«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье. Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя». Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка. Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел. Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей. Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошкольного возраста. Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями. Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании. На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью формирования опыта безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_formirov_1.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Методическая разработка на тему:
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Выполнила:
Васина Мария Дмитриевна
Воспитатель
Санкт-Петербург
2021 г
Методическая разработка на тему:
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.
Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.
Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.
Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.
Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошкольного возраста.
Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.
Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью формирования опыта безопасного поведения
Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста:
- Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
- Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих и сохраняющих здоровье.
- Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
- Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
- Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Применительно к ребенку:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
- знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.
- валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- умение оказать элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и помощь.
Применительно к взрослым –
- содействие становлению культуры здоровья.
- валеологическое просвещение родителей.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
- непосредственно организованную деятельность
- организацию игр
- общение
- художественно-речевую деятельность
- изобразительную деятельность
- познавательно-практическую деятельность
- максимальное использование наглядности
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
А также не только дошкольники должны оздоравливаться, но и педагогический состав. Поэтому в ДОУ был разработан проект.
Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ (основной) .
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта .
Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми:
1. Перспективное планирование занятий, совместной деятельности и самостоятельной с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Проведение НОД с использованием валеологических задач.
3. Комплекс мер по оздоровлению.
4. Выявление уровня знаний родителей по данной теме.
5. Ознакомление с правилами сохранения здоровья в досуговой деятельности.
6. Анкетирования, индивидуальные и групповые консультации, тренинги.
(с родителями и сотрудниками)
6. Реализация проблемы через активную работу с педагогами: - Мастер-класс, семинары-практикумы, обмен опытом. Решение проблемы во взаимодействии с родителями:1. Консультации, беседы, папки-передвижки, дни здоровья, совместные досуги, дни открытых дверей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Развивающие формы оздоровительной работы
В младшей группе:
(закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
Художественно-спортивные упражнения для девочек (художественная гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
(катание на роликовых коньках, волейбол, бадминтон, настольный теннис ,городки)
Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду , в которой должны быть атрибуты, символика , терминология , ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.
Оздоровительные занятия, беседы
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребности в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретения навыка правильного дыхания;
• привитие навыков элементарного самомассажа;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.
Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье.
Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.
Итак, в течение года дети получали элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом.
Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперементы. проблемные ситуации.
• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;
• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;
• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
• при работе с утюгом – различные виды тканей.
Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Познавательный цикл всех мероприятий
Задачи:
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.
Список литературы
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
- Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятел...
Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...
консультация "Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Здоровый образ жизни – это поведение человека направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательн...
Консультация Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о че...
Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...
Консультация Тема:«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами , является сохранение и укркпление здоровья детей....