Развивающий тренинг: «Позволь себе быть счастливым»
методическая разработка по психологии

Ирина Валентиновна Баталова

Цель тренинга: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владеть им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_trening_psihologa.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий тренинг: «Позволь себе быть счастливым»

Цель: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владеть им.

Задача: развивать у педагогов умение короткой самопрезентации; способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности каждого человека; развивать рефлексивные навыки.

Материалы: высказывания о счастье, 4 ватмана с фоном (океан, трава, солнце, облака), ватман «Берег надежды», стикеры, маркеры, презентация

Ход проведения тренинга психолога для педагогов

(Приветствие участников тренинга на круге. Предложить достать из «Волшебного мешочка» фишки, чтобы разделиться, на 4 подгруппы под названиями: зима, весна, лето, осень.)

Вступительное слово.

Что такое счастье?- это свет в окошке,

Мамины ладошки, папы похвала;

Это теплый дождик, а потом, быть может,

В небе светлокожем радуга-дуга.

Что такое счастье?- время золотое,

Небо голубое, мирные поля.

Счастье - когда сердцем человек спокоен,

Когда есть с тобою верные друзья.

Что такое счастье? когда с каждым рядом

Есть всегда надежный, светлый человек.

Быть кому-то нужным, для души приятным,

Милым, ненаглядным, близким, наконец!

Психолог:  (Слайд 1) - Тема нашей сегодняшней встречи - «Позволь себе быть счастливым».

Так, что такое счастье? (слайд 2)  Уверена, что каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос, пытался определить для себя понятие счастья. И для каждого счастье - это что-то свое. Что-то такое, что ты чувствуешь постоянно, а недостаток этого чувствуешь особенно резко и больно. Мы все хотим быть счастливыми. А что такое - счастье? Каковы его составляющие? Что влияет на наше ощущение счастья? Как научиться быть счастливым? Об этом и поговорим на сегодняшнем занятии.

(Слайд 3) Знакомство «Моя любимая игрушка»

Цель: настроить на свободную атмосферу в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу.

Психолог: - У каждого человека в детстве была любимая игрушка. А помните ли вы свою? Что это было? Расскажите коллегам о чувствах, которые вызывают воспоминания о ней.  Упражнение: «Игрушка моего детства» (Приложение 1.)

Упражнение «Копилка правил» (Слайд 4)

Цель: определить правила для продуктивной работы во время занятия, создать благоприятный психологический климат для активной работы.

Правила работы в группе:

- активность;

- правило «поднятой руки»;

- говори «здесь и сейчас»;

- доброжелательная, открытая атмосфера;

- без критики;

- выключен мобильный телефон.

Упражнение «Берег надежды» (Слайд 5)

Цель: выявить ожидания участников от работы в группе и получить обратную связь.

Участники пишут на стикерах в форме  лодочки свои ожидания от занятия и прикрепляют их внизу у «Острова надежд», изображенного на ватмане.

Мозговой штурм «Счастье - это ...» (Слайд 6)

Цель: раскрыть глубину понятия «счастье» каждого из участников, способствовать развитию уникального умения владеть им.

Психолог дает задание каждой команде - дописать выражение на ватмане: «Счастье - это ...»

После выполнения задания ватман с прописанными идеями прикрепляют на мольберты, начинается обсуждение.

- Почему для нас счастье - это ...?

- От чего зависит счастье?

- Какой должен быть счастливый человек?

Информационное сообщение «Что такое счастье?» (Слайд 7)

Психолог: - На вопрос, что такое счастье, пытались ответить историки, писатели и философы, оставив нам жемчужины своих гениальных мыслей. «Стремление к счастью - это стремление стремлений», - писал Л. Фейербах.

Существуют формулы счастья, а именно:

1. Счастливый человек нужен всем.

2. Счастье - в труде.

3. Счастье - когда у тебя много денег.

4. Счастье в любви.

5. Счастье в преодолении себя, самосовершенствовании.

6. Счастье - в детях.

7. Если хочешь быть счастливым - будь им.

Счастье - это ощущение полного удовлетворения жизнью, глубокого удовлетворения и безграничной радости, которое может почувствовать любой.

Упражнение «Крепость» (Слайд 8)

Цель: показать суть самоанализа и самопрезентации.

Заранее подготовленные листы разделенные на 6 частей - окошек. Задание: в каждое  окошечко впишите  то, на чем базируется ваша жизнь… (когда впишут).  Это и будет основа вашей крепости (представление участниц своей крепости).

Коллаж «Формула счастья» (Слайд 9)

Цель: по рисунку, стимулируя воображение, полнее раскрыть и закрепить глубину понимания понятия счастья.

