Программа по здоровье-сбережению "Здоровые ножки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Направление программы - работа с дошкольниками по коррекции и профилактике плоскостопия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида» г. Печора
Содержание программы: ………………………………………………………. 2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка…………………………………………………………. 3
- Цели и задачи Программы ………………………………………………. 4
- Основные принципы Программы………………………………………. 5
- Вид и форма организации Программы ……………………..………….. 7
- Объекты Программы …………………………………………………….. 7
- Сроки осуществления …………………………………………………….7
- Ожидаемые результаты освоения Программы……………………….....8
- Мониторинг здоровья детей ………………………………………..…….8
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Показания для проведения работы с детьми …………………………...10
- Направления работы по оздоровлению детей ……………………….... 10
- Содержание работы с детьми ……………………………………...…… 11
- Примерные варианты построения занятия……………………………...12
- Работа с родителями ……………………………………………………..14
- Формы работы с педагогами ………………………………………….... 16
- Формы работы с медперсоналом детской поликлиники …………….. .17
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план …………………………………………………………… 18
- Материально-технические условия реализации Программы…………. 18
- Требования к проведению занятий с детьми ………………………….. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Результативность программы за 2018-2019 г…………………………..21
- Упражнения для занятий с детьми ……………………………………..24
- Самомассаж стоп …………………………………………………………24
- Упражнения сидя и стоя без предметов ………………………………..25
- Упражнения сидя и стоя с предметами …………………………...…….27
- Рефлекторный массаж на колючих дорожках ………………………….29
- Упражнения на бревне, канате и толстой косичке ……………………. 30
- Упражнения для стоп в движении ………………………………………30
- Упражнения на равновесие + упражнения для стоп …………………...32
- Упражнения для развития мелкой моторики стоп ……………………..32
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Нормативно-правовое обеспечение программы ……………………...33
- Список методической литературы ……………………………………. 34
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
За последние годы состояние здоровья детей заметно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с плоскостопием - 30%, 27% страдают от хронического напряжения мышц, болей в спине, головных болей или нарушений кровообращения в ногах, что непременно негативным образом сказывается на осанке дошкольника и на его здоровье в целом.
Одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей это плоскостопие (деформация стопы с уплощением ее свода; у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).
Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.
Иногда плоскостопие бывает врожденным, но это скорее исключение, чем норма. Среди всех случаев плоскостопия в детском возрасте врожденных примерно 3%.
Исследования медиков выявили, что на правильное формирование стопы влияет количество нагрузки на нее. Чем меньше двигательной активности у ребенка, тем более вероятно развитие у него плоскостопия. Это особенно актуально для нашего времени, в век высоких технологий и всеобщей компьютеризации. Дети все чаще играм на улице и прогулкам предпочитают компьютер. В итоге все чаще плоскостопие у детей встречается вместе с нарушением осанки.
Так как большую часть времени дети дошкольного возраста находятся в детском саду, образовательная организация может взять на себя организацию работы по профилактике и коррекции плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В ДОУ накоплен определенный положительный опыт по организации работы по предупреждению и коррекции плоскостопия, ведется системный мониторинг с участием всех участников образовательного процесса.
Данная Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения и укрепления здоровья в детей в условиях ДОУ, а так же социального заказа родителей, обеспокоенных проблемами своих детей в плане имеющихся или намечающихся нарушений в развитии стоп.
Программа отражает эффективные подходы к решению вопросов оздоровления детей в ДОУ, определяет основные направления, задачи, а также план действий и систему работы по предупреждению плоскостопия и помощи в коррекции имеющихся нарушений в развитии стопы воспитанников.
Оздоровительный процесс включает в себя: профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями)
Цели и задачи Программы
Основной целью данной программы является коррекция и профилактика плоскостопия у воспитанников ДОУ через решение следующих задач, поставленных перед исполнителями программы:
для инструктора по физической культуре для коррекции и профилактики плоскостопия воспитанников:
- создать условия для коррекции и предупреждения плоскостопия у детей;
- дать представление о необходимости закаливания стоп посредством естественных природных условий;
- научить простейшим приемам самомассажа стоп;
- научить детей комплексу упражнений для тренировки мышц стопы;
- формировать потребность использовать имеющиеся условия для тренировки мышц стопы и формирования правильного свода стопы;
для родителей воспитанников:
- дать информацию о важности формирования правильной стопы ребенка, предупредить о возможных последствиях нарушений, при не соблюдении условий и требований развития ребенка;
- обеспечить семьи детей, имеющих озвученные проблемы со здоровьем, всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по коррекции плоскостопия;
- познакомить с комплексами упражнений для улучшения (коррекции) и предупреждения плоскостопия в домашних условиях, с комплексами самомассажа стоп.
- познакомить с пособиями, необходимыми для занятий по предупреждению и коррекции плоскостопия в домашних условиях.
Основные принципы Программы
При практической реализации поставленных задач программа основывается на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов медицинских работников ДОУ и детской поликлиники;
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков детей в применении к своему организму;
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;
- принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима;
- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;
- принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;
- принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор;
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья;
- принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе оздоровительного тренинга;
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи направлен на создание условий для обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Вид программы:
Программа является авторской, разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, анализа состояния их здоровья, изучения и отбора информации по коррекции детского плоскостопия.
