Статья "Развиваемся играя. Подвижные игры и их значение в детском саду".
статья
В данной статье представлена картотека подвижных игр со словами. С помощью таких игр у детей развиваются не только физические качества, но и память, воображение, пополняется словарный запас, обогащается речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaemsya_igraya._kartoteka_podv.igr_.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваемся играя.
Подвижные игры и их значение в детском саду.
«Теперь дети не играют, а учатся.
Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить»
Александр Степанович Грин.
Основная задача педагогов дошкольных образовательных учреждений – воспитать любознательных, активных и счастливых детей. Для гармоничного развития ребенка необходима не только познавательная, но и двигательная активность. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре ребенок развивается, познает мир.
Для такой цели очень эффективны подвижные игры со словами:
- Подвижные игры со словами имеют оздоровительное значение. Они повышают двигательную активность детей, обеспечивают всестороннее физическое развитие. С помощью таких игр мы развиваем различные физические качества (ловкость, гибкость, быстроту), двигательные навыки и координацию движений. В подвижных играх выполняются различные виды движений: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д.
- Также эти игры имеют образовательное значение. В них дети отображают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об окружающей действительности. Также они развивают наблюдательность, сообразительность, умение правильно и быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
- В любой подвижной игре есть правила, которые регулируют поведение играющих. Благодаря им развиваются нравственные качества ребенка (взаимовыручка, поддержка, основы поведения в коллективе). Данные игры укрепляют у ребенка уверенность в себе, своих силах, развивают самостоятельность, то есть, в какой-то степени формируют личность.
- Немаловажно значение подвижных игр со словами в речевом развитии детей. Они активизируют речь ребенка, учат быть внимательными к речи других, развивают интонационную выразительность речи, а также внимание и память. С их помощью дети лучше запоминают содержание художественных произведений.
- Самое важное – это эмоциональный настрой, который приносят данные игры. Ощущение радости и удовольствия, счастливого детства, тот самый эффект, которого мы добиваемся.
За годы работы в детском саду у меня накопилось много авторских работ, среди которых есть и подвижные игры сословами. Я предлагаю перечень этих игр. В них можно играть с детьми на физкультуре и во время прогулки, а также во время организации досугов и развлечений. Играйте и развивайтесь!
1. Подвижная игра «Федорино горе»
Для детей 4-5 лет.
Один ребенок Водящий – Федора стоит в середине круга. Остальные дети встают в круг – это «посуда». Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят:
Дети:
Вот у бабушки Федоры
Как-то приключилось горе.
Дома грязно и оттуда
Убежала вся посуда. (Дети останавливаются)
Федора:
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте. (Грозит детям пальцем)
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой! (Топает ногой)
Дети:
Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём.
Нас, Федора, не мани,
А попробуй догони!
Федора догоняет «посуду». Те, кого поймали, садятся на скамейку.
2. Подвижная игра «Садовники»
Для детей 4-5лет.
Дети, взявшись за руки становятся в круг – это «садовники» изображают корзину. Пять человек встают в середину круга – это «яблоки». Сначала внутри круга ходят «яблоки», руки на поясе, ноги высоко поднимают, говорят такие слова:
Яблоки:
Яблоки мы спелые,
Яблоки мы смелые.
Покатились кто куда,
Не догонишь никогда!
Затем идут по кругу «садовники» и говорят:
Собираем урожай.
Эй, ребята, не зевай!
Мы все яблоки найдем,
Их в корзину соберем.
Ведущий: Корзина открывается,
Яблоки рассыпаются!
Дети-садовники поднимают сцепленные руки, «яблоки» бегают из «корзины» и обратно. По сигналу воспитателя «Корзина закрывается», дети опускают руки и садятся. «Яблоки», оказавшиеся в кругу, попались в «корзину». Далее выбирается на роль «яблок» следующая пятерка детей.
3. Подвижная игра «Кто скорее соберет?»
1 вариант. Для детей 4-5 лет или детей старшего дошкольного возраста, если нет возможности бегать (н-р: на занятии).
Дети делятся на две команды - «Садоводы» и «Огородники». Команды стоят на одной стороне площадки, у каждой рядом стоит корзина. На другой стороне площадки лежат муляжи овощей и фруктов. Перед началом дети произносят слова:
Дети:
Не в лесу, не на болоте,
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут,
Ждут, когда их соберут.
Победитель будет тот,
Кто скорей их соберет.
Ведущий:
Раз, два, три – начни!
Дети бегут и собирают фрукты или овощи каждая команда в свою корзину. Побеждает команда, быстро справившаяся с заданием.
2 вариант. Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу и провести игру в виде эстафеты.
4. Подвижная игра «Полезно и не очень»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Двое детей взявшись за руки, образуют ворота – это рот. Остальные дети берут по одной картинке с изображением какого-либо продукта. Ведущий говорит слова, дети выполняют определенные действия.
