чем раньше сделаны «шаги к здоровью», тем крепче вырастет ваш малыш! Чтобы ребенок был гармонично развит, нельзя укреплять отдельно пресс или ноги. Такой подход оставляет слабые места, более чувствительные к физическим нагрузкам.
Предлагаем вам различные упражнения для отдельных частей тела. Возьмите по несколько упражнений из каждого подраздела в зависимости от возраста Вашего малыша и доступной ему степени сложности. И комбинируйте их, выбор за вами!
Физические упражнения.
Детей дошкольного возраста нельзя заставлять выполнять упражнения, навязывать им что-либо, чего им не хочется делать. Занятия должны оформляться в виде игры дома или во время прогулки. Неплохо организовать в квартире место для "мини-стадиона", создать условия для активных движений ребенка. ■
Специальные занятия гимнастикой необходимо проводить ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна на протяжении 10-12 минут. Форма одежды - трусы, майка, босиком. Выполнять упражнения следует на ковре при открытой форточке.
Для занятий необходима будет веревка или скакалка, палка длиной 1-1.5 метра, диаметром 2 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики. Во время занятий физкультурой необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе.
Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями.
Занятия должны быть интенсивными с достаточной степенью нагрузки, в конце занятия у ребенка должны прослеживаться следы небольшой усталости в виде ускоренного дыхания, незначительного румянца на щеках и потовыделения, но не должно быть жалоб; общее самочувствие - хорошее, движения - бодрые. При выраженных признаках сильного переутомления следует понизить степень нагрузки и продолжительность занятий.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев. „
1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами.
2. Приседания. Приседания (3-4 раза) с поддержкой за обруч двумя руками для укрепления мышЬ туловища, ног и плечевого пояса. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками, взрослый держит его с другой стороны и со словами: "приседаем" - приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом со словами: "встаем" - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.
4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев
до 1 года и 6 месяцев.
1. игра "Беги ко мне" (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый становится на расстоянии 2-6 метров от ребенка (в зависимости от его умения бегать) и зовет малыша к себе, а когда тот подбежит -подхватывает на руки и подбрасывает вверх. Потом быстро переходит в другое место и упражнение повторяется.
2. Ходьба (1-2 раза) по коврику (длиной 2 м, шириной 35 см), лежащем на полу. Упражнение помогает малышу развить чувство равновесия, внимание. В дальнейшем ширину коврика можно уменьшить до 25 см. Возле другого конца коврика кладут игрушку и предлагают ребенку принести ее, пройдя по дорожке приставным шагом или обычным шагом. Можно также провести ребенка по коврику, поддерживая за руку.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение необходимо для развития чувства равновесия, координации движений, внимания, умения переступать (поднимать ноги на определенную высоту). Необходимо положить на пол палку и показать, как через нее можно переступить. Если малышу поначалу это еще сложно, помогите ему.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев
до 2 лет.
1. игра "Догони собачку" (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый держит в руках большую игрушечную собаку (или любую другую большую игрушку: кошку, мишку и т.д.) и бежит, предлагая малышу догнать его (20-25 секунд), потом переходит на спокойную ходьбу.
2. Ходьба с разведенными в стороны руками по наклонной доске развивает чувство равновесия при ходьбе, умение держаться направления, координировать свои движения, воспитывает смелость. Доска длиной 2 м, шириной 25 см с одного конца поднята над уровнем пола на 20-25 см (этого можно достичь, положив ее, например, на тумбочку). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается по доске на тумбочку, потом возвращается вниз.
3. Ползание на четвереньках по лавке (1-2 раза) помогает укреплению мышц туловища, развитию координации движений рук и ног, внимания. Малыш ползет по гимнастической лавке по всей ее длине, потом выполняет какое-нибудь задание для выпрямления туловища, например, берет со стола кубик и кладет его в коробку.
Общий комплекс упражнений.
1. Упражнение для общего развития.
Исходное положение - ноги вместе. Ходьба, приставной шаг - влево, вправо по одному шагу. Темп средний. Движения можно сопровождать ударами в ладоши под музыку.
2. Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч. Руки на поясе или разведенные в стороны и следуют за корпусом во время его поворота. Начинаем поворот корпуса влево и вправо, а потом возвращаемся в исходное положение. Выполнить, не спеша, 2 подхода по 8 раз.
3. Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Руками потянуться вверх, становясь на носочки. Вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 8 раз. После этого руками тянуться вперед. Выполнить также 2 подхода по 8 раз.
4. Упражнение для общего развития.
Исходное положение - стоя. На счет "раз" - присесть, на счет "два" - встать. Руки вперед. Выполнить упражнение в 2 подхода по 8 раз.
5. Упражнение для общего развития.
Исходное положение - ноги вместе. Выпад вперед, обязательный упор руками в колени. Ногу приставить, поворот в другую сторону (на 180°), повторить то же самое другой ногой. Выполнить 2 подхода по 8 раз с каждой ноги.
6. Упражнение для спины.
Исходное положение - лежа на животе. Согнуть ноги, подтянуть корпус, достать руками голень и потянуться. Вернуться в исходное положение. Выполнить по 1 -2 подхода по 3 раза.
7. Упражнение для спины и бедер.
Исходное положение - опора на колени и руки (можно локти). Выпрямляем ногу назад по очереди. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз. Повторяем упражнение указанное количество раз на каждую ногу.
8. Упражнение для мышц груди и рук.
Для мальчиков.
Исходное положение - опора на колени или стопы (усложненный вариант) и на руки. Отжимание от пола. Выполнить 1-2 подхода - сколько будет сил.
Для девочек.
Исходное положение - сидя, ладони вместе на уровне груди. Надавливая на ладони, напрягать руки. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз.
9. Упражнение для мышц пресса. Для мальчиков.
Исходное положение - сидя на полу, ноги вытянуты вперед. На счет "раз" -слегка приподнимаем корпус, одновременно сгибая ноги в коленях. На счет "два" - вернуться в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-8 раз.
Для девочек.
Исходное положение - лежа на боку. Ноги лежат так как удобно. Одна рука вперед, другая - з^а головой. Подъем корпуса с небольшой амплитудой и возврат в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-6 раз на каждом боку,
10. Упражнение на растягивание.
Исходное положение - сидя, одна нога прямая, другая - согнута. Необходимо задержать согнутую ногу в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Повторить по одному разу для каждой ноги.
11. Растягивание ног.
Исходное положение - сидя, ноги вместе, вытянуты вперед. Руками дотянуться до стопы и задержаться в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Соединить стопы, согнув ноги в коленях и развести их в стороны. Локтями упереться в колени, легкий наклон вперед и задержаться в этом положении 1-3 секунды. Повторить несколько раз.
12. Упражнение для спины.
Исходное положение - стоя, правая рука на поясе, левая вытянута вперед, правая нога - вперед, на носке. На счет "раз" одновременно отставляем ногу назад и заводим руку за спину, на счет "два" - возвращаемся в исходное положение. Выполнить в медленном темпе 2 подхода по 8 раз в каждую сторону.
13. Упражнение для плечевого пояса и мышц между лопатками.
Исходное положение - основная стойка. На счет "раз" поднять плечи вверх, руки свободно опущены, на счет "два" - плечи опустить. Выполнить упражнение 10 раз.
14. Упражнение для мышц низа спины.
Исходное положение - стоя, ноги расставлены по возможности широко, колени слегка согнуты. На счет "раз" - небольшой наклон вперед, спина прямая. На счет "два" - локти проходят максимально назад, при этом руки согнуты. Если ребенку сложно держать ровно спину в наклоне, то положение спины может быть вертикальным и делать движения, только руками. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
15. Упражнение для мышц низа спины.
Исходное положение - стоя, одна нога протянута вперед, согнута в колене, другая - отведена назад, опора рукой на согнутое колено, спина прямая, другая рука свободно опущена. По счету заводим согнутую руку максимально назад и одновременно поднимаем плечо. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
16. Упражнение для развития грудной клетки и легких.
Исходное положение - стоя, руки в "замок" над головой. На счет "раз" -переводим руки вперед к груди, спина круглая, ноги можно слегка согнуть в коленях. На счет "два" - вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 5-10 раз.
17. Упражнение для мышц спины.
Исходное положение - лежа на животе. На счет "раз" - достать правой рукой левую ногу, на счет "два" - поменять ногу и руку. Выполнить по 5 раз в каждую сторону.
18. Упражнение для мышц пресса.
После упражнений для спины необходимо выполнить несколько упражнений для мышц пресса. Исходное положение - сидя, голова опущена на колени, ноги согнуты. На счет "раз" - опираясь руками в пол, отводим корпус назад, ноги в висячем положении разгибаем в колене, но не до конца. На счет "два" -возвращаемся в исходное положение. Выполнить 2-3 подхода, повторений -сколько хватит сил.