Форма организации Программы: комплексная.
Объекты Программы
- Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет (непосредственная работа по оздоровлению);
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение (просветительская работа)
- Педагогический коллектив образовательного учреждения (практические и методические рекомендации по включению содержания работы в образовательный процесс по оздоровлению детей своей группы)
Сроки осуществления Программы
Программа рассчитана на учебный год (с сентября по май)
Ожидаемые результаты освоения Программы
- Значительное видимое улучшение подвижности стоп детей и мелкой моторики пальцев ног.
- Сравнительный анализ результатов осмотра врачом-ортопедом в начале и в конце учебного года.
- Повышение физической выносливости и двигательной активности детей (на основании наблюдений педагога и родителей).
- Снижение утомляемости детей (на основании наблюдений педагога и родителей).
- Повышение интереса и желания к выполнению корригирующих упражнений.
- Информированность детей о необходимости и методах заботы о своем организме, умение правильно выполнять соответствующие упражнения.
Мониторинг здоровья детей по Программе
№ | Имя, фамилия ребенка | Наличие диагноза ортопеда (на начало занятий с ребенком) | Есть или нет улучшения (на основании осмотра врачом) | Умеет ли выполнять упражнения самостоятельно (да, нет) | Уровень гибкости и подвижности стопы (высокий, средний, низкий) |
1 | |||||
2 | |||||
3 ит.д. |
Отслеживание результатов освоения детьми корригирующих упражнений (умение выполнять упражнение, качество выполнения и уровень гибкости и подвижности стопы) осуществляется инструктором по физической культуре в процессе занятий с детьми.
Умение выполнять упражнения самостоятельно: ребенку предлагается самостоятельно (без показа инструктора по физо) выполнить несколько упражнений подряд.
Уровень гибкости стопы:
высокий | средний | низкий |
- быстро и качественно выполняет упражнения для стоп; - захватывает бусины и мелкие предметы пальцами ног по одному с первого раза; удерживает их в течение 10 сек. - перекладывает предметы пальцами ног не роняя по пути на расстояние до 50 см и через барьер высотой до 20 см; - может нарисовать узнаваемый предмет, удерживая мелок пальцами ног. | - достаточно быстро и качественно выполняет упражнения для стоп; - захватывает бусины и мелкие предметы пальцами ног по одному, удерживает их до 5 сек. - может перекладывать предметы пальцами ног на расстояние 30-40 см и через барьер высотой 10-15 см; - может создавать прямые и спиралевидные штрихи, удерживая мелок пальцами ног. | - выполняет упражнение для стоп медленно и некачественно; - может захватить мелкие предметы пальцами ног, но удерживает их менее 5 сек; - перекладывает предметы некачественно, роняет по пути, переносит на расстояние не более 20 см и барьер до 5 см; - мелок в пальцах ног удерживает слабо, штрихи наносить не может. |
Отчет перед родителями о результатах оздоровительно-коррекционной работы по Программе
- мультимедиа презентация видеоролика занятия с детьми в сравнении на начало занятий (сентябрь) и в конце периода занятий (апрель) на общем собрании родителей ДОУ;
- показ открытого занятия для родителей детей, посещающих оздоровительные занятия по программе;
- фотовыставка «Ловкие ножки и колючие дорожки».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Показания для проведения работы с детьми
- вся коррекционно-оздоровительная работа с детьми, уже имеющими легкие проблемы с развитием и формированием свода стопы проводится с учетом результатов осмотра и рекомендаций врача-ортопеда, по желанию ребенка и письменной просьбе родителя (законного представителя);
- при наличии у ребенка противопоказаний и тяжелых нарушений развития и формирования стоп, требующих специальной помощи в условиях медицинских учреждений, работа с ним не проводится;
- работа может проводиться со здоровыми детьми по желанию самого ребенка и письменного согласия и желания родителя (законного представителя).
Направления работы по оздоровлению детей
- самомассаж стоп: способствует укреплению мышц стопы, ведет к уменьшению болей и утомляемости при ходьбе, устранению застойных явлений в кровеносных сосудах ног, восстанавливает амортизационную функцию стопы, её пружинящие свойства. Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания;
- упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия в положении стоя и сидя (на полу, на кубе, на скамейке, на поролоновом мате)
- упражнения на массажных ковриках способствуют:
- активному формированию свода стопы;
- укреплению мышц-супинаторов и голеностопного сустава;
- улучшению лимфо- и кровообращения;
- воздействию на рефлекторные зоны на ступнях;
- развитию координации движений и внимательности;
- лечению продольного и поперечного плоскостопия;
- профилактике плоскостопия;
- нормализации всех внутренних органов в целом.
Содержание работы с детьми
Формы и приемы работы:
- показ взрослого;
- совместное выполнение «взрослый-ребенок» (взрослый руками помогает ребенку правильно выполнить упражнение для стопы);
- совместное выполнение «ребенок - ребенок» (дети выполняют упражнения в парах или цепочкой);
- самостоятельное выполнение ребенком под контролем взрослого (в основном);
- самостоятельное выполнение без контроля взрослого. (при выполнении задания взрослого, который помогает 1-3 детям индивидуально. например, сидя на скамейке массаж стопы колючим мячиком «сказка про колобка», когда дети вместе или один из детей произносит слова сказки и вся группа выполняет или перекладывание бусин на панели);
- комментированный показ;
- индивидуальная работа с ребенком.