Ведущий:
Собрались здесь все продукты,
Соки, овощи и фрукты.
Лимонад, и чупа-чупс,
Все приятные на вкус.
Вот они все веселятся,
Около стола толпятся. (Звучит музыка, дети бегают врассыпную)
Становитесь, Непоседы,
Скоро будем мы обедать! (Дети выстраиваются друг за другом)
Это рот открыл ворота,
Есть ему уже охота. (Двое детей стоят взявшись за руки, руки кверху)
Но не все сюда зайдут,
Не все в ворота попадут.
Может тех он пропустить,
Что могут пользу принести.
Задача «рта» пропускать только полезные продукты.
5. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Двое детей «рыбаки», остальные дети «рыбки». Дети-рыбки начинают водить хоровод вокруг рыбаков и говорят:
Рыбки плавают в реке,
В серебристой чешуе.
Хвостом воду разгоняют,
Рыбаки их не поймают.
Раз, два, три – лови!
«Рыбки» разбегаются, а «рыбаки», взявшись за руки догоняют их. Попавшиеся «рыбки» становятся «рыбаками», беруться за руки с другими «рыбаками» и начинают ловить оставшихся «рыбок». Так «Сеть» становится больше, а «рыбок» меньше. Оставшийся непойманный игрок становится победителем.
6. Подвижная игра «Лиса и бездомный заяц»
Для детей старшего дошкольного возраста
Выбирается водящий - «лиса», остальные дети «зайцы». «Зайцы» стоят в обручах – «домиках» на одном края площадки, а «лиса» стоит на другом краю площадки. «Зайцы» выходят погулять и говорят такие слова:
Зайцы:
Зайцы в домиках живут,
Их лисички не найдут.
Поскакали погулять,
Свежей травки пощипать.
Под веселую музыку «зайцы» скачут по площадке. В это время ведущий убирает один обруч.
Ведущий:
Ох, зайчишки берегитесь,
И лисе не попадитесь.
Раз, два, три – в домики беги!
«Зайцы» убегают и занимают домики. Тот «заяц», который остался без домика продолжает убегать от «лисы». Когда «лиса» поймает «зайца», она сама становится им, а «заяц» - «лисой».
7. Подвижная игра «Найди пару»
Для детей дошкольного возраста.
Ведущий раздаёт детям разноцветные флажки (круги, и т.п., каждого предмета по паре). Дети стоят врассыпную и говорят такие слова:
Разные флажки цветные,
Красные и голубые,
Разбежимся кто-куда,
Соберёмся без труда.
Ты, дружок, не подведи,
Пару ты себе найди!
Кто найдёт, тот чемпион,
Ну, а лишний выйдет вон!
Дети бегают врассыпную. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару по цвету флажка и взяться за руки. Можно раздать нечетное количество флажков (по три разного цвета), тогда один останется без пары и выйдет из игры.
8. Подвижная игра «Ручейки-озера»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Игру можно провести во время беседы, развлечения, досуга на тему «Вода».
Взрослый ведущий – мама-Туча, дети – «капельки». Ведущий произносит слова, дети выполняют определенные действия.
Ведущий: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Вы хотите поиграть,
Где живёт вода узнать?
Дети: Да!
Ведущий:
Нам не будет скучно.
Я – ваша мама-Тучка,
А вы все покружитесь
И в капли превратитесь!
Под «волшебную» музыку дети кружатся, «превращаясь» в капли.
Мама-Тучка посылает
Вас на землю погулять.
Напоить животных нужно
И растения поливать.
Вы играйте, развлекайтесь
Веселитесь, радуйтесь,
А потом все возвращайтесь
И сильно там не балуйтесь! (Звучит музыка дождя)
Капельки весёлые
Начали играть,
По земле и травке
Прыгать и скакать.
Дети вприпрыжку бегают по залу врассыпную под веселую музыку.
Дождь пролился с неба,
Рада Тучка-мать,
Но в одиночку скучно
Капелькам играть.
Собрались все вместе,
Взялись за руки,
Побежали весело
По лесу ручейки.
Звучит песня «Зазвенел ручей» из мультфильма «Маша и медведь». Дети бегают как ручейки, по 3-4 человека.
А когда все встретились –
Ручеёк..., другой...
Стали наши капельки
Быстрою рекой.
Звучит нежная музыка. Дети изображают реку, встают все друг за другом в одну цепочку и бегут «змейкой».
Плыли с речкой капельки
К нам издалека,
И попала в озеро
Быстрая река.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, качают руками.
Не успели капельки
Наши оглянуться,
Тучка им велела
Всем домой вернуться.
Солнышко пригрело ,
Стало им легко.
Испарились капельки
В небо – высоко! (Дети поднимают руки вверх, меделенно кружатся)
Капельки теперь опять
Превращаются в ребят.
Звучит волшебная музыка, дети останавливаются.