19. Упражнение на растягивание.
В конце комплекса ребенку необходимо выполнить такое упражнение: стоя, наклониться вперед, спина круглая, и постоять в таком положении 10 секунд. Также очень подено ребенку повисеть на руках на турнике.
Исходное положение - лежа на животе. На счет "раз" - взять ребенка за руки (за ноги) и медленно потянуть, но не вверх, а на себя и задержать на 10 секунд в таком положении. На счет "два" - медленно опустить. Выполнить 2-3 подхода по 5 раз.
Когда малыш ходит уже достаточно хорошо, у него появляется потребность овладеть другими способами передвижения. Часто ребенок 1,5-3 лет охотнее бегает, чем ходит, и даже частые падения не отвлекают его от этого увлекательного занятия. В тот момент, когда ребенок научился бегать, можно начинать обучать его прыжкам. Существуют 2 вида прыжков:
первый - чтобы победить страх (например, спрыгнуть с какой-то высоты к вам на руки),
второй - при котором ребенок просто обучается прыгать. Чтобы обучить малыша прыжкам, спрыгните со ступеньки сами, а затем, поставив ребенка на ту же ступеньку, встаньте к нему лицом, возьмите за руки, предложите чуть присесть и прыгнуть вам навстречу. Когда малыш станет прыгать совсем уверено, держите его за одну руку, а потом позвольте прыгать самостоятельно. Позже дети учатся прыгать на месте на двух и одной ноге.
Хорошо научившемуся ходить и бегать малышу интересно и очень полезно осваивать другие виды ходьбы: движение приставным шагом, ходьба на носках и пятках, ходьба на наружной поверхности стопы. Все эти упражнения являются хорошей профилактикой плоскостопия.
Дети с удовольствием имитируют различных животных, и это тоже хорошо использовать для тренировки различных движений, равновесия и координации речевых и моторных навыков (умение одновременно двигаться и говорить). Вот пример некоторых подобных упражнений:
1. Зайчик - ребенок прыгает на двух ногах, прижав ладошки-ушки к голове.
2. Лошадка - ребенок бежит вприпрыжку.
3. Медведь - ходьба на наружной поверхности стопы.
4. Лягушка - ребенок сидит на корточках, упираясь руками в пол, затем говорит "ква!" и прыгает вперед, выпрямляясь и поднимая вверх руки, затем снова.садится на корточки.
5. Цапля - ходит по болоту, высоко поднимая ноги.
Следующее полезное занятие на прогулке - лазание. Научите малыша перелезать через поваленное дерево, небольшую скамейку, забираться сначала на наклонную, а позже на вертикальную лесенку. При этом старайтесь не держать, а просто подстраховывать его. Обучая ребенка перелезанию, сначала сами покажите ребенку, как это делается. (Для этого вам надо именно перелезть, а не перешагнуть препятствие). А затем предложите сделать это ребенку, по возможности только подсказывая, а не помогая ему. Как только ребенок научился перелезать через препятствие, повторяйте это упражнение как можно чаще во время прогулки.
Рекомендуем вам вот такие упражнения, из которых вы самостоятельно 1 можете составить небольшой комплекс:
Упражнения для воспитания правильной ходьбы.
Ходьба по "узкой дорожке". На полу обозначьте мелом (верёвками, палками)
дорожку шириной 30 см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до
20-10 см. Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя
равновесие.
Возможные варианты упражнений:
а) Пройти по "дорожке", ставя ножку за ножкой.
б) Дойдя до конца "дорожки", развернуться и пройти обратно.
в) Поднять одну ногу и постоять так несколько секунд.
Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят. Ходьба боком. Ходить боком по "узкой дорожке" мелкими приставными шагами. Научите малыша хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.
Упражнения в равновесии.
Ходьба по наклонной скамейке. Укрепите гимнастическую скамейку или
длинную доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите
ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале
помогайте малышу, поддерживая его за руку.
Скольжение. Поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную
подставку. Предложите ребёнку съехать на скамейке вниз.
Игра "Погладь мишку". Посадите на вершине "горки" мишку или другого
любимого зверька. Предложите ребёнку подняться наверх и, наклонившись,
погладить игрушку.'
Упражнения для рук и плечевого пояса.