При проведении занятия используется все пространство физкультурного зала, разделенное на рабочие зоны:
- зона хождения по ребристым дорожкам;
- зона упражнений сидя и стоя;
- зона развития мелкой моторики стоп;
- зона массажа стоп.
Все зоны перед занятием (в отсутствие детей) заполняются необходимыми пособиями с целью экономии времени в ходе самого занятия.
Расположение и наполнение зон периодически меняется для поддержания интереса воспитанников к содержанию занятия.
В ходе занятия дети последовательно перемещаются из одной зоны в другую, плавно меняя деятельность.
Примерные варианты построения занятия
Вариант № 1
- Разминка для разогрева стоп стоя на месте (3 минуты).
- Ходьба по ребристым и колючим дорожкам, выложенным в замкнутый круг + массаж стоп на колючих дорожках (5 минут).
- Самомассаж стоп руками и с помощью предметов (8 минут).
- Упражнения для формирования свода стопы и развития чувства равновесия в «полосе препятствий» (8 минут)
Вариант № 2:
- Разминка для разогрева стоп в движении вокруг зала (3 минуты)
- Упражнения для развития мелкой моторики стоп + упражнения для стоп сидя на скамейке без предметов (10 минут)
- Ходьба по ребристым и колючим дорожкам, выложенным в замкнутый круг + массаж стоп на колючих дорожках (6 минут)
- Упражнения с мешочком на голове на равновесие + прыжки на скакалке + лазание по гимнастической стенке (6 минут).
Вариант № 3:
- Упражнения для формирования свода стопы и развития чувства равновесия в «полосе препятствий» (5 минут).
- Самомассаж стоп, сидя на скамейке (5 минут).
- Ходьба по ребристым и колючим дорожкам, выложенным в замкнутый круг + массаж стоп на колючих дорожках (5 минут)
- Упражнения для развития мелкой моторики стоп сидя на скамейке (5 минут).
- Прыжки со скакалкой/лазание по гимнастической стенке (5 минут).
Вариант № 4:
- Ходьба по ребристым и колючим дорожкам, выложенным в замкнутый круг + массаж стоп на колючих дорожках (5 минут)
- Упражнения для формирования свода стопы и развития чувства равновесия в «полосе препятствий» (5 минут).
- Упражнения для развития моторики пальцев ног и стопы + самомассаж стоп сидя на полу или скамейке (8 минут)
- Упражнения с мешочком на голове на равновесие + прыжки на скакалке + лазание по гимнастической стенке (8 минут).
Упражнения для развития моторики пальцев ног и стопы проводятся сидя на скамейке или гимнастическом кубе. Некоторые – сидя на полу и стоя.
Самомассаж стоп проводится сидя на кубе, скамейке или на полу руками или с помощью различных предметов (мячиков с разной поверхностью, толстых палочек, ребристых валиков)
Рефлекторный массаж проводится на ребристых поверхностях (колючие дорожки, ребристые доски, массажные коврики, канат, косички).
Формирование свода стопы проводится в форме «полосы препятствий», состоящей из гладких бревен (2 м) и бревнышек, толстого каната (длина 5 м), толстых кос (длина 4 м), мягких модулей, батута, горизонтальных лестниц, планок (длина 2,5 м).
Дыхательные упражнения – из любых положений, в сочетании с упражнениями для стоп.
Упражнения на равновесие - с большим мешочком с песком, из любых положений, в сочетании с упражнениями для стоп.
Комплексы упражнений (смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ) подбираются и варьируются педагогом самостоятельно из комплекса упражнений предложенных к данной программе.
В каждой зоне проводится комплекс из 4-5 упражнений с 3-6 повторами (в зависимости от специфики упражнения)
Все занятия проводятся в игровой форме с созданием положительного настроя успешности у всех детей.
Работа с родителями воспитанников
- консультирование родителей;
- информирование о важных аспектах оздоровительной работы через родительские уголки в приемных групп, информативные стенды ДОУ;
- практикумы и мастер-классы для родителей с показом деятельности по профилактике детских нарушений в развитии и формировании стопы;
- выставки пособий для использования в коррекционной работе в домашних условиях;
- раздача памяток по оздоровлению детей;
- анкетирование родителей;
- организация открытых просмотров занятий с детьми по программе;
- подгрупповые и индивидуальные обучающие совместные занятия со своим ребенком.
Основное внимание уделяется работе с родителями воспитанников раннего и младшего возраста, для предупреждения появления нарушений развития стопы и помощи родителям в коррекции и профилактики плоскостопия на раннем этапе.
