Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Скоро в школу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Литвинова Татьяна Анатольевна

Задачи:

Образовательные:

  • Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
    Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
  • Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
  • Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
  • Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
  • Закрепить знания о свойствах песка.
  • Обогащать активный словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
  • Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познавательное развитие25.86 КБ
Файл skoro_v_shkolu.pptx466.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»

Воспитатель 1-й категории: 

Литвинова Т.А.

Цель: Основная цель работы по познавательному развитию — научить ребят учиться, то есть быть любознательными

Задачи:

Образовательные:

  • Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
    Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
  • Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
  • Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
  • Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
  • Закрепить знания о свойствах песка.
  • Обогащать активный словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
  • Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование: мелодия звонка, картинки «Солнечная система», «Пустыня». Стенд с фотографиями детей из прежних возрастных групп. Глобус.

По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, ёмкости с разведённой краской. Листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами. Настольная лампа.

Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, резиновые шарики, мячики для пинг-понга, скатанные из салфеток шарики, клеенка.

 Для игры:

ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, дневник, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, бутылочка с соской, различные игрушки, а также платок (завязать глаза).

Ход занятия: 

Воспитатель.

-  Ребята! Сегодня у нас  вами гости, давайте их поприветствуем. Здравствуйте!

Давайте вспомним, какими вы были, когда пришли в детский сад? (дети рассматривают свои фотографии) Вы были вот такие маленькие. Каждый год вы на год взрослели и сейчас уже в подготовительной группе.

А как вы думаете, почему наша группа называется  подготовительная? К чему мы готовимся?

Дети. Мы готовимся к школе. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

А что это за звук?

(Звенит звонок)

Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.

А что это звенело? (Ответы детей). Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока.

А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
(Звенит звонок)

Звонок зовет нас на урок химии.  Химия — наука о веществах, о том, как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете, почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.

Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

«Как вещества растворяются в воде?»

В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Ответы детей). Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.

В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите?(Ответы детей).Краска растворилась быстро.

Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.

В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.

 (Звенит звонок)

Звонок зовет нас на урок анатомии.  Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.

Представьте себя на уроке анатомии. Тема урока.

«Зачем человеку два глаза?»

Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?

Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?

Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось? (Ответы детей). Это сделать легко.

А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?

Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? (Ответы детей). Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз?(Ответы детей). Задание выполнить оказалось не так уж просто.

Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.

Так сколько же глаз нужно человеку? (Ответы детей). Два глаза.

Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки. Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными, и грязь попадет в глаза.

А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей )  Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним. А если глаза устанут смотреть на что-то близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) - далекое. На что например? (Ответы детей). На небо за окном, на потолок.

(Звенит звонок)

А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!

Динамическая пауза «Перемена»

Дети выстраиваются в колонну, по очереди ребенку завязывают глаза и надо на ощупь найти предмет, который понадобится в школе и положить его в портфель.

(Звенит звонок)

Звонок зовет нас на урок астрономииАстрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.

Представьте себя на уроке астрономии.

«Далеко-близко»

Взгляните на картину. (Показ). Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.

Что такое солнце,

Если спросят вас,

Отвечайте смело -

Раскаленный газ.

Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.

А как же с планетами? На каких жарко и тепло, а на каких холодно. (Ответы детей).

Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.

(Звенит звонок)

Звонок зовет нас на урок физики. Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.

Сейчас представим себя на уроке физики и попробуем разобраться, почему все падает вниз.

«Почему все падает на землю?»

Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.

Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: резиновый, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый? Самый легкий? (Ответы детей).

Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.

Расскажите о результатах своих наблюдений. (Ответы детей).

Чем легче предмет, тем медленней он падает — притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление. Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.

(Звенит звонок)

Звонок зовет нас на урок географии.  «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География — наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты — с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

Ребята, знаете ли вы, что это такое? ( Показ). (Ответы детей). Это глобус.

Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.

А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет?(Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет?(Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни. Я сейчас вам покажу на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара. . Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.

Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

Посмотрите, я насыпаю песок в пустую тарелку. Только стараюсь сыпать струйкой в одно место. Что получилось?(Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как- бы стекает со склонов холма.

А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло?(Ответы детей). Песок стал двигаться.

Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.

Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.

Рефлексия:

Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий.

Что вам понравилось на занятии? Что показалось самым интересным? А сложно было? В школу хотите?

Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок.

     Утром рано просыпайся,

     Хорошенько умывайся

     Чтобы в школе не зевать

     Носом парту не клевать.

            На уроках не хихикай

     Стул туда- сюда не двигай

     Педагога уважай

     И соседу не мешай

     Не дразнись, не зазнавайся

     В школе всем помочь старайся

     Зря  не хмурься, будь смелей

     И найди себе друзей.

     Вот и все наши советы

     Их мудрее, проще нет

     Ты дружок их не забудь,

            До свидания! В добрый путь!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Школа».

Цель:  Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный зап...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".

Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....