1. "Бокс". Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди и затем делает поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.
2. "Покажи ладошки ". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперёд, ладонями вверх - "Покажи ладошки", затем спрятать за спину - "Спрячь ладошки".
3. "Вырасти большим ". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки.
4. "Подмети пол ". Ребёнок ходит, слегка наклонившись вперёд, и делает руками движения, имитирующие подметания пола.
Упражнения для ног.
1. "Стал маленьким". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает - "стал.маленьким", затем встаёт - "стал большим"
2. "Прятки". Ребёнок приседает ("прячется") и выпрямляетсй, держась за спинку маленького стульчика.
3. "Покачай ногой". Ребёнок стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает цогой (дальней от стула) вперёд - назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.
4. "Беги, а я догоню". Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.
Упражнения для туловища.
1. "Качание деревьев". Встань прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться направо, затем влево, руки расслаблены.
2. "Самолёт ". Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Поворачивается в стороны, не опуская рук.
3. "Подними ножки". Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.
4. "Присаживание". Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.
5. "Ласточка". Ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведённые в стороны руки.
6. "Рыбка". Ребёнок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.
Упражнения с мячом.
1. "Посмотри на мяч ". Ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.
2. "Приседание с мячом ". Встань прямо, ступни ног параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.
3. "Оттолкни мяч руками ". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребёнку столкнуть его.
Спинка, на зарядку!
1. «Ласточка» (исходное положение - стоя ровно): медленно поднять руки вверх, одновременно отводя назад прямую ногу. Постоять несколько секунд и повторить с другой ногой. Выполнять 4-5 раз.
2. Для этого упражнения пригодится небольшой мешочек, наполненный чем-то сыпучим (солью, крупой и т.д.) Ребенок кладет его на голову и ходит по
периметру комнаты 2-3 минуты так, чтобы он не упал.
3. «Рыбка» (исходное положение - лежа на животе, руки под подбородком): сохраняя серединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки. При этом ноги, выпрямленные в коленях, несколько приподнять. Продержаться так 5-6 сек.(2-3 раза).
4. «Корзинка» (исходное положение - лежа на животе): потянуться всем телом вверх и сделать за'спиной замочек из рук и ног (5-6 сек., 2-3 раза).
5. «Велосипед» (исходное положение - лежа на спине, руки под головой, локти прижаты к полу): выполнять круговые движения ногами вперед 7-8 раз.
6. «Ножнички» (исходное положение - лежа на спине с прижатой поясничной частью позвоночника к опоре): выполнять приподнимание и скрещивание прямых ног. Выполнять 3-4 раза.
7. «Кошечка» (исходное положение - стоя на четвереньках): на счет 1-2 выгнуть спину вверх, голову опустить вниз; на счет 3-4 прогнуть спину, поднять голову. Дыхание при этом произвольное. Упражнение хорошо развивает подвижность позвонков, его надо выполнять 5-6 раз.
8. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. Ребенок тянется ножками по очереди к предмету, который держит мама. Надо стараться достать до него пяточками. Просим малыша показать, каким большим он вырастет.
9. Исходное положение: лежа на спине, ноги ровные. Приподнимаясь, необходимо взять у мамы мяч. Мама стоит сбоку, с каждым разом наклоняясь вниз все меньше и предлагая ребенку все больше тянуться вверх к мячу.
10. Исходное положение: сидя на полу лицом друг к другу, взяться за руки. Мама и малыш выполняют наклоны вперед-назад, по очереди сгибая ноги в коленях. Регулируйте нагрузку на спинку. Вы с деткой - двое силачей, которые занимаются перетягиванием каната.
11. «Скоростной самолет». Исходное положение - стоя. Ноги поставить вместе, а руки развести в стороны и поднять на высоту плеч. Это будут крылья истребителя. А теперь - в полет! Руки опускать нельзя (ведь самолет не машет крыльями), зато можно делать наклоны вправо и влево. Чтобы крылатая машина походила на настоящую, малыш может гудеть во время «полета». Это упражнение укрепляет мышцы спины и боковые мышцы, а также ручки и ножки.
12. «Дождевой червячок». У дождевого червячка нет ни ручек, ни ножек, но передвигается он очень быстро. Потому что делает волнообразные движения всем телом. Малыш сможет ползать точно также. Карапузу нужно лечь на спину, ручки прижать плотно к туловищу, а ножки выпрямить. Затем пусть кроха передвигается вперед на ягодицах, спине и плечах. Только, чур, не помогать себе ни руками, ни ногами. Упражнение отлично тренирует мышцы плечевого пояса и ягодиц.