Вид работы | Тематика содержания | Срок |
Консультирование | По запросам родителей | В течение года |
Информирование через родительские уголки в приемных групп, информативные стенды ДОУ | «Что такое плоскостопие и причины его появления» «Поможем ребенку стать здоровым» «Домашняя ЛФК» «Лето – будь здоров, малыш!» | Сентябрь Декабрь Февраль Май |
Практикумы и мастер-классы для желающих родителей (всего сада) с 18.30 до 19.00 | «Разминка для стоп и спины» «Упражнения для развития мелкой моторики пальцев ног» «Самомассаж стоп» | Сентябрь,декабрь Ноябрь, февраль Октябрь Март |
Выставки пособий для использования в коррекционной работе в домашних условиях | «Пособия для занятий массажем стоп дома» «Пособия для развития мелкой моторики пальцев ног» | Октябрь Январь |
Памятки | «10 правил для родителей о предупреждении плоскостопия у ребенка» «Правильная» обувь» «Природа-доктор» | Ноябрь Февраль Апрель |
Анкетирование родителей | «Что я знаю о том, как сохранить здоровье своего ребенка» | Сентябрь, май |
Организация открытых просмотров занятий с детьми по программе | - как организовать и заинтересовать ребенка; - как использовать подручные домашние средства для массажа стоп; - логика последовательности проведения занятия с ребенком | По желанию родителей во время занятий с детьми |
Обучающие совместные занятия со своим ребенком (для родителей детей 1,5-5 лет) | - как правильно выполнять упражнения; - логика чередования упражнений; - как помочь ребенку научиться самостоятельно выполнять упражнения. | По желанию родителей с 18.30 до 19.00 |
Формы работы с педагогами
- консультирование;
- мастер-класс с показом упражнений на профилактику плоскостопия;
- выставки пособий для использования в коррекционной работе со своими воспитанниками;
- анкетирование;
- организация открытых просмотров занятий с детьми по Программе.
Вид работы | Тематика содержания | Срок | Ответственный |
Консультирование | По запросам педагогов | В течение года | Инструктор по физической культуре |
Практикумы и мастер-классы | «Разминка для стоп и спины» «Развиваем равновесие и укрепляем стопу ребенка» «Правильное дыхание и упражнения для стоп» | В течение года по запросам | |
Организация открытых просмотров занятий с детьми по программе | По плану ДОУ | В течение года | |
Выставки пособий для использования в коррекционной работе в условиях группового помещения | «Пособия для развития мелкой моторики пальцев ног» «Пособия для массажа стоп – оглянись и примени!» | Октябрь Январь |
Формы работы с медперсоналом детской поликлиники
- осмотры детей ДОУ врачом - ортопедом;
- приглашение на встречу с родителями и педагогами;
- консультирование со специалистом по ЛФК.
Вид работы | Срок | Ответственный |
Осмотры детей ДОУ врачом - ортопедом | Сентябрь – октябрь, апрель | Медсестра ДОУ |
Приглашение на встречу с родителями | В течение года по запросам родителей | Медсестра ДОУ |
Консультирование со специалистом по ЛФК. | В течение года | Инструктор по физической культуре |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Возраст детей | Длительность одного занятия | Периодичность занятий в неделю | Периодичность занятий в месяц | Количество занятий в учебном году |
5-7 лет | 25 мин | 2 | 8 | 72 |
Всего часов | 50 мин | 3 часа10мин - | 30 часов |
Материально-технические условия реализации Программы
Для реализации Программы в детском саду имеется физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём:
Для массажа стоп и воздействия на рефлекторные зоны:
- ребристые дорожки с разной поверхностью («кочки», «рельсы - шпалы», «марсианская дорожка», «висячий мостик» и др.)
- «колючие» дорожки;
- индивидуальные резиновые массажные коврики для ног;
- толстые плетеные косички;
- длинные деревянные планки;
- мягкие маты;
- мячики с разной поверхностью,
- ребристые валики;
- толстые палочки.
Для развития мелкой моторики:
- бусины и орехи для захвата пальцами ног + панели для работы с ними;
- тонкие плетеные косички и веревочки;
- карандаши и деревянные палочки;
- тканевые салфетки и платочки;
- восковые мелки и рулон обоев (для рисования пальцами ног).
Для формирования свода стопы:
- бревно и бревнышки для равновесия;
- горизонтальные лестницы;
- гимнастический канат (для использования его на полу);
- гимнастическая стенка;
- 1 длинная и 20 коротких скакалок;
- мешочки с песком (150 г. и 400 г.)
- детский батут;
- мягкие модули: кирпичики (40
25×10) и блоки (40×10×10).
Для самомассажа стоп:
- резиновые мячи разного размера;
- колючие мячики;
- гимнастические палки и обручи;
- пластмассовые кегли и кубики;
- пластмассовые и деревянные длинные и короткие палочки:
Требования к проведению занятий с детьми
Требования ко времени:
- все проводимые оздоровительные занятия с детьми являются дополнительными и не входят в учебно-образовательный процесс ДОУ, поэтому проводятся после 18.00;
- с детьми 5-7 лет длительность занятия составляет 25 минут и проводится 2 раза в неделю
с 18.00 до 18.30.
Требования к одежде детей:
- дети занимаются босиком (без носков) в шортах или бриджах и футболках (без маек);
Требования к помещению:
- зал с ровным гладким теплым покрытием (линолеум);
- перед каждым занятием в зале проводится влажная уборка пола;
- перед и после каждого занятия в зале проводится сквозное проветривание;
- еженедельно проводится санитарно-гигиеническая обработка всех пособий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результативность программы за 2018-2019 г.