Задание: с помощью цв.бумаги, маркеров, высказываний известных людей, создать коллаж «Формула счастья».

1. Подгруппа «Зима» получает ватман с базовым рисунком «Океан».

2. Подруппа «Весна» - ватман с базовым рисунком «Травка».

3. Подгруппа «Лето» - ватман с базовым рисунком «Солнце».

4. Подгруппа «Осень» - ватман с базовым рисунком «Небо».

Группы защищают свои коллажи, обсуждают работы, находят общие и отличительные черты во время презентаций каждой команды.

Упражнение на сплоченность группы «Ток» (Слайд 10) + музыка

- Встаньте  в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте себя составляющими целостного организма; почувствуйте ток, который зарождается в кругу и передается через руки товарищей, сплачивая всех в единое целое, объединенное общей целью.

- Составьте перечень всего того, за что вы можете быть благодарны в этот момент. Проследите, чтобы в ваш перечень было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, ваше здоровье, здоровье членов семьи, неожиданная радость, интересный эпизод из жизни, жилье, еда, красота, любовь, мир. Вы фиксируете факт, что в вашей жизни, достаточно положительных моментов. Зафиксируйте в себе состояние свободы, внутренней независимости от тревог, сомнений в себе, страхов, слепого подчинения, привычки к сообществу, соревновательной борьбы, заискивания перед авторитетами и зависти к другим людям. Осознайте, что счастье - это то, что есть, а не погоня за будущими достижениями. (Обсуждение упражнения. Обмен чувствами и впечатлениями.)

Упражнение «Берег осуществленных мечтаний» (Слайд 11)

(обратная рефлексия)

Цель: выяснить, насколько оправдались ожидания участников, с каким настроением они заканчивают занятия.

- Подойдите  к нарисованному «Берегу надежд»,  и озвучьте, сбылись ли ваши ожидания. Если да, то следует переклейте свою лодочку-стикер на берег осуществленных надежд.

Подведение итогов тренинга (Слайд 12)

Цель: осознание участниками приобретенного на занятии опыта.

Психолог. Наше занятие заканчивается. Сегодня мы искали ответы на вопрос о счастье, способы получить его.

- Что полезного вы узнали?

- Какие задачи было сложно выполнять?

- Что бы вы хотели пожелать друг другу?

- В конце хотелось бы только добавить: я - счастливый человек. И вы тоже. Мы с вами красивые, здоровые, умные, добрые люди. У нас есть своя цель, к которой мы стремимся. И каждый несет в своем сердце мечту ...

Ты счастлив потому, что ...

1. Сегодня утром проснулся здоровым, значит, ты счастливее 1 млн человек на этой планете, которые не доживут до следующей недели.

2. Ты никогда не переживал войну, одиночество, заключения, агонию пыток или голод - ты счастливее, чем 500 млн человек в этом мире.

3. Ты можешь пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, а значит, ты счастливее, чем 300 млн. человек в мире.

4. В твоем холодильнике есть еда, ты одет, у тебя крыша над головой и постель - ты богаче 75% людей, которые этого лишены.

5. Если ты читаешь это, то ты не принадлежишь к тем 2 млрд. человек, которые не умеют читать.

6. Ты можешь ежедневно видеть, слышать и обнимать своих родных, а кто-то такой возможности не имеет.

(Анкетирование педагогов)

Психолог: - Если посмотреть на мир и на свои проблемы с этой точки зрения, становится ясно, что мы - счастливые люди, просто не всегда умеем замечать и ценить счастье, которое у нас есть. Спасибо большое всем участницам тренинга!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

Конспект развивающего занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Хочу быть счастливым!»

Занятие «Хочу быть счастливым!» входит в авторскую программу «Секреты общения», способствующую развитию личности и межличностных отношений дошкольников. Занятие направлено на формирование у детей пози...

«Позвольте детям быть счастливыми»

 Очень  быстро проходит детство и будет ли оно счастливым, в первую очередь зависит от родителей, от их терпения и организованности, желания помочь своему ребёнку.  Лучшее, что м...

Позволь себе быть счастливым

Что такое счастье?  По мнению психологов, счастье – это непревзойденное чувство, возникающее у человека, которого переполняет восторг. Он светится изнутри, мыслит позитивно, ограждается от ...

Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»

Профилактика «профессионального выгорания» педагогов...

Психологическое занятие - тренинг для педагогов ДОУ "Позволь себе быть счастливой"

Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, пед...

Мини-тренинг для педагогов "Если хочешь быть счастливым, будь им"

Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....