13. «Паровозик». Кроха легко повторит движения паровоза. Для этого нужно стать на четвереньки. Затем согнуть ручки и почти лечь грудью на пол. Это положение важно зафиксировать на несколько секунд. А вот теперь можно подняться и сесть на пятки.
14. Мама удерживает малыша за ноги, а он шагает, опираясь на руки. Именно так садовник катит перед собой тележку. Более сложный вариант - двигаться по извилистой тропинке или по дорожке с препятствиями из мягких мелких предметов (перешагиваем их ладошками).
15. Малыш сидит на коленях у мамы спиной к ней. На полу рассыпаны
небольшие игрушки. Наклоняясь, ребенок собирает каждый предмет отдельно и складывает в любую емкость. Помогайте малышу подниматься. Так кроха укрепляет мышцы нижней части спины. 16. Пусть малыш, стоя на четвереньках, изобразит кошечку. Ласковую (прогнуть спинку дугой вниз, подбородок приподнят, руки прямые) и сердитую (выгнуть спинку дугой вверх, подбородок прижат к груди, руки прямые). Это хорошее упражнение для снятия напряжения с мышц спины.
ЖОРШШШШШАЯГИМНАСТИК ПОСЛЕ СНА - Ыючъ
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз - росой она умылась Два - изящно подружилась Три - нагнулась и присела На четыре – улетела
ФОЛЬКЛОРНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Волк и семеро козлят
(вторая младшая группа)
Программное содерснсание: учить ходить по наклонной доске, приставляя пятку одной ноги к носку другой; закреплять умение сильно отталкиваться при прыжке в длину с места; воспитывать умение соблюдать правила подвижной игры.
Оборудование: 4 доски, 2 куба, 2 стойки, шнур, обручи по количеству детей, шапочка-маска волка, игрушки волк и коза.
Вводная часть.
Закатилось красно солнышко Ходьба по кругу.
За темные леса. Бег по кругу с поворотом в обратном
В лесу пташки приумолкли. направлении по сигналу «волк»
Все садились по местам,
По ракитовым кустам.
Инструктор. Поиграем в игру «Коза с козлятами». Я ваша мама-коза, а вы мои козлята. Построение в круг.
Основная часть.
ОРУ с малыми обручами.
1. «Посмотрим на маму-козу в окошечко».
И. п. - стойка ноги врозь,
1 - обруч внизу:
2 - поднять обруч,
3 - посмотреть в обруч,
4 - и. п. (6раз)
2. «Попьем молочка».
И. п. - сед ноги врозь, обруч на бедрах: 1 - 2 поднять обруч, наклониться вперед, 3 -4 - и. п. (6раз)
3. «Посмотрим на волка».
И. п. - сед по-турецки, обруч у груди:
1 - повороты в стороны,
2 - и. п. (б раз)
4. «Ловкие козлята».
И. п. - лежа на спине, обруч в согнутых руках перед собой: 1 - сгибание и разгибание ног,
2 - и. п. (5 раз)
5. «Спрячемся от волка».
И. п. - узкая стойка, обруч к груди:
1 - присесть, обруч вперед,
2 - и. п. (5 раз)
6. «Веселые козлята».
И. п. - сомкнутая стойка, обруч на полу: 1 - 2 -прыжки на двух ногах. 3-4 ходьба. (2 раза)
Основные движения:
1. «Козлята идут по мостику через речку» - ходьба по наклонной доске, 30 см от пола. (3 раза)
2. «Прыгаем через ручеек» - прыжки через шнур (40 см).. (3раза)
3. Подвижная игра «Волк и козлята» (по типу игры «Наседка и цыплята»). (3 раза).
Заключительная часть. Игровое упражнение «Пойдем в гости к волку»
Здравствуй, волк-волчище. Как живешь, дружище?
Дети вместе подходят к игрушке волка, проговаривают стихотворные строки, делают наклон вперед (здороваются), разводят руки в стороны и отходят назад.
ФОЛЬКЛОРНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИИ
Тема: Петушок - Золотой гребешок
(вторая младшая группа)
Программное содерснсание: учить ходить и бегать со свободными, координированными движениями рук и ног; обучать детей хвату за перекладину во время лазанья; развивать ловкость в подвижной игре.