Работа по программе проводилась с 49 детьми старшей и подготовительной группы. В ходе работы по программе в течение учебного 2018-2019 года (в сравнении с сентябрем 2018 и маем 2019 года у конкретных детей) значительно улучшилась походка, общая выносливость, уменьшилось количество жалоб на общую усталость и усталость ног («Я устал бегать», «У меня ноги устали, посижу, отдохну» и т.д.), улучшился тонус мышц ног. По наблюдениям на физкультурных занятиях, у всех детей, занимающихся по программе, увеличилась скорость и точность движений в различных видах ходьбы и бега, упражнениях в равновесии. Значительно улучшились показатели в толчковом усилии при прыжках в длину и высоту, прыжках через препятствия, запрыгивании на возвышение. Все дети умеют выполнять корригирующие упражнения разминки и самомассаж стоп. Все дети ходят по ребристым поверхностям с разной степенью рефлекторного воздействия и выполняют коррекционно-игровые упражнения на этих поверхностях. По результатам осмотров хирургом–ортопедом у детей, уже имеющих вальгусную деформацию стоп и тех детей, у которых отмечена к ней расположенность, отмечено существенное положительное изменение свода стопы.
Сентябрь 2018 г | Май 2019 г. | |
Дети, имеющие вальгусную деформацию стопы в легкой форме | 18,3 % (9 детей) | 4% (2 детей) |
Дети, имеющие предрасположенность к деформации стопы (слабые мышцы стопы) | 30,6 % (15 детей) | 0 % |
Дети, не имеющие проблем со стопами | 51% (25 детей) | 96 % (47 детей) |
Графический показатель |
Результаты мониторинга
Количество детей | Наличие диагноза ортопеда (на начало занятий с ребенком) | Есть или нет улучшения (на основании осмотра врачом) | Умеет ли выполнять упражнения самостоятельно (да, нет) | Уровень гибкости и подвижности стопы (высокий, средний, низкий) | ||||
49 детей | 21 ребенок | 19 детей | 09.18г. | 05.19г. | 09.18г. | 05.19г. | ||
13 детей | 49 детей | высокий | 2 | 37 | ||||
средний | 21 | 11 | ||||||
низкий | 26 | 1 |
Основные виды движений:
Бег
- на выносливость до 3 минут: количество детей, которые не «сошли с дистанции» по каким либо причинам;
- бег между предметами: количество детей, которые выполняют упражнение в быстром темпе, делая резкие и быстрые повороты, не задевая пособия;
- корригирующий бег: количество детей, выполняющих упражнение правильно, ритмично, выносливо, в темпе.
Прыжки
- прыжки в длину с места: количество детей, прыжок которых (с 3 попыток) превысил 90 см;
- запрыгивание на высоту 30 см с места, без помощи взрослого (не держась за его руки);
- прыжки через препятствия (справа-слева от шнура, через мягкие блоки (10см), из обруча в обруч, на одной ноге): количество детей, которые ритмично выполняют упражнения, не сбиваясь с темпа, не останавливаясь, не задевая пособия.
Упражнения в равновесии
- ходьба по плоской косичке (длина 3м): количество детей, которые без затруднений выполняют ходьбу прямо и приставным шагом, не теряя равновесия (положение рук произвольно по желанию ребенка);
- ходьба по рейкам лежащей лестницы (длина 3 м): количество детей, которые сохраняют темп, ритм и равновесие во время упражнения, не испытывают неудобства при наступании на рейки лестницы;
- ходьба по бревну (диаметр 12 см, длина 4 м): количество детей, которые без затруднений выполняют ходьбу прямо и приставным шагом, не теряя равновесия (положение рук произвольно по желанию ребенка).
Упражнения для занятий с детьми
Самомассаж стоп (сидя на полу, на мате, на скамейке, на кубе)
- «Разминаем пластилин» - стопу правой ноги положить на колено левой ноги. Четырьмя пальцами руки зафиксировать ступню пальцами обеих рук, а большими пальцами несильно надавливать по всей ее поверхности: пятки, середина стопы, верх стопы, каждый пальчик отдельно.
- «Пилка» - стопу правой ноги положить на колено левой ноги. Ребрами обеих ладоней поочередно растирать середину стопы поперек, приговаривать «Пилим - пилим, вжик-вжик, сыпятся опилки пшпк-пшик».
- «Капюшончик» - левой рукой держать пятку, а правой рукой поднимать и опускать все пальцы сразу. Проделать так с каждой ногой по 4-6 раз.
- «Гладим ножку» - растирание подошву и тыльную сторону стопы от пальцев до голеностопного сустава 20 секунд.
- «Щекотка» - щекотание своих стоп.
- «Гуси щиплют травку» - щипцеобразное разминание наружного и внутреннего свода стопы, возвышения каждого пальца, начиная с большого.
- «Разминалочка» - На протяжении 0,5 минуты пальцами обеих рук разминать и растирать основания пальцев ног со стороны стопы, затем 30 секунд растирать и разминать пятки.
- «Мягкие лапки» - поглаживающими движениями, двумя руками, помассировать стопу со всех сторон от носка к пятке - 0,5 минуты.
- «Точки-точки» - растирание кончиками пальцев круговыми движениями по тыльной стороне стопы и пальцев ног, область лодыжек, пяток, растирание подошвы гребнеобразным приемом;
- «Вибрация» - точечное надавливание, поколачивание пальцами, похлопывание, встряхивание стопы, стегание.
