Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольников подготовительной группы.
методическая разработка (подготовительная группа)

Хабарова Надежда Алексеевна

Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольников подготовительной группы.


 

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольников подготовительной группы.

«Человек  стал человеком, когда услышал шопот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. 

Цель работы по теме самообразования:

-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через участие в муниципальном проекте «Покормите птиц зимой»

- продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;

- внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей- участие во Всероссийском уроке Эколята-молодые защитники природы;

- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.


Задачи:

- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

- привитие трудовых природоведческих навыков;

- развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.


Работа с родителями:

Цель: 1.Довести до родителей важность темы.

2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.


Актуальность выбранной темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Прежде чем начать работу по теме, мною были изучена методическая литература по данной проблеме, статьи в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  • «Ребенок в детском саду».

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • Проект «Покормите птиц зимой»
  • - Созданы информационный уголок «Эколята – дошколята», проведен урок «Эколята»
  • - Созданы картотеки : экологических игр, физкультминуток, загадок, стихотворений о природе, потешек, сказок.

В октябре проведена выставка поделок из природного материала- «Дары Осени», а также проведена художественная выставка «Природа глазами детей». В организации и проведении активно участвовали родители.

В ноябре мною были разработаны занятия по экологии «Враг природы – мусор»- итогом работы был оформлен стенд: «Собирая отходы-сохраняем природу!».

А, так же были разработаны консультации для родителей: «Правила поведения в природе», «Задачи экологического воспитания ребенка в семье», «Игры по экологии в детском саду».

Мною разработан и реализован экологический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»,  при активном участии родителей, который принял участие в муниципальном конкурсе. Проведен всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы». Дети принимают участие в конкурсах и акциях:  Всероссийский экологический интернет — проект «Красная книга руками детей!» www.redkniga-deti.ru (четвертый Поток- «Редкие Рыбы», 2021-2022 уч. Год), Благотворительная акция «Сбор макулатуры»,  Всероссийский детский творческий конкурс «День земли», Всероссийский детский конкурс детского рисунка «Эколята –  друзья и защитники природы», Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы», Всероссийский конкурс талантов: «Аспекты методики экологического воспитания дошкольников «Экологическое воспитание в ДОУ»

В летний период активно ребята участвуют в оформлении огорода на территории детского сада, ухаживают за растениями. Совместно с родителями делают кормушки и развешивают на территории детского сада, участвуют в конкурсе.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

В результате изучения темы: «Экологическое воспитание детей старшего возраста», я сделала следующие выводы, что работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.

В результате проделанной работы

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

дети получают практические знания по охране природы;

развиваются речевые навыки детей;

дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"

познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...

Экологическое воспитание дошкольников подготовительной группы на занятиях и в повседневной жизни.

Экологическое воспитание дошкольников подготовительной группы на занятиях и в повседневной жизни...

Экологическое воспитание дошкольников подготовительной группы на занятиях и в повседневной жизни.

Экологическое воспитание дошкольников подготовительной группы на занятиях и в повседневной жизни....

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».

Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...