Оборудование: игрушка петушок, 2 доски, лесенка-стремянка, шапочка-маска петушка, 2 стула, шнур.
Вводная часть.
Вносится игрушка Петушок — Золотой гребешок. Петушок предлагает с ним позаниматься и поиграть.
Трух-тух, трух-тух-тух, Ходьба в колонне по одному
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, Ходьба с высоким подниманием
Хвост с узорами. колена.
Под окном стоит, Ходьба с остановкой
На весь двор кричит. по сигналу «Петушок»
Он кричит «ку-ка-ре-ку» (звукоподражание
Солнцу, речке, ветерку. ку-ка-ре-ку).
Кто услышит, тот бежит. Бег по кругу. Ходьба. Дыхательные
упражнения. Построение в круг.
Основная часть.
ОРУ без предметов «Петушки».
Петушок, петушок, покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять,
Невозможно сосчитать.
Петушок предлагает выполнить 5 упражнений,
1. «Петушок машет крылышками».
И. п. - узкая стойка, руки в стороны: махи руками вверх-вниз. (6раз)
2. «Петушок клюет зернышки».
И. п. - сед ноги врозь, руки на поясе: наклон вперед, постучать руками по полу. Сказать -«клю-клю-клю». (5 раз)
3. «Петушок греет перышки на солнышке».
И. п. - лежа на спине: погреть спинку, перевернуться, погреть животик, помахать руками в стороны - вверх. (4 раза)
4. «Схватить червячка».
И. п. - узкая стойка, руки на поясе: присед, руки вниз. (5раз).
5. «Петя-Петушок».
И. п. - то же: 8-1.0 подпрыгиваний и 8-10 шагов. (3 раза).
Основные движения:
1. Идет, идет петушок, Набок гребешок Красная бородка, Костяная головка,
2. Сам рано встает
И другим спать не дает На заборе сидит, Больше всех кричит «Ку-ка-ре-ку!»
Ходьба по доске. Повторить 3 раза. Способ организации поточно-круговой. Лазанье по лесенке-стремянке. Повторить 2 раза, индивидуально.
3. Подвижная игра «Петушок и цыплята» (по типу игры «Наседка и цыплята»), (3 раза).
Заключительная часть. Хороводная игра «Петушок-петушок».
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь!
Дети идут по кругу сначала в одну сторону, потом в другую и проговаривают слова.
(2 минуты).
ФОЛЬКЛОРНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема: В гостях у лесовичка
(вторая младшая группа)
Программное содержание: учить детей работать руками во время ходьбы и бега; обучить детей приземлению после прыжка; воспитывать умение выполнять правила в подвижной игре. Оборудование: свисток, 2 гимнастические скамеечки, 2 погремушки, 2 шнура, кубики, игрушки лесовичок и зайка, приглашение от лесовичка.
Инструктор. В детский сад пришло приглашение от лесовичка. Он зовет малышей в гости в лес.
Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному. Едем на поезде.
Поехал наш поезд,
В красивых вагонах
Ребятки сидят.
Чух-чух, чу-чу,
Далеко укачу!
Ходьба на носках. Потихоньку входим в лес.
Не шумите! Птичек и зверей Не спугните. Ходьба с высоким подниманием колена.
Здесь высокая трава,
Не зевай! Ноги выше поднимай! Бег врассыпную.
Вот зеленая лужайка, Порезвимся же, ребятки! Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение врассыпную.
Основная часть. ОРУ без предметов «В лесу».
1. «Бабочки летают». И. п. - узкая стойка: маховые движения руками, имитация взмахов крылышками бабочек. (5 раз)
Светит солнце хорошо, Бабочки летают высоко.
2. «Жучки». И. п. - лежа на спине: энергичные сгибательно-разгибательные движения руками и ногами в сопровождении звукоподражания. (4раза)
Вот жучок упал с листочка И не встать ему никак.
3. «Зайчишка». И. п. - узкая стойка: приседания. (5 раз).
Из травы глядит зайчишка, Он боится нас, трусишка.
4. «Кузнечик». И. п. - то же: 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. (2 раза).
Скачет весело кузнечик,
Ну совсем как человечек.
Прыг-скок, прыг-скок.
По тропинке топ-топ.
5. «Мишка». И. п. - то же: ходьба на внешней стороне стопы со звукоподражанием «р-р-р». (1 круг).