Упражнения сидя (на скамейке, кубе, полу) и стоя без предметов
- «Гуси» - стоя или сидя, не отрывая пятки от пола, носками шлепать по полу, приговаривая «Гуси –гуси, топ-топ, мы по лужам шлеп-шлеп!».
- «Коробочка» - стоя, стопы вместе. Развести колени в стороны, присесть и встать на внешние края стоп «открыть коробочку», вернуться в исходное положение «закрыть коробочку».
- «Каблучки» - сидя или стоя. Подняться на носки и простоять 10 сек. (чередовать с «Барабанщиком»).
- «Барабанщик» - сидя или стоя. Стоять на пятках, слегка постукивая ими об пол, 10 сек. (чередовать с «Каблучками»).
- «Балеринка с зеркалом» - ноги прямые, не сгибая ног в коленных суставах, достать пол пальцами стоп («балеринка танцует»), а затем пятками, сильно потянув носки к себе («балеринка смотрится в зеркальце»).
- «Ехали, мы ехали…» - проговаривая потешку «Ехали мы ехали…» перекатываться с носков на пятки и обратно, как можно выше поднимаясь на носки и стоя на пятках тянуть вверх пальцы ног. А слова «…в ямку бух, задавили сорок мух» - ритмично опускать пятки на пол, не отрывая носки.
- «Кружилочка»- сидя, положить правую ногу на колено левой ноги. В среднем темпе выполнить круговые движения ступней правой ноги по часовой, затем против часовой стрелки, по 10 раз в каждую сторону. Повторить то же левой ногой. Стоя – приподнять согнутую в колене ногу и вращать ступней.
- «Солнышко и тучка» - вытянуть прямые ноги вперед, поставить на пятку. Сжать пальцы ног в кулачок («солнышко спряталось за тучку»), затем сильно растопырить («солнышко показало лучики»).
- «Гусеничка» - передвигать одну стопу вперед, поджимая пальцы ног и подтягивая пятку. Вернутся в исходное положение и проделать то же другой ногой.
- «Бабочка» - положения сидя, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы. Покачать пружинисто коленями в стороны.
- «Стрелка» - в положении сидя вытянуть вперед ноги и соединить подошвы стоп, вытягивая носочки вперед.
- «Гусар» - стоя или сидя поставить стопы рядом. Развести как можно шире носки, вернуться в исходное положение, затем развести как можно шире пятки.
- «Гармошка» - стоя или сидя, ноги вместе. Приподнять и развести в стороны пятки, затем приподнять и развести носки. Сделать на счет 1-2-3-4 разводя стопы, на счет 5-6-7-8 вернуть стопы в исходное положение. Упражнение сопровождаем словами: «Раз-вернись гармош-ка» (разведение стоп), «по-играй немнож-ко»(сведение стоп).
- «Приседалочка» - стоя, не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.
- «Пружинка» - стоя пружинить на носках, подниматься и опускаться на носочках, не касаясь пятками пола.
- «Рисовалочка» - стоя, вытянуть носочек, напрячь стопу и большим пальцем ноги нарисовать заданную фигуру (круг, квадрат, треугольник, сердечко, улыбку, зигзаг и т д.)
- «Горячий песок» («Пустите в домик») - стоя или сидя пожимать пальцы: «сгребать в кучку воображаемый песок» («кошечка скребется в дверь»).
- «Кошечка» - стоя или сидя поджимать пальцы ног на счет 1-2: «Кошка выпускает и прячет коготки».
- «Степ» - одновременно поднимать носок левой ноги и пятку правой ноги, затем наоборот. В быстром темпе повторить 10-20 раз, приговаривая «Топ-топ-топ-топ, слышен топот сотни ног, мы танцуем степ- степ, остановки нет-нет!»
- «Улитка» - поставить стопы на пол. Подогнуть пальцы и, не отрывая от пола, передвинуть пятки вперед. Таким образом "проползти" стопами 6-8 счетов, а затем вернуться в исходное положение, делая обратные движения, подгибая пальцы и толкая пятку. Выполнять упражнение в среднем темпе.
- «Открываем глазки» - стоя или сидя, стопы вместе. Не отрывая стопы от пола поднимать и опускать пальцы ног. Можно одновременно, можно по очереди, можно фиксируя каждое положение по 2-3 сек.
Упражнения сидя и стоя с предметами (маленькие резиновые мячики, колючие мячики, теннисные мячики, кубики, кегли, толстые палочки, ребристые валики)
- «Колобок» - сидя или стоя. Катать левой ногой по полу мяч круговыми движениями. Повторить правой ногой.
- «Подъемный кран» - сидя на полу или на скамейке. Опереться руками в пол (схватиться руками за край скамейки), зажать мяч ступнями (или боковыми частями стопы) стараться как можно выше поднять ногами мяч, задержать в этом положении на 5-10 сек.
- «Хрупкое яичко» - катать мячик вперед-назад одной, затем другой ногой.
- «Пяточка-носочек» - сидя или стоя. Прокатить мяч стопой вперед, поставить пятку на мячик, подтянув носок как можно выше. Затем прокатить мяч обратно, удержать мяч на месте большим пальцем ноги, стопы напрячь. Повторит 3-4 раза. Проделать то же самое другой ногой.
