проект " Здоровые глазки- мир в ярких красках"
проект (старшая группа)
Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Выбранный проект «Здоровые глазки- мир в ярких красках» позволит заложить в сознании детей осознанное отношение к своему здоровью и бережное отношения к зрению,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект " Здоровые глазки" | 884.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательский проект
«Здоровые глазки- мир в ярких красках»
Авторы: воспитатель МАДОУ детский сад №132 Евсеева Елена Сергеевна, Старовойтова Анна Сергеевна.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
формировать у детей представление о значении зрения в жизни людей и способах его охраны, сознательное, толерантное отношение к ношению очков.
Задачи проекта:
- сформировать у детей элементарные представления о строении глаза, его функционировании, причинах нарушений зрения, своих зрительных возможностях;
- познакомить с историей очков, их значением в жизни человека, правилами обращения;
- научить получать знания в ходе различных видов деятельности;
- научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам;
Ожидаемый результат:
- сформировавшиеся знания у детей об основных органах чувств человека — глазах;
- устойчивое осознанное поведение детей по охране органов зрения.
Формы и методы реализации проекта
1.Проблемные ситуации.
2.Педагогические наблюдения.
3.Беседы.
4.Консультации для родителей.
5.Совместная организованная деятельность.
6.Оформление информации для родителей
7.Образовательная деятельность
Актуальность проекта
В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие органов зрения. Возраст поступления детей в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Около 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. Учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза, так же огромный вред здоровью глаз ребенка наносят компьютер, телевизор, травмы, инфекции, неблагоприятная экология и многое другое. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Выбранный проект «Здоровые глазки- мир в ярких красках» позволит заложить в сознании детей осознанное отношение к своему здоровью и бережное отношения к зрению, нацелит на правильную организацию рабочего места, познакомит с режимом зрительных нагрузок, с достаточной физической активностью, рациональным питанием, упражнениями для расслабления и тренировки зрительного аппарата.
План реализации проекта
Познавательное развитие
- знакомство со строением глаза при помощи зеркала
- опыт: «какой из органов чувств рассказал о предмете больше?»
- беседа «Что такое косоглазие»
- рассказ и просмотр презентации« Как появились очки»
- рассказ « Какие были и бывают очки»
- рассказ воспитателя «Какие продукты полезны для глаз»
- опыт «Слепой и поводырь»
- беседа «Глаза и настроение»
- ОД «Советы доктора Неболейки»(про глазки)
- Рассказ педагога и просмотр презентаии « Как видят животные»
- Знакомство детей со здоровьесберегающими технологиями для сохранения зрения
Речевое развитие:
- беседа « Как устроен наш глаз»
- беседа « Стоит или не стоит стесняться носить очки?»
- беседа «Очки –наши помощники»
- беседа «Слепые люди»
- беседа «Почему портится зрение»
- беседа «Как ухаживать за своими глазками»
- беседа «Роль зрения в жизни человека»
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевая игра «Больница», «На приёме у окулиста»
- Дидактическая игра «Зоркий глаз»
- Дидактическая игра « Полезные продукты»
- Проблемная ситуация « Если в глаз попала соринка»
- Сюжетно-ролевая игра «Оптика»
- игры на развитие зрительного восприятия « Фотограф», «Что изменилось»
- дид/игра «Собери модель глаза»
Физическое развитие:
- Эстафета « Кто больше принесет полезных продуктов»
- Гимнастики для глаз
- Самомассаж для глаз
- Работа с офтальмотренажерами
- Упражнения для профилактики нарушения зрения
Художественно-эстетическое развитие:
- Упражнение «Веселый контур»
- Рисование « Что любят и чего боятся наши глаза»
- Коллаж «Полезные продукты»
- Конструирование «Макет глаза человека»
Чтение художественной литературы:
- А.Барто «Очки»
- Н. Орлова «Ребятишкам про глаза», «Берегите свои глаза», « Про очки», «Телевизор»
- С. Погореловский «Про глаза-глазенки, про глаза- глазища»,
- Н.Крушевицкая «Глаза»
- С.Я. Маршак «Четыре глаза»
- Е.В. Хочинская «Доктор мне очки надел»
- Сказка «У страха глаза велики»
Предметно-развивающая среда:
- Картинки –перевертыши
- Картинки- зрительные иллюзии
- тренажеры для глаз и лабиринты
- игры-путаницы
- игры на развитие зрительного восприятия по типу « Что изменилось», «Найди отличия», «Найди фрагменты картинки» и т.п.