Мишка по лесу идет, Песню сам себе поет: «Р-р-р».
Основные движения:
Лесовичок просит детей пройти по «веточке» и помочь белочке собрать орешки.
1. Ходьба по гимнастической скамейке. (3 раза)
2. Прыжки в высоту с касанием рукой погремушки (1,5 м от руки ребенка, поднятой вверх). (3 раза)
Лесовичок предлагает отгадать загадку:
Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка. Кто это?
(Лягушка.) Подвижная игра «Лягушки». (Дети имитируют движения лягушек, произносят звукоподражания.) (3 раза).
Заключительная часть.
Инструктор. Лесовичок предлагает поиграть с ..., угадайте с кем?
Прыгает ловко, любит морковку?
(Зайка.)
Вносится игрушка зайка.
Малоподвижная игра «Зайка серый умывается». (3 раза).
С вами мы в лесу гуляли,
Белочке мы помогали.
Со зверями поиграли,
Чудно время провели. Лесовичок благодарит детей за то, что они побывали у него в гостях, и прощается.
ФОЛЬКЛОРНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Инсценировка русской народной сказки
«Колобок» под музыкальное сопровождение
(средняя группа)
Программное содерэюание: учить четко реагировать на сигнал педагога, соотносить слова с движением; закреплять умение энергично отталкивать мяч при катании; поддерживать интерес к физической культуре посредством русских народных сказок. Оборудование: 2 дуги, 2 доски, мячи по количеству детей, кукольный театр: дед и баба, колобок; игрушки: колобок, лиса, заяц. Ход занятия
Дети сидят на полу по-турецки вокруг педагога. Инструктор. Я вам расскажу сказку:
Жили-были дед да баба. И не было у них ни внука, ни внучки. Сидят они - горюют. Давайте пойдем к деду и бабе в гости, развеселим их.
Вводная часть.
Построение в одну колонну: Идем в гости. Через сучки.
По мостику
Ищем лесную ягоду
Через поваленные деревья.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба с высоким подниманием
колена.
Ходьба по доске.
Ползание на четвереньках.
Ползание под дугой.
Обычная ходьба. Бег в медленном и быстром темпе. Бег врассыпную. Ходьба врассыпную. Дыхательные упражнения - вдыхаем лесной аромат.
Инсценировка сценки из сказки «Колобок».
Дед. Сколько гостей пришло, а тесто бабка на колобки не замесила. Педагог: Поможем деду и бабе? Дети: Да!
Построение врассыпную. Основная часть.
ОРУ без предметов «В гостях у деда с бабой».
1. «Месим тесто». И. п. - широкая стойка: энергичное опускание рук вниз, пальцы рук широко
расставлены, имитация. (5 раз).
В кастрюле пахнет тесто:
Там тесту мало места.
Всю ночь оно не спит,
Вздыхает и сопит, И лезет из-под крышки.
2. «Тесто поднимается». И. п. - сед на пятках с наклоном: тесто поднимается - медленный переход в стойку на коленях, руки вверх; упало тесто - быстро возвратиться в исходное положение, звукоподражание - «пух», (браз)
3. Печь не топлена. Поможем деду рубить дрова.
«Рубим, дрова». И. п. - широкая стойка, руки вверх, кисти в замок: имитация, звукоподражание - «ух», (браз). ,
4. «Дед и баба устали - спят». И. п. - лежа на спине (на животе): потягивание «во сне» с подниманием рук вверх. (4 раза).
ОРУ с мя чом «Колобок».
5. «Колобок». И. п. - о. с, мяч внизу: положить мяч, выпрямиться, похлопать в ладоши, (браз)
6. «Колобок покатился». И. п. - лежа на спине, мяч вверху: перекаты со спины на живот. (5 раз)
7. Вносится игрушка зайка. Заяц. Колобок-колобок, я тебя съем!
«Зайка». И. п. - о. с. мяч на полу справа (слева): прыжки вокруг мяча. Повторить 10-16 подпрыгиваний 3 раза с 8-10 шагами.
Основные движения:
1. «Колобок покатился по тропинке». Катание мячей двумя руками, расстояние 3,5 м. Дети машут рукой: «До свидания!».
2. «Мишки». Ползание на ладонях и ступнях. Чередовать 3 раза 1-е и 2-е движения, фронтально.
3. Вносится игрушка лиса.