- «Ам, ням-ням» - сидя на полу или скамейке, мячик на полу, колени в стороны, стопы на боку раздвинуты в стороны. «Ам!» - свести стопы, зажав ими мячик. «Ням-ням!» - покатать мячик между стоп.
- «Ежик» - стоя или сидя, колючий резиновый мячик катать вдоль сводов стоп.
- «Терка» - сидя, стопу правой ноги положить на колено левой ноги. Четырьмя пальцами правой руки взяться за пальцы ног и натянуть стопу. Левой рукой тереть мячиком поперек и вдоль стопы. То же самое с другой ногой.
- «Скалочка» - сидя или стоя, подложить под стопы толстую палочку (диаметр 3 см) или ребристый валик. Покатать стопами палку или валик вперед-назад. То же самое другой ногой.
- «Полировалочка» - сидя, своды стоп поставить на гимнастическую палку, соединить стопы вместе. Разводить и сводить стопы, стараясь не отрывать сводов стоп от палки.
- «Кран» - сидя на скамейке или на кубе. Справа стоят 5-6 кубиков. Захватившись руками за край скамейки или куба, зажать кубик ступнями ног и перенести его в левую сторону. То же обратно.
- «Строим башню» - сидя на скамейке или на кубе. Перед ребенком 3 кубика. Захватившись руками за край скамейки или куба, зажимая поочередно кубики ступнями ног поставить их один на другой.
- «Поставь кеглю» - сидя на скамейке или на кубе. Перед ребенком лежат 3 кегли. Задача ребенка, захватывая кегли обеими стопами, поставить их на основание. Можно добавить элемент соревнования «Кто быстрее поставит все кегли».
Рефлекторный массаж на колючих дорожках
- «Ходим по дорожке» - идти по колючей дорожке на носочках, на пятках, с поджатыми пальцами, приставным шагом, спиной вперед, высоко поднимая ноги.
- «Вытираем ножки» - стоя на колючей дорожке «вытирать ноги», при этом стопы должны почувствовать тепло.
- «Кошечка коготки точит» - стоя на колючей дорожке поджимать и расправлять пальцы ног.
- «Гладим травку» - стопы вместе, не отрывая пятку от дорожки стопой одной ноги проводить по дорожке в сторону 3-4 раза, затем то же другой стопой. Чередовать ноги 3-4 раза.
- «Топотушки» - притоптывая стопами делать обороты вокруг себя в одну, затем в другую сторону.
- «Пяточки-носочки» - приставным шагом походить по дорожке вправо – влево до конца дорожки то пятками (носки по полу), то носками (пятки по полу).
- «Шаги» - стоя обеими ступнями на дорожке. На 1 – шаг вперед правой ногой с дорожки на пол, на 2 – шаг вперед левой ногой на пол, на 3 – шаг правой на дорожку, на 4 – шаг левой на дорожку, на 5 – шаг назад правой ногой с дорожки на пол, на 6 – шаг назад левой ногой на пол, на 7 – шаг правой на дорожку, на 8 – шаг левой на дорожку. Повторить 2-3 раза под счет.
- «Прыг с дорожки» - стоя на дорожке спрыгнуть обеими ногами на гладкий пол, затем снова встать на дорожку. Повторить 4-5 раз.
- «Колючая трава» - проводить пальцами одной ноги по колючей дорожке, затем другой ногой.
- «Одноножка» - ходить одной ногой по колючей дорожке, другой по гладкому полу. Затем поменять ноги.
- «Одноножка с мячиком» - одна нога на колючей дорожке, второй катать мячик разными способами.
- «С цветка на цветок» - недалеко друг от друга врассыпную разложены резиновые ребристые коврики. Дети стоят каждый на своем. Под музыку бегать на носочках врассыпную между ковриками, с окончанием музыки занять другой коврик. Повторяется несколько раз.
- «С кочки на кочку» - на некотором расстоянии друг от друга в ряд лежат резиновые ребристые коврики. Перешагивать с коврика на коврик, передвигаясь в одну стороны, а после сигнала в обратную сторону.
Упражнения на бревне, канате и толстой косичке
- «Птички на жердочке» - приставным шагом часто переставляя ноги ходить серединой ступни по тонкой палочке, или веревочке, или веревочке с узелками, или по толстому канату или по толстой косичке, или по толстому бревну.
- «Акробат» - ходьба вдоль планки. Нужно выполнять шаги по планке, располагая её вдоль стопы. Сначала идти вперед носками, обратно - задом наперед.
Упражнения для стоп в движении
- «Бабочка» - ходьба на носках, руки на поясе, плечи развернуты, локти направлены назад, живот втянуть, голова прямо.
- «Мотылек» - ходьба на пятках, руки за головой, локти разведены в стороны, голова прямо, смотреть строго вперед.
- «Лисичка» - ходьба на носках, руки на поясе. Во время движения попеременно поднимать правое – левое плечо и делать выпады бедрами в стороны («лиса виляет хвостом»).
- «Жираф» - ходьба на носках, руки прямые вверху, ладони смотрят друг на друга, голова поднята вверх, спина прямая.