Работа с родителями:
- Памятка для родителей: «Профилактика нарушения зрения у детей»
- Консультация для родителей: «Любопытные факты про зрение»
- Консультация «Лечение заболеваний глаз у детей»
- Консультация « Что такое гимнастика для глаз и для чего она нужна»
- Изготовление книжек-малышек по теме проекта
Приложение
Памятка для родителей
Береги зрение смолоду! Соблюдайте эти несложные правила всей семьей – и причин для обращения к офтальмологу у вас будет куда меньше!
Не читайте "в упор". Книгу держите на расстоянии 40 см от глаз. Это оптимальное расстояние для чтения. Замерьте его и покажите своему ребенку, как именно он должен читать.
Закаляйте ребенка для того, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом. Для глаз хороши все виды спорта, исключающие травмы головы. (Такие травмы могут привести к отслойке сетчатки или повысить риск развития этого заболевания.)
Ешьте полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную рыбу, говядину и говяжий язык, индюшку, крольчатину, морковку, капусту. Из ягод – чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп. Для глаз также полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция (например кальций с витамином D).
Не разрешайте смотреть телевизор малышам до 3 лет – лишь к этому возрасту зрение у детей становится нормальным, равным "единице".
Никогда не читайте в транспорте и не разрешайте делать это детям: постоянно меняющийся фокус плохо влияет на мышцы глаз.
Если у вашего ребенка хорошее зрение, ему необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. При легкой близорукости – каждые 30. (Причем отдыхать нужно не перед телевизором! Лучше подвигаться, сделать гимнастику для глаз.)
Что такое гимнастика для глаз?
Эти упражнения обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.
Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Такую гимнастику для глаз можно представить ребенку в виде игры уже в два года.
Как защитить зрение ребенка?
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка.
Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется. Из каждых 100 детей примерно 90 рождаются с дальнозоркостью, 3 – с близорукостью, 7 – с нормальным зрением.
В развитых странах каждый четвертый – близорукий.
Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей, педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с социальными и бытовыми условиями.
Это такие факторы, как однообразное питание, витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето, нарушение фотопериодичности: длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта.
Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано с особенностями светового режима и питания.
Длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в течение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным освещением, с другой стороны – большая яркость света в период белых ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза. Все это оказывает неблагоприятное влияние на зрение.
Имеет значение и наследственная предрасположенность: дети близоруких родителей также часто близоруки, причем наследуется не дефект зрения сам по себе, а слабость ткани глаза, которая в процессе роста может
растягиваться, нарушая его функции. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья человека.
Близорукость хоть и является болезнью глаз, но, тем не менее, многие авторы отмечают ее прямую связь с общими заболеваниями организма.
«Советы доктора Неболейки (про глазки)»
Цели: систематизировать и углубить знания детей о глазах, как основных органах чувств человека,привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.
Задачи: закрепить знания о правилах по охране зрения,научить гимнастике для глаз, активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи детей, расширять словарный запас: зрачок, радужная оболочка, веки, ресницы,
воспитывать внимательное отношение к незрячим людям,
развивать эмоциональную сферу детей.
Материалы и оборудование: кукла Айболит, схема «Строение глаза», «Гимнастика для глаз», картинки, на которых нарисованы различные ситуации, картинки с изображениями орла, совы, зайца, силуэт бабочки, мнемотаблица «5 помощников», альбомный лист, клей, тряпочки, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: К нам в гости пришел доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята! А вы знаете 5 помощников, которые помогают человеку общаться с окружающей средой?
Дети (рассказывают с опорой на мнемотаблицу):
Кожа – узнаем, какие предметы на ощупь, уши – слышим звуки,
нос – чувствуем запахи, глаза – видим окружающее, язык – узнаем на вкус.
Айболит: Правильно. Так у человека складывается представление об окружающем мире.
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Два Егорки живут
возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
Айболит: Посмотрите на мои картинки. Кто здесь изображен?
Дети: Орел, сова, заяц.
Айболит: Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Дети: Орел.
Айболит: Правильно, самое острое зрение у орла. А вы знаете, зачем ему такое зрение?
Дети: Он парит высоко над землей и высматривает себе добычу - мелких животных (мышей, птиц)
Айболит: Кто ночью лучше всех видит?
Дети: Сова. Она днем спит, а ночью охотится. Легко отыскивает мышь в темноте.
Айболит: Зайца называют «косым», знаете почему?
Дети: У зайца глаза расположены сбоку, он видит больше вокруг себя.
Айболит: Глаза – главные помощники человека, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
Повернитесь и посмотрите в глаза друг к другу.
Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, чистые, ясные, веселые и т.д.)
Какого цвета бывают глаза? (голубые, серые, черные, коричневые)
Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (маленький цветной кружок, в середине – черная точка)
-Этот кружок называется радужной оболочкой (от слова «радуга»). У одних он коричневый, у других – серый, у кого-то – голубой. А черная точка в середине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что мы смотрим. Зрачок то расширяется, то сжимается. Так он регулирует количество света.
Айболит: Давайте проверим ваши глазки, поиграем с бабочкой.
Игра: «Бабочка».
Дети, не поворачивая головы, следят за бабочкой только глазами.
Физкультминутка: «Бабочка».
Спал цветок, и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился верх и полетел!
-Молодцы! Как хорошо вы поиграли с бабочкой!
Айболит: Оболочки глаза очень нежные, поэтому их нужно защищать. Что оберегает глаза?
Дети: Глаза охраняют веки с ресницами.
В ветреную погоду человек щурится, и веко прикрывает глаза от пыли.
Глядя на яркий свет, человек невольно зажмуривает глаза. Тогда щелку между веками защищают ресницы.
Во время сна веки закрываются – дают глазу отдохнуть.
Айболит: А зачем человеку - слезы?
(Вовсе не затем, чтобы плакать. Слезная жидкость смывает с глаз пыль и убивает микробов.) Несмотря на то, что глаза сами себя оберегают, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Если человек не заботится о глазах, с ним случаются неприятности.
Есть люди, у которых глаза не видят, незрячие. Они ходят неуверенно, медленно, в руках у них белая палочка. Таким людям нужно помогать: перевести через дорогу, помочь купить лекарство или продукты и т.д.
Айболит: Я принес вам картинки с изображениями разных ситуаций. Найдите, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где – нет.
трет глаза грязными руками;
смотрит телевизор, сидя близко к экрану;
читает, лежа в постели;
читает в транспорте;
моет глаза чистой водой;
Защищает лицо маской при игре в хоккей;
Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор.
Айболит: Глаза надо беречь, для этого надо их подпитывать витаминами. Какие продукты содержат витамины?
Дети: Морковь, лук, петрушка, помидоры, красный перец, черника.
А теперь, чтобы ваши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. В этом нам поможет картинка «Гимнастика для глаз».
-Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повтор 5 раз.
-Поглаживайте веки кончиками пальцев (подушечками) 1 мин.
-Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повтор 5 раз.
-Вытяните руку вперед, смотрите на ноготь пальца, медленно приближайте к носу, а затем медленно отодвиньте обратно. Повтор 5 раз.
-Посмотрите в окно, найди самую дальнюю точку, задержите на ней взгляд. 1мин.
Ребята, давайте составим картинку-коллаж «Правила охраны зрения»
для Айболита, чтобы он научил других детей беречь глаза.
1.Нельзя трогать глаза грязными руками.
2.Нельзя близко смотреть телевизор (не ближе 3 метров)
3.Не читать лежа, в транспорте.
4.Нужно есть продукты, в которых содержатся витамины (морковь, лук, помидоры, черника)
5.Нужно делать гимнастику для глаз
6.Надо оберегать глаза от опасных (колющих и режущих) предметов
«Роль зрения в жизни человека».
Материалы: объемный макет глаза человека и схематическое изображение его строения; таблица «Восприятие цвета человеком и животными.
Ход занятия:
Воспитатель подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне зрачок.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнайте в какой город мы пришли «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят?»
Ответ детей: Глаза!
Воспитатель: Верно, это глаза. И город называется Глазоград.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои глаза через зеркало, а потом просмотреть глаза соседа.
Воспитатель: У людей по два глаза, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и человек не может одним глазом увидеть другой глаз.
Дети рассказывают как выглядят глаза.
Воспитатель: А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?
Воспитатель читает стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
«Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно…
Природа заботливо оберегает наши глаза: они расположены в особых углублениях – глазницах. Глаз закрывается «дверцой», которая называется «веко». Если со лба течет пот, его остановит брови. Ветер несет в лицо пыль – ее задержит реснички. А если пылинки сядут на глаз, то их «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей – «дворников» на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки могут мгновенно захлопнуться.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты человек постоянно рассматривает то, что находится пред его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
Обычно мы можем видеть только переднюю часть глаза. Сам глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи и под веками глазное яблоко покрыто прозрачной пленкой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. Снаружи мы видим белковую и радужную оболочки глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета, а в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, потому что снаружи зрачок у всех людей черного цвета. Под действием цвета зрачок может то сужаться, то расширяться благодаря специальным мышцам. Далее свет проходит через особую прозрачную линзу – хрусталик. Этот хрусталик крепится на специальных мышцах и может изменять свою кривизну – быть выпуклым, плоским или вогнутым. Кривизна хрусталика зависит от того, на каком расстоянии находится рассматриваемый объект. На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток – одни похожи на палочки, а другие на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут делать это только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, но не можем определить их цвета. А если включить свет, то колбочки сразу проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправляемся в творческую лабораторию, а вы, ребята, будете выступать в роли исследователей.
Опыт № 1
Детям предлагается рассмотреть зрачки друг у друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах) и отметить происходящие со зрачком изменения. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в затемненной комнате в течение нескольких минут зрачки расширяются. Воспитатель объясняет что расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать предметы в полутьме.
Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой особых светочувствительных клеток – палочек.
Рассказ воспитателя
Прямо напротив зрачка на сетчатке находится так называемое «желтое пятно», в котором очень много колбочек. Поэтому именно в этой части сетчатки получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда в изображение падает на это место, мы не видим того, на что смотрим.
Опыт №2
Цель: доказать, что при попадании изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.
Материал: карточка, в левом верхнем углу которой нарисован крест, а в правом нижнем – два круга (маленький и побольше).
Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест, а второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляд с креста. В какой – то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Рассказ воспитателя «Как видят животные»
У разных представителей животного мира глаза устроены по – разному. Это связано с тем, что глаза приспособлены к тому окружению, в котором живут их обитатели. Даже растения воспринимают свет, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но эти «глазки» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго – Восточной Азии живет рыба иглобрюх, у которой есть специальные «солнцезащитные очки» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, на яркий свет, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эти ночные птицы видят только в темноте.
Вопрос: Каких специальных зрительных клеток – палочек или колбочек – больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.
А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Например, пчелы не опыляют красные цветы, потому что красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 г. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниточек и установили, что он не различает цвета. Это явление цветовой слепоты изучил английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом, и болезнь неразличения цветов – дальтонизм – была названа его именем.
Беседа о слепых людях
Цель: выявить имеющиеся у детей знания; подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям; формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.
Материалы: комплект кубиков с выпуклыми буквами русского языка (или буквы из магнитной азбуки); платок или шарф.
Воспитатель предлагает детям ответить на ряд вопросов:
— Как называют человека, лишенного зрения?
— Как вы представляете жизнь таких людей?
— Как вы думаете, может ли слепой человек научиться читать? Каким образом?
Воспитатель может рассказать детям о специальном наборе выпуклых букв для слепых людей – шрифте Брайля – и предложить детям с завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с выпуклыми буквами или на примере букв из магнитной азбуки). Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых из – за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности, например, слух. Предложить детям объяснить выражение «слепые люди видят по – своему», а затем ответить на вопросы:
— Как бы вы помогли слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?
— Как бы вы помогли больным людям и инвалидам, если бы были волшебниками?
— Как бы вы помогли им, если бы были изобретателями?
Беседа: «Органы чувств»
Цель: расширить представления детей об органах чувств, рассказать , для чего они нужны.
Наглядный материал: картинка с изображением детей.
Ход занятия:
1. Воспитатель показывает детям картинку с изображением детей:
– Посмотрите на картинку. Расскажите, кто на ней нарисован? (Мальчик и девочка.)
– Внимательно глядя на лицо мальчика (девочки), опишите его (её), составьте словесный портрет.
– У мальчика (девочки) какие глаза? (широко распахнутые, серые, весёлые, большие и др.)
– Какой у него (неё) нос? (прямой, длинный, короткий, картошкой, курносый, большой и др.)
– Какие уши у него (неё)? (маленькие, торчащие, аккуратные и др.)
– А что вы расскажете о губах мальчика (девочки)? (тонкие, пухлые, губы бантиком и др.)
– Какие волосы у мальчика (девочки)? (блондин, брюнет; прямые, волнистые, густые, тонкие и др.)
2. Воспитатель предлагает детям составить портрет своей мамы, своего друга.
3. Воспитатель предлагает детям послушать стихи:
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
– Про что эти стихи? (про глаза, язык, уши, нос, руки)
– Как можно назвать одним словом глаза, уши, язык, нос, кожу? (органы чувств.)
– Как ты думаешь, почему их так назвали? (когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем вкус, трогаем, то познаем окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека, как глаза, уши, нос, язык, кожа, назвали органами чувств.)
Если дети затрудняются ответить, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:
Для чего человеку глаза?
Для чего человеку нос?
Для чего человеку рот?
Для чего человеку язык?
Для чего человеку кожа?
Беседа: «Роль зрения в жизни человека»
Цель: показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений.
Наглядный материал: объемный макет глаза человека или схематичное изображение его строения.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть в зеркале свои глаза, а после этого посмотреть в глаза друг другу.
– У людей по два глаза, расположенных на расстоянии. Человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз.
Ребята рассказывают как выглядят глаза.
Можно загадать детям загадку «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Далее воспитатель спрашивает:
– А зачем человеку глаза?
– Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?
Для большей убедительности можно предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
Рекомендуется использовать стихотворение Орловой Н. «Для чего нужны глаза?»
Рассказ воспитателя:
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на переднем стекле автомобиля. А если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся.
Можно предложить детям с помощью зеркала рассмотреть свои брови, ресницы. Затем предложить медленно закрыть глаза, чтобы увидеть верхнее веко.
Только когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, они постоянно рассматривают то, что находится перед ними. Глаза движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью – конъюнктивой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.
В глазу изображение проходит через хрусталик – особое образование, похожее на линзу. Этот хрусталик крепится на специальных эластичных мышцах и может изменять свою кривизну (быть выпуклым, плоским или вогнутым), чтобы отчетливо видеть то, на что мы смотрим.
На противоположной стороне глазного яблока очень важная оболочка – сетчатка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причем могут это делать только когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек, колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, не зная, какого они цвета. А если включить свет, то трудолюбивые колбочки сразу проснутся и снова примутся за работу, чтобы мы могли определить, какого цвета предметы нас окружают.
Воспитатель предлагает детям провести опыт. Он подчеркивает, что ребята сами будут выступать в роли исследователей.
Беседа: «Глаза и настроение»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств – глазах, рассказать, какое настроение (эмоциональное состояние) передают глаза.
Наглядный материал: картинки с изображением разнообразных эмоциональных состояний детей, маленькие зеркала для каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение:
Умеют они и грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
(Н.Крушевицкая)
2. Воспитатель предлагает детям:
– Посмотрите внимательно в зеркало на свои глаза и подробно опишите их (форма глаз, разрез глаз как расположены на лице, какого цвета (можно описать зрачок и радужную оболочку), какое настроение передают глаза.)
3. Давай поиграем!
Игра «Передай настроение».
По просьбе воспитателя дети изображают при помощи мимики разное настроение: грустное, веселое, сердитое (злое), спокойное, серьезное, удивленное, задумчивое (мечтательное) и пр. один ребенок изображает задуманное настроение, другие дети (или взрослый) угадывают. После того, как настроение угадано, воспитатель спрашивает: когда и почему бывает такое настроение?
Игра «Отгадай настроение по глазам».
Для проведения игры понадобятся картинки с изображением разнообразных эмоциональных состояний (не менее 6 эмоций). Воспитатель закрывает нижнюю часть лица на картинке и просит ребенка отгадать, какое настроение выражают глаза. После того, как ребенок ответит, лицо открывается полностью и проверяется правильность угаданной эмоции.
Беседа: «Как ухаживать за своими глазками».
Цель: формировать правильное и бережное отношение к своему зрению, соблюдать правила для укрепления и сохранения зрения.
Наглядный материал: картинки с изображением разнообразных действий детей.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