Консультация Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей, которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_kolleg._formirovanie_navykov_zozh_i_obzh_.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Консультация
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Подготовила: Кудрявская Т.Е.
Воспитатель первой квалификационной
категории
2023 год
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей, которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей отражена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В нем говорится: "Здоровье сберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
Задачами работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста являются:
- Создать условия оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- Воспитывать осознанное отношение к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
- Формировать у детей элементарные знания о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
- Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
- занятия;
- организацию игр;
- общение;
- художественно-речевую деятельность;
- изобразительную деятельность;
- познавательно-практическую деятельность;
- максимальное использование наглядности.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой работы в этом направлении являются ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Мы тесно взаимодействуем с инструктором по физическому воспитанию (приобщение детей к ценностям здорового образа жизни), психологом (обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения), музыкальным руководителем (развитие способности к творческому самовыражению).
Работа с детьми начинаем с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему, воспитание самостоятельности и ответственности. Далее рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Для привития культурно-гигиенических навыков, прежде всего, обеспечивается постоянное, без всяких исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком. Объясняется их значение. Важно, особенно на первых порах, правильно освоить нужный навык. Укрепить ценные гигиенические привычки помогают веселые поговорки, пословицы, стихи.
В работе с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, дыхательные упражнения, психогимнастику. Включаем в педагогический процесс оздоровительные паузы (физминутки).
Так же в своей работе применяем средства наглядности, художественные тексты. Использование художественной литературы заставляет детей задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Литература помогает дошкольникам достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.
Эмоционально-образное изложение материала находит свое отражение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании) и в немалой степени – в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. Работая с раскрасками, играя в игры, дети учатся правильно себя вести – вовремя распознавать опасных людей и ситуации дома и на улице.
В формировании основ личной безопасности используем сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, игры-драматизации, подвижные игры, спортивные эстафеты, развлечения на тематику личной безопасности. Игры способствуют формированию знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Основными компонентами уголка здоровья являются:
- Полезная информация для родителей
- Интересная информация для дошкольников
- Рисунки и поделки детей по теме здоровья
Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию.
Для детей – это алгоритмы мытья рук, одевания и т.д. Немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.
Материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе, в разных других уголках группы (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном и т.д.).
Наполнение нашего уголка здоровья (старшая группа):
- дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);
- настольные игры: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;
- познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
- книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;
- папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;
- ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;
- пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;
- папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,
- предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;
- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);
- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);
- плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
- «Дорожки здоровья».
В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.
Презентация дидактической игры «Радуга в моих руках»
Данное дидактическое пособие предназначено совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Игровое пособие представляет собой серию разноцветных мешочков, внутри которых находятся пособия дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый мешочек может быть использован, как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.
Цель: формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, о правильном питании.
Задачи:
- Расширить и систематизировать знания детей о правильном питании, о полезных продуктах.
- Развивать кругозор и словарный запас.
- Развивать навыки работы в коллективе, развивать чувство сотрудничества.
- Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни и к правильному питанию.
Список художественных произведений
Пожарная безопасность:
- Гальченко В. «Огонь невидимка»
- Гальченко В. «Приключения пожарного»
- Демьянов И."Коробок – чёрный бок";
- Житков Б. «Дым»
- Житков Б. «Пожар в море»
- Житков Б. «Пожар»
- Кинько Т. «Наш номер 01»
- Маршак С.Я. «Кошкин дом»
- Маршак С.Я. «Пожар»
- Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»
- Михалков С. «Дядя Стёпа»
- Паустовский К."Барсучий нос";
- Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»
- Подольный Р.Г. «Как человек огонь приручил»
- Ровицкий В."Друзья в твоём доме";
- Толстой Л. «Пожар»
- Толстой Л. «Пожарные собаки»
- Федорова Т. «Чтоб не ссориться с огнём»
- Фетисов Т. «Куда спешат красные машины»
- Хоринская Е."Спичка-невеличка";
- Цыферов Г. «Жил на свете слонёнок»
- Чувилин А., Фонин Б. «Огонь – опасная игра»
- Чуковский К. «Путаница»
- Шевченко А. "Как ловили уголька"
- Юрмин Т."Кто плохой?";
- Яковлев Ю. «Кто, о чём поёт»
Безопасное поведение в природе:
- «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
- «Что нельзя купить?» (В. Орлова).
- «Наша планета» (Я.Аким).
- «Сережа» (Р. Сеф)
- Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина).
- «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
- «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
- «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
- «Ландыш» (Е.Серова)
- «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
- «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
- Волшебные вороны» (Т. Шорыгина).
- «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
- «Зима» (М. Фисенко)
- «Гроза» (А. Барто).
- «Гроза» (В. Лифшиц).
- Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
- «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
- «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
- «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
- «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)
- «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)
Правила дорожного движения:
- Головко «Дорожные знаки»;
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н.А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор»;
- Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
- Северный А. «Светофор»;
- Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
- Гангов А. «Кто храбрей?»;
- Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
- Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
- Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
- Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
- В.Ардов «Огнехвостик»
- О.Бедарев «Если бы»
- Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
- Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятел...
Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровь...
консультация "Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Здоровый образ жизни – это поведение человека направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательн...
Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...
Консультация Тема:«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами , является сохранение и укркпление здоровья детей....