"Физкультурно - оздоровительные технологии в ДОУ"
методическая разработка

Физкультурно - оздоровительные технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnye_tehnologii.docx317.63 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Физкультурно-оздоровительные

               технологии в ДОУ.        

          47456002

           

 Единственная красота, которую я знаю,  - это ЗДОРОВЬЕ
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»

                             Жан Жак Руссо

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым, дружить со спортом и физкультурой.

Нам педагогам, важно, вооружиться современными формами, методами физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками, чтобы организовать и проводить занятия с детьми интересно, полезно, увлекательно, чтобы гимнастика, физические упражнения, ходьба прочно вошли в повседневный быт каждого ребенка, чтобы сохранить и обеспечить подрастающему поколению работоспособность, здоровье, радостную  жизнь.

 Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным.

 Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения


Физкультурно-оздоровительные технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  

Физкультурно-оздоровительная технология направлена на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к здоровому образу жизни, совершенствование системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости детей дошкольного возраста

                             Задачи этой деятельности:

  •  развитие физических качеств;
  •   контроль за двигательной активностью и становление физической культуры дошкольников,
  •  формирование правильной осанки, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата;
  •  воспитание привычки повседневной физической активности;

  оздоровление средствами закаливания.

                           

                         

Система физкультурно-оздоровительной работы: 

 

1.Обеспечение здорового образа жизни -создание условий в группе , щадящий адаптационный режим, гибкий режим дня.

2. Двигательная активность - утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, подвижные игры, дыхательная гимнастика, активный отдых: развлечения, праздники, игры – забавы, а также игровые упражнения для развития мелкой моторики руки  и физические упражнения на прогулке.

3. Музыкальная терапия - музыкально – театрализованная деятельность  и музыкально-ритмические движения в течении дня.

4. Световоздушные ванны - проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима, контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую), прием детей на улице в тёплое время года , бактерицидные лампы.

5. Диетотерапия - рациональное питание по меню.

6. Закаливающие процедуры - хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна.

7. Гигиенические и водные процедуры- умывание и мытьё рук, игры с водой (в летний период).

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ. Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

  1.Технология закаливания

Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

2.Технология дыхательной гимнастики

Цель дыхательной гимнастики: повысить иммунитет детей, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики, которые построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Благодаря дыхательной гимнастике, дети научатся расслабляться и успокаиваться.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает  дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.

 

3.Технология игрового массажа и самомассажа

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.  Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу.

 

4.Технология профилактики плоскостопия

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов. Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, длительной ходьбе и к концу дня.

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает укрепление мышц нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа.

 

5.Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию. Ее можно делать как паузу и разгрузку в ходе детских занятий, требующих усидчивости и дающих нагрузку на зрение.  Чтобы дети могли проявить свою активность, лучше все занятия с ними проводить в игровой форме и использовать гимнастику для глаз в стихах.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота  о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная  жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
                                                 В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Физкультурно - оздоровительные технологии. План - конспект зимнего физкультурного праздника

Физкультурный праздник с использованием элементов зимних видов спорта, проводится на улице в благоприятную погоду с детьми старшего дошкольного возраста. Предварительно проводится работа по ознакомлен...