Комплекс дыхательной гимнастики
картотека

Одинцова Елена Николаевна

Этот комплекс дыхательной гимнастики системы  направлен на укрепление дыхательной системы организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_dyhatelnoy_gimnastiki.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дыхательной гимнастики

      Послушаем своё дыхание

      Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его тип, глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

      И.п. – стоя, сидя, лёжа (так, как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя воздуха и откуда она выходит;

* какая часть тела (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) приходит в движение при вдохе и выдохе воздуха;

* какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

* какова частота дыхания: вдох-выдох происходят часто или спокойно с определённым интервалом (автоматическая пауза);

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

      Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

      Дышим тихо, спокойно и плавно

      Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём своё внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.

      И.п. – стоя, сидя, лёжа в зависимости от предыдущей физической нагрузки. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

      Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

      Повторить 5-10 раз.

      Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

      Подыши одной ноздрёй

      Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

      И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

      1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

      2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

      Повторить 3-6 раз.

      П р и м е ч а н и е. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох-выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.

      Воздушный шар (дышим животом – нижнее дыхание)

      Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

      Все упражнения выполняются стоя или в движении.

      Подыши одной ноздрёй

      Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

      Ёжик

      Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

      Повторить 4-8 раз.

        

Дыхательные упражнения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

      «Вырастем большими»

     

 На счёт «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться – глубокий вдох через нос; на счёт «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

      «Дровосек»

      И.п. – широкая стойка, ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» - поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. «Два» - наклоняясь вперёд, руки опустить резко между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. «Три» - и.п. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

      «Гуси шипят»

      Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

      Косарь

      Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

      

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста

Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом.

Ослик ходит, выбирает,

1.Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова, (Круговые движения

Кружится в глазах листва, глазами)

Выбрать ничего не смог (Закрывают глаза)

И без сил на землю слег.

2.Движения глазами в соответствии с текстом

Какой красивый лес вокруг нас!

Справа – лисья нора,

Слева – медвежья берлога.

Внизу, под сосной – ежиная нора,

А высоко на дереве – беличье дупло.

А далеко-далеко за лесом –

Бабушкина деревня!

3.Вот стоит осенний лес! (Круговые движения

В нем много сказок и чудес! глазами)

Слева – сосны, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой-открой

И скорей бегом домой.

4.Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты. (Снизу-вверх)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Слева-направо)

Есть на елке даже шишки, (Вверх)

А внизу берлога мишки. (Вниз)

Зиму спит там косолапый (Закрыть глаза)

И сосет в берлоге лапу.

5.Перед нами петушок – (Перед собой)

Он с земли зерно клюет.

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

 Упражнения для глазодвигательной гимнастики

Упр. 1 «Далеко-близко»

Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).

Упр. 2 «Чтоб глаза твои зорче были»

(движение выполнять согласно тексту стихотворения)

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево по быстрей.

Удивимся что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше –будь здоров!

Упр. 3 «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим, (Посмотреть по дуге вправо, вверх, влево)

Вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать)

Физкультминутки для средней группы

«Три медведя»

Три медведя шли домой              (Шаг на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой.     (Руки над головой, тянутся вверх)

Мама с ним поменьше ростом,   (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто.       
(Присесть на корточки)
Очень маленький он был,         
С погремушками ходил.               
 (Встают, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.          (Имитирование игры с погремушками)

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,             (Ходьба шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,        (Прыжки на двух ногах)

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!          (Приседание на корточки)

Физкультминутки для старшей группы

«Птички»

Лапка, раз! (Выдвигают вперед одну ногу)

Лапка, два! (Выдвигают другую ногу)

Скок-скок-скок! (Скачут на обеих ногах)

Крылышко, раз! (Одну руку в сторону)

Крылышко, два! (другую руку в сторону)

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями)

Глазик, раз! (закрывают один глаз)

Глазик, два! (закрывают другой глаз)

Открыли глазки. (бегают, машут крылышками, чирикают)

Прилетали птички,

Птички - невелички.

Весело скакали (Прыжки на двух ногах)

Зернышки клевали (Приседание на корточки)

И быстро улетали (бег в рассыпную)

«Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий. (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке. (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать, (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть. (изобразить любое движение)

Физкультминутки для подготовительной группы

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!  (Прыжки на месте)

Наклонился правый бок.  (Наклоны туловища влево-вправо)

Раз, два, три!

Наклонился левый бок.

Раз, два, три!

А сейчас поднимем ручки  (Руки вверх)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем поочередно ноги в коленях)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли  (Поднять прямые вытянутые ноги вверх)

И немного подержали.

Головою покачали  (Движения головой)

И все дружно вместе встали. 

«В школу»

Если хочешь строить мост, (шагают по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (в руках воображаемый руль, бег по группе)

Иль вести ракету ввысь, (руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, добросовестно учись! (руки складывают, как школьники, сидящие за партой).

Физкультминутки способствуют восстановлению умственной деятельности и эмоциональной разгрузке ребёнка, что позволяет детям отдохнуть, устранить усталость, активизировать мышление. Физкультминутки помогают детям сменить характер деятельности на занятии с помощью двигательной активности, часто провожу  в игровой форме, используя разную атрибутику (шапочки с персонажами, погремушки, султанчики и другие предметы). Для того чтобы занятие проходило слаженно, и детям было весело, физкультминутки часто сопровождаются стихотворениями и музыкальным сопровождением. Ребята дошкольного возраста быстро запоминают стишки и с радостью их рассказывают. В процессе проведения разминки они  последовательно выполняют все движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики

В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики  с целью укрепления здоровья....

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

данный материал   предназначен для педагогов и родителей....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...