Лиса. Какие чудесные, прекрасные, румяные колобки - вот я сейчас вас съем. Подвижная игра «Ловишки и с лисой». (3 раза)
Заключительная часть.
Малоподвижная игра «Ищем колобок».
Инструктор прячет мячик-колобок, а дети его ищут. (3 раза). Дед и баба прощаются с детьми.
ФОЛЬКЛОРНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ Тема: Путешествие в чудесную страну русских потешек
(средняя группа)
Программное содержание: закреплять умение выполнять прямой галоп в парах; способствовать выразительному и ритмичному выполнению движений; через народное слово совершенствовать двигательные умения и навыки (ходьба и перешагивание через рейки, пролезание в обруч).
Оборудование: гимнастические скамейки, рейки, 4 обруча, ленты на подгруппу детей, рожок, шапочка-маска волка, игрушки: лошадка, божья коровка, улитка, котик, петушок.
Инструктор. Мы отправляемся в чудесную страну русских потешек.
Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному.
За дубами, за лугами Шла деревня за грибами:
Старушки - по волнушки,
»
Старички - по сморчки, Ребятки - по опятки. Показать игрушку-лошадку. Ходьба с высоким подниманием колена.
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому
Он головушкой помахивает,
Золотой уздой побрякивает.
Прямой галоп в парах.
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро.
Через речки, через горы.
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Бег по кругу, на конец фразы дети приседают, обхватив колени руками.
Дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом!
Бежит уточка с ковшом,
Заливает кошкин дом,
Да ковш уронила.
Воду-то разлила!
Ходьба врассыпную (имитация сбора ягод).
Ножки, ножки, Куда вы идете?
Идем побору.
Тебе ягод наберу.
Черну чернику, алу землянику.
Основная часть.
ОРУ без предметов «Потешки для малышей»
1. «Совушка-еова». И. п. - узкая стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками,
имитация. (6раз.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
2. «Ванька-встанька». И. п. — стойка на коленях; наклоны в стороны, руки вверху. (6раз).
Иван-Иван вырывай бурьян. Чтоб росла морковка, большая, как мутовка, t Чтоб росла репка, сладкая да крепкая.
Чтоб вырос огурец, длинноусый молодец.
3. «Божья коровка». И, п. - лежа на животе, руки вверх: приподнимание верхней части туловища. (5 раз).
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого, Только не горелого.
4. «Лучики солнышка». И. п. - лежа на спине: поднимание ног до прямого угла. (6раз).
Уж ты месяц, крутые рога.
Как ты, солнышко ясное,
Как у солнышка
Лучики горячие,
Так у Танюшки
Русы косыньки висят.
5. «Улитка». И. п. - упор стоя на коленях: ползание на четвереньках. (3 круга).
Улитка, улитка, высунь рога,
Дам тебе пирога.
Дам тебе лепешки,
Ползи по дорожке.
Основные движения:
Внести игрушки: петушок и коток.
1. «Петушок». Ходьба с перешагиванием через рейки, приподнятые от пола на высоту 20 см.
Петушок, петушок - Золотой гребешок, Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
2. «Коток». Пролезание в обруч (боком).
Как повадился коток К бабке Марье в погребок
Есть сметану да творог. Повторить 1-е и 2-е движения 3 круга, способ организации -поточно-круговой. 3. Русская народная подвижная игра «Стадо». (3 раза).
Заключительная часть.
Хоровод «Собирайся народ»:
Что за славный денек,
Собирайся народ в хоровод,
Станем кругом ходить
Да весну веселить
Хоровод заведем.
Дружно все запоем:
* «Здравствуй, здравствуй, весна-красна»
(3 минуты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда следует начинать занятия физкультурой с ребенком
Рекомендации родителям о занятиях физкультурой с детьми...
Памятка родителям Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?
Памятка для родителей...
"Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком"
Памятка для родителей...
Сообщение из опыта работы «Когда начинать занятия физкультурой с ребенком»
Когда стоит вопрос об определении начальных сроков занятий с ребенком, то в данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше»....
консультация в родительский уголок "Нужны ли утренняя гимнастика и физкультура вашему ребенку?"
рекомендации родителям как укреплять и поддерживать здоровье детей...
Физкультура для ребенка в возрасте одного - трех лет
Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневной нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включ...
Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?
Занятие физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на педагога и родителей высокие требования к исполнению техники безопасности....