- «Цапля» - руки на поясе, локти смотрят назад, спина прямая, смотреть вперед. Ходьба с высоким подниманием колена, носок тянуть вниз.
- «Осминог» - сидя на корточках лицом в круг. Перекаты с одной ноги на другую (вытянуть ногу в сторону по ходу движения, переместить туловище на эту ногу, подтянуть другую ногу к себе), спина прямая, руки на коленях, на пятки не опускаться.
- «Кролик» - движение из приседа вперед. Присесть на корточки, руки перед собой, ладонями на полу, колени и стопы рядом друг с другом. Переставить руки вперед, обе ноги прыжком переставить к рукам.
- «Большие и маленькие» - взявшись за руки, идти то на носочках, руки вверх, то как уточка на корточках, взявшись за руки.
- «Протаптываем тропинку» - ходьба на пяточках, носки вверх.
- «Пальцы замерзли» - ходьба с поджатыми пальцами ног.
- «Косолапый медведь» - ходьба на внешних сторонах стоп.
- «Птички» - ходьба 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 секунд на пятках,
- «Уточка» - ходьба в полуприсяде.
- «Зубастик» - захватив пальцами одной или обеих стоп карандаш или бусину походить так 30-40 секунд.
- «Жадный пес» - зажав мячик внутренними частями стоп совершать небольшие подпрыгивания, удерживая мячик в разных направлениях (змейкой между предметами, по прямой, вокруг предмета, вперед-назад, перепрыгивать через шнур, колючую дорожку).
Упражнения на равновесие + упражнения для стоп (с мешочком на голове, руки на поясе)
- Хождение на носочках, пятках, с поджатыми пальцами прямо и спиной вперед.
- Стоя на месте подниматься на носочки и опускаться на пятки.
- Приставные шаги в стороны.
- Рисование носком прямой ноги на полу перед собой «радугу-дугу».
- Хождение в приседе прямо как «уточка» боком как «осьминог».
- Кружение на носочках и на пятах вокруг себя.
- Приседания, не отрывая пятки от пола, руки вперед.
- Стойка на одной ноге до 10 сек.
Упражнения для развития мелкой моторики стоп
- «Уборка» - собрать пальцами ног разбросанные по полу карандаши или тонкие палочки (10-12 шт).
- «Платочек» - сидя верхом на скамейке или кубе, захватить платок пальцами одной ноги и перенести его через скамейку на другую сторону. То же другой ногой.
- «Прощай –прощай!» - захватить платочек пальцами ноги и помахать им в воздухе.
- «Бусинки» - перед ребенком лежит панель для перекладывания или малый обруч, с правого края которого лежат 10-12 бусин или орешков. Правая нога стоит на полу, пальцами левой ноги перекладывать бусины с одной стороны панели (обруча) на другую. Затем в обратном порядке.
- «Художники» - сидя на кубе или скамейке, захватив восковой мелок между большим и вторым пальцем ноги рисовать на обоях, положенных на пол.
С короткой косичкой
- «Длинный червячок» - расправлять стопами косичку от середины к кончикам «гладим червячка».
- «Ловим червячка» - подхватывать косичку пальцами одной (двух) ноги.
- «Хвастаемся червячком»- удерживая косичку пальцами одной ноги, трясти ступней
- «Шустрый червячок» - схватывать косичку большим и вторым пальцем, удерживать на весу несколько секунд.
С бусинками, орешками и др.
- «Бусинки» - перед ребенком лежит панель для перекладывания или малый обруч, с правого края которого лежат 10-12 бусин или орешков. Правая нога стоит на полу, пальцами левой ноги перекладывать бусины по одной с одной стороны панели (обруча) на другую. Затем в обратном порядке.
- «Собираем ягодки» - захватывать как можно больше бусин и орешков одной ногой, складывать в невысокое ведерко или контейнер \\\ то же из одного большого обруча, в свой контейнер – «кто больше ягод соберет?».
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» г. Печора
Список методической литературы
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет». - М., Творческий центр СФЕРА, 2009 г.
- Воротилина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении». - М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2006 г.
- Ефименко Н.Н., «Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации 3-7 лет». – М., «ДРОФА», 2014 г.
- Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И., «Общеразвивающие упражнения в детском саду» - М., «Просвещение», 1981 г.
- Полтавцева Н.В., Гордова Н.А., «Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни», М.,«Просвещение», 2005 г.
- Прохорова Г.А., «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет» - М., АЙРИС ПРЕСС, 2005 г.
- Рунова М.А., «Движение день за днем» (комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). - М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический перспективный годовой план программы по профилактике плоскостопия «Здоровые ножки»
В данном тематическом планировании отражены темы и виды упражнений по профилактике плоскостопия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК«ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»...
Программа кружка "Здоровые ножки" по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
В возрасте 4-7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскосто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)
В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...

Программа по дополнительному образованию "Весёлые сапожки, быстрые ножки"
Программа танцевального кружка "Весёлые сапожки, быстрые ножки" была разработана для детей старшего дошкольного возраста.Срок реализации программы с 1 октября по 20 мая (на период 2017-2018 ...

Программа по дополнительному образованию: "Крепкие ножки"
Программа по дополнительному образованию группы по оздоровлению и профилактике плоскостопия:"Крепкие ножки"...