«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
проект (старшая группа)

Попкова Наталья Владимировна

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться некоторых принципов взаимодействия:

›Доброжелательный стиль
›Индивидуальный подход
›Сотрудничество, а не наставничество
›Готовимся серьезно
›Динамичность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Подготовила воспитатель

МАДОУ ЦРР №8

Попкова Н.В.

 

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.


Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться некоторых принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество: современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно: любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка

обусловлено целым рядом факторов:

1) временным фактором – ребенок проводит в семейной среде

значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее

важные для развития ребенка;

2) фактором плотности общения - ребенок получает возможность

непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность

непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей

действительности в различных условиях;

3) фактором эмоциональной насыщенности – ребенок находится в

условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные

отношения;

4) фактором родительского отношения - родители создают своего рода

«детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;

5) фактором возможности автономизации – семейная среда

предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с

возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов

деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование,

книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы

самоуправления и т.д.).

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

Третья группа-это семьи  с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой  родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:

  1. приобщение родителей к педагогическому процессу;
  2. расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  3. пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  4. создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  5. информационно-педагогические материалы;
  6. разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  7. объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  8. проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  9. уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.


К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.


Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение семьи ребенка.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в участии в жизни группы и ДОУ, позволяет более качественно организовать процесс всестороннего развития, обучения и воспитания дошкольников.

Действительно, без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п.

В нашем детском саду проводится большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы.  Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.

 Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

 В. А.Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок: «Осень к нам пришла», «Новый год», «23 февраля», «9мая»  позволяют укрепить взаимодействие д/ сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама самая любимая», «Мой папа самый лучший», «Неделя здоровья»   и другие. Также родители принимают участие в долгосрочных и видеопроектах.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления 
детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определенная система в работе с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

 Взаимодействие родителей и д/ сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР №8 Попкова Н.В.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.

Слайд 4

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Слайд 5

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться некоторых принципов взаимодействия : Доброжелательный стиль Индивидуальный подход Сотрудничество , а не наставничество Готовимся серьезно Динамичность

Слайд 6

Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка обусловлено целым рядом факторов : временным фактором фактором плотности общения фактором эмоциональной насыщенности фактором родительского отношения фактором возможности автономизации

Слайд 7

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы . Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками . Третья группа-это семьи с неработающими мамами.

Слайд 8

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через: приобщение родителей к педагогическому процессу; расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Слайд 9

информационно-педагогические материалы; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Слайд 10

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников: Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные . К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Слайд 11

Без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место .

Слайд 12

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Слайд 13

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей : Информационно- аналитические Познавательные Наглядно- информационные Досуговые

Слайд 14

Взаимодействие с родителями в ДОУ 8 Информационные стенды для родителей

Слайд 15

Акции с участием родителей

Слайд 16

Праздники с участием родителей

Слайд 17

Совместное участие ребенка-родителя-воспитателя в конкурсах

Слайд 18

Занятия, собрания, мастер-классы с участием родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

В статье затронута  актуальная тема  , т.к при правильном  взаимодействии ГБДОУ и родителей гораздо легче проходит воспитание детей....

Презентация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны зал...

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО являе...

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопред...

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.

Данный материал является выступлением на семинаре.Он раскрывает основные аспекты взаимодействия  воспитателя и родителей....