9. Подвижная игра «Бармалей»
Для детей старшего дошкольного возраста
Выбирается водящий – Бармалей. Он стоит в середине круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят:
Дети:
Не ходите, дети, в Африку гулять,
А не то вас может Бармалей догнать!
Он по Африке всё ходит,
На детей тоску наводит.
Дети останавливаются.
Бармалей:
Я разбойник очень злой,
Не шутите вы со мной! (топает ногой).
Дети:
Ты детишек не пугай,
А скорей нас догоняй!
Бармалей догоняет детей. Те, кого поймали, садятся на скамейку. Игра проводится 2-3 раза со сменой водящего.
10. Подвижная игра «Муха-Цокотуха»
Для детей старшего дошкольного возраста
Выбирается водящий – Муха Цокотуха. Дети строят большой круг. В середине круга ходит Муха-Цокотуха и машет платком. Дети произносят слова.
Дети:
Как на Мухин день рожденья
Приносили поздравленья (Дети хлопают в ладоши).
Бабочка, пчела, букашки,
И комар, и таракашки. (Дети загибают пальчики)
Вдруг явился паучок,
Нашу Муху уволок.
Как только заканчиваются слова, Муха встает между детьми, около которых она остановилась. Эти двое выходят из круга, разворачиваются друг к другу спиной. Муха поднимает платок.
Дети:
Раз, два, три – беги!
Дети бегут по кругу в разные стороны, стараясь не столкнуться друг с другом. Кто первый добежит до Мухи и выхватит платок, тот Комар-победитель.
11. Подвижная игра «Дождик и солнышко»
Для детей 3 лет.
Воспитатель открывает зонт, просит детей встать под него. Когда ведущий произносит слова:
Дождик капает с утра,
Гулять хочет детвора.
Дождик всё идёт, идёт,
Гулять деткам не даёт.
Дети стоят пд зонтиком.
Ведущий:
Вышло солнышко опять,
Деткам можно погулять.
Побежали по дорожке
Наши маленькие ножки!
Дети выходят из под зонта, бегают, прыгают.
Ведущий:
Снова дождик капать стал,
Всех детей под зонт позвал.
Поскорей сюда идите,
В луже ноги не мочите!
И так далее.
12. Подвижная игра «Маша и Медведь»
Для детей 4-5лет.
Выбираются двое детей – Маша и медведь. Маша становится в круг, медведь за кругом. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят такие слова:
Маша по лесу гуляла
И медведя повстречала.
Мишка Машу приютил
И домой не отпустил.
Надо Машеньке бежать,
А медведю догонять.
Мы, ребята, если сможем,
Нашей Машеньке поможем.
Раз, два, три, беги!
Дети поднимают сцепленные руки, Маша убегает от Медведя, как «Кошки-мышки». Игра проводится еще 2-3 раза с другим детьми.
13. Подвижная игра «Самолеты»
Для детей 4-5лет.
Дети становятся на одной стороне площадки – это аэродром. Остальная площадка – «небо».
Дети:
Мы садимся в самолеты, (садятся на корточки)
Потому что мы пилоты.
И к полету все готовы.
Нужно завести моторы!
Дети делают вращательные движения руками перед грудью.
Ведущий:
Парашюты вы одели?
Дети: Да!
Ведущий:
Ну, тогда все полетели!
Дети поднимаются, разводят руки в стороны и разбегаются по залу.
Ведущий:
Вижу, вижу неполадку,
Всем внимание! На посадку!
Дети направляются на свою сторону площадки, садятся на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.
14. Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Для детей 4-5 лет.
Выбирается водящий – «лиса», остальные дети «куры». «Лиса» стоит на одной стороне площадки, а «куры» сдят на «насесте»(скамейке) на другой стороне площадки. Все остальное место – двор. «Куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору и произносят слова:
Куры:
Вышли куры с петушками
С золотыми гребешками.
Любят куры погулять,
Свежей травки пощипать.
Ведущий:
Куры зернышки клюют,
А лиса уж тут как тут.
Убегайте на насест,
А не то лиса вас съест!
«Куры» убегают и взбираются на насест, а «лиса» старается поймать «курицу» и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду...
Подвижные игры для детей 5-6 лет в детском саду
Подвижные игры для детей 5-6 лет в детском саду1. ПятнашкиМатериал. Цветная повязка (ленточка).Ход игры. Дети находятся в разных местах площадки (границы ...
Подвижные игры для детей 4-7 лет в детском саду
Подвижные игры для детей 4-7 лет в детском саду...
Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду.
Подвижные игры, как средство оздоровления и закрепления основных движений детей 2-3 лет....
Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду
Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ НА ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Предлагаю вашему вниманию картотеку игр, для проведения Дня здоровья в детском саду. Игры просты в исполнении и весь необходимый инвентарь есть под рукой у всех. Материал полезен воспитателям и инстру...
Картотека "Подвижные игры по сезонам во второй младшей группе детского сада"
Картотека "Подвижные игры по сезонам во второй младшей группе детского сада"...