Рабочая программа "Игровой стретчинг"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Стретчинг»
Возраст учащихся: для детей 6-9 лет,
Срок реализации: 2 года.
Разработчик
Жабко Елена Игоревна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Стретчинг» можно отнести к типу физкультурно-оздоровительных программ, так как дети, занимающиеся стретчингом и ритмической гимнастикой, получают художественное и физическое развитие.
Родители детей 6-9 лет часто озабочены их интеллектуальным развитием, успешностью обучения в школе. Еще в детском саду ребята с неокрепшей костно-мышечной системой вынуждены подолгу сидеть на занятиях. А в школе растет интенсивность обучения за счет увеличения числа дополнительных предметов. Это ведет к нарушению осанки, зажатости позвоночника, возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью походки, не разработанностью стоп. Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Занятия стретчингом, которые представляют собой систему физических упражнений, основанных на статических растяжках мышц тела, позволяют предотвратить нарушение осанки, а также скорректировать некоторые физические недостатки (сутулость, вялая осанка, плоскостопие) путем укрепления мышц живота, спины и ног.
Направленность программы: физкультурно-спортивная. По уровню освоения знаний программа является общекультурной.
Актуальность программы заключается в том, что в результате занятий стретчингом у детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает «мышечная радость», осознанию которой помогают вводимые в занятие элементы ритмики, игровых и современных танцевальных композиций, позволяющих обучить детей культуре движений, пластике жеста. У детей возникает желание продолжать занятие физкультурой в других спортивных кружках или секциях.
В данной программе представлены измененные в виде игры упражнения и танцевальные композиции, способствующие оздоровлению и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкий и понятный детям характер, названия животных или имитационных действий, выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии дается сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
Программа спроектирована, исходя из социального заказа родителей и потребностей учащихся с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения ДДТ, и разработана с учетом требований и в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования, такими как:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей/ Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Протокол № 10 от 03.09.2018 президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
- Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».
Отличительные особенности: Для профилактики различных нарушений осанки, чтобы укрепить связочный аппарат позвоночника, рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями, укрепляющие и поддерживающие позвоночник, мышцы спины и живота. Но психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравиться. Познавательный интерес – самый лучший стимул для занятий, он помогает детям развиваться по-настоящему творческими личностями и даёт возможность получать радость от любых занятий.
Содержание усложняется на 2 году обучения за счет увеличения нагрузки на разные группы мышц на занятиях.
Адресат программы:
Программа рассчитана на всех детей 6-9 лет, при отсутствии у них медицинских противопоказаний, на основании медицинской справки.
Цель программы: развитие физической активности детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Обучающие
- Учить умению контролировать напряжение и расслабление мышц своего тела
- Обучить навыку удержания правильной осанки.
- Научить работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи: электронная почта, группа объединения в социальной сети.
- Научить работе с интернет - ссылками, делать скриншот страницы.
Развивающие
- Развивать силу и выносливость мышц, гибкость, пластичность, координационные способности.
- Развить собственный интерес к занятиям физической культурой.
Воспитательные
- Способствовать формированию адекватного представления о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности;
- Создавать условия для формирования творческой личности и интереса к здоровому образу жизни.
- Способствовать формированию адекватного отношения к конфликтам в группе и умение их преодолевать.
Задачи на 1-ый год обучения:
Обучающие
- Учить умению контролировать напряжение и расслабление мышц своего тела.
- Обучить навыку удержания правильной осанки.
- Научить работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи.
Развивающие
- Развивать силу и выносливость мышц, гибкость, пластичность, координационные способности.
- Развивать музыкально-ритмические навыки.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к движениям под музыку, к творческой деятельности.
- Воспитывать ценность дружеского участия на занятиях стретчингом.
- Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
- Воспитывать веру в свои силы.
Задачи на 2-ой год обучения:
Обучающие
1. Учить умению контролировать напряжение и расслабление мышц своего тела.
2. Обучить навыку удержания правильной осанки.
3. Научить работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи: электронная почта, группа объединения в социальной сети.
4. Научить работе с интернет - ссылками, делать скриншот страницы.
Развивающие
1. Развивать силу и выносливость мышц, гибкость, пластичность, координационные способности.
2. Развить собственный интерес к занятиям физической культурой.
Воспитательные
- Способствовать формированию адекватного представления о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности;
- Создавать условия для формирования творческой личности и интереса к здоровому образу жизни.
- Способствовать формированию адекватного отношения к конфликтам в группе и умение их преодолевать.
Условия реализации программы.
Условия набора и формирования групп. Приём осуществляется без предварительного просмотра детей, 6 - 8 лет на первый год обучения, 6 - 9 лет на второй год обучения, программа доступна всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой, на основании медицинской справки. Так же допускается дополнительный набор обучающихся на второй год обучения, который проводится по результатам входного контроля. Для первого, второго годов обучения разработан входной контроль с учетом необходимых знаний, умений, навыков.
Объем и срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, всего 288 часа.
1 год обучения: 15 человек, 2 раза в неделю, 144 часа;
2 год обучения: 12 человек, 2 раза в неделю, 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса Программа реализуется в соответствии со Стандартом безопасной деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы, в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (C0VID-19) для учреждений дополнительного образования, администраций районов Санкт-Петербурга за исключением образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного образования.
Программа обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований САНПИН 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. продолжительность учебной нагрузки на занятии для учащийся с нарушением опорно-двигательного аппарата НОДА (сколиоз) Продолжительность занятий определяется образовательной программой в академических часах в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями учащихся и нормами СанПиН. С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации длительность занятий для детей с 6-8 лет – 35 минут, с 9 и старше 40 минут. После 35-40 минут теоретических занятий делается перерыв не менее 10 минут, Обучаясь по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе учащийся с нарушением опорно-двигательного аппарата НОДА (сколиоз) при сохранном интеллекте получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников и в те же календарные сроки.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся, на всех занятиях проводятся физкультурные минутки и гимнастика для глаз по рекомендуемым санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Формы организации деятельности учащихся:
1 .Групповая - организация работы в группе.
2. Индивидуально - групповая - чередование индивидуальных и групповых форм работы.
3. В подгруппах - выполнение заданий малыми группами.
4.В парах - организация работы по парам.
Формы проведения занятий:
Основной формой работы по данной программе является игровое занятие. Так же используются: тренинг, тестирование, мастер-класс, открытое занятие перед родителями в I и во II полугодиях каждого года обучения), а во время каникул – праздник, экскурсия, электронное и дистанционные обучение.
При дистанционном/электронном обучении:
- Теоретическое занятие (устное изложение материала по какой-либо теме), такое занятие в системе дистанционного обучения представляет собой файл с заданиями педагога/образовательный интернет-ресурс с необходимым учебным материалом, который учащийся должен изучить самостоятельно.
- Практическое занятие - самостоятельная работа (форма занятий учащихся без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время). Учащиеся работают самостоятельно с предложенными информационными образовательными ресурсами, с обучающими программами, тестами.
При этой форме обучения вся передача информации происходит по электронной почте, через информационные коммуникационные сети.
График проведения оценочных мероприятий и домашнего задания при дистанционном и электронном обучении: Контроль домашнего задания осуществляется по окончанию изучения темы.
Возможна работа с использованием в учебном процессе электронных, дистанционных образовательных технологий, социальных сетей, электронной почты, электронных образовательных ресурсов.
Материально - техническое оснащение программы.
Для реализации программы необходимо просторное помещение, музыкальный центр, коврики по количеству детей, стулья, атрибуты для подвижных игр, аудиозаписи на электронных носителях.
При дистанционном/электронном обучении:
- Средство электронной связи (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон)
Для осуществления учебного процесса в классе имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по противопожарной безопасности. Класс соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения.
Кадровое обеспечение:
Для реализации данной программы необходим педагог дополнительного образования с высшим профессиональным образованием.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия по данной образовательной программе состоят из следующих частей:
-Разминка и дыхательные упражнения (около 5-7 минут)
-Тренинг различных групп мышц (около 20 минут)
-Релаксация (дыхательные упражнения или пальчиковая гимнастика) (3-5 минут)
-Подвижные игры и рефлексия (5-7 минут).
Группы комплектуются как одновозрастные, так и разновозрастные с учетом пожеланий учащихся. На обучение по программе могут быть приняты учащиеся младше или старше заявленного в программе возраста (по результатам входного контроля).
Программа является вариативной. Педагог может менять последовательность разделов и тем программы, вносить корректировку в ее содержание.
Данная программа имеет практико-ориентированный характер.
Мероприятия по развитию учащихся проходят в рамках учебного процесса в виде экскурсий по Дому детского творчества, в музее учреждения, совместных занятий с родителями. Вне учебного процесса мероприятия по развитию учащихся проходят согласно плану воспитательной работы с детьми.
При дистанционном обучении взаимодействие педагога и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Планируемые результаты.
К числу планируемых результатов освоения общекультурной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
Предметные результаты – правильное выполнение упражнений, развитие чувства ритма, умение различать напряжение и расслабление мышц тела, части тела и их положение в пространстве.
К концу 1-го года обучения:
1. Предметные результаты
Теоретическая подготовка ребенка:
К концу первого года обучения дети должны знать:
- о правилах поведения на занятии;
- о форме одежды;
- о правильном выполнении упражнений;
- о запрещенных движениях;
- о правилах дорожного движения, правилах пожарной безопасности, правилах поведения в учреждении.
Практическая подготовка ребенка:
В результате освоения программы первого года обучения учащиеся будут
уметь выполнять:
- упражнения стретчинга выразительно и качественно;
- танцевальные композиции, музыкально и ритмично;
- уметь определять напряжение в своем теле, расслабляться, удерживать правильную осанку на занятиях.
- При дистанционном/электронном обучении:
- умение работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи: электронная почта, группа коллектива в социальной сети.
2. Метапредметные результаты
К концу первого года обучения у ребенка улучшатся:
- показатели функций равновесия, гибкости, пластичности, координационные способности;
- способность музыкально и ритмично двигаться.
Учебно-коммуникативные умения (коммуникативные)
В результате освоения программы у детей будут сформированы качества, необходимые для работы в коллективе, умение учитывать чужие интересы и возможности.
Учебно-организационные умения и навыки (регулятивные)
К концу первого года обучения ребенок должен:
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- контролировать своё внимание в течение занятия.
3. Личностные результаты
Организационно-волевые качества
Дети будут стремиться достигать намеченных результатов, приобретать навыки здорового образа жизни.
Ориентационные качества
- У детей появится интерес к движениям под музыку, к творческой деятельности;
- Дети научатся верить в свои силы.
Поведенческие качества
В результате освоения программы у детей будет сформировано понятие ценности дружеского участия на занятиях стретчингом.
К концу 2-го года обучения:
1. Предметные результаты
Теоретическая подготовка ребенка:
К концу второго года обучения ребенок
- овладеет понятиями: профилактика сколиоза, плоскостопия;
- получит знания о формировании правильной осанки и о здоровом образе жизни.
Практическая подготовка ребенка:
В результате освоения программы учащиеся будут
- уметь контролировать напряжение и расслабление мышц своего тела на занятии;
- удерживать правильную осанку во время занятия и в жизни.
- При дистанционном/электронном обучении:
- умение работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи: электронная почта, группа коллектива в социальной сети.
- умение делать фотоотчеты.
2. Метапредметные результаты
К концу второго года обучения у ребенка разовьется:
- сила и выносливость опорно - двигательного аппарата;
- функции равновесия, гибкости, пластичности, координационные способности;
Учебно-интеллектуальные умения (познавательные)
Дети приобретут собственный интерес к занятиям физической культурой.
Учебно-коммуникативные умения (коммуникативные)
В результате освоения программы у детей будут сформированы качества, необходимые для работы в коллективе, умение учитывать чужие интересы и возможности.
Учебно-организационные умения и навыки (регулятивные)
К концу второго года обучения ребенок должен:
- выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений, контролировать собственное поведение;
- контролировать своё внимание в течение занятия.
3. Личностные результаты
Организационно-волевые качества
Дети будут стремиться достигать намеченных результатов, приобретать навыки здорового образа жизни.
Ориентационные качества
У ребенка будет сформирован интерес к здоровому образу жизни.
У детей будет сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности.
Поведенческие качества
В результате освоения программы у детей будут сформированы:
- адекватное отношение к конфликтам в группе и умение преодолевать их;
- культура общения и поведения в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moja-prezintacija-1-i5leu_th37m.ppt | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их эмоционального благополучия. Здоровье, как функция успешной жизни, здоровый образ жизни в наше время становятся необходимым условием культурного развития человека. Поэтому, важно начинать формировать привычку к здоровому образу с первых лет его жизни.
Что такое стретчинг? . Стретчинг (англ. Stretching) - это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий. «Игровой стретчинг»- это методика комплексного физического развития и оздоровления детей.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга». Задачи: Обучение детей различным видам «игрового стретчинга». Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственных способностей. Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. Укрепление костно - мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.
Основные принципы стретчинга: Наглядность; Доступность; Систематичность; Закрепление навыков; Индивидуально- дифференцированный подход.
Структура игрового стретчинга Вводная часть - дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Основная часть – обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц.
Заключительная часть- расслабление и релаксация.
Использование игрового стретчинга в работе с детьми: Физкультминутки; Утренняя гимнастика; Гимнастика после дневного сна; Физкультурные досуги; Праздники.
Технология «игрового стретчинга», даёт положительные результаты: Увеличивается двигательная активность детей; Повышается интерес к занятиям физической культуры; Развивается фантазия; Способствует эмоциональному раскрепощению детей; Эффективно влияет на состояние здоровья .
«Игровой стретчинг» способствует: Профилактике плоскостопия; Развитию мышечной силы, чувства ритма, координации движений, выносливости; Формированию правильной осанки; Развитию внимания, памяти, воображения, мышления, творческой и познавательной активности; Развитию музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой; Снижает эмоционально- психические напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по физо с элементами стретчинга "В гостях у Буратино"
занятие сюжетно-игровое на основе сказки "Приключения Буратино".Взанятие включены элементы стретчинг гимнастики, пальчиковые игры....
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...
Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"
Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГУППЫ.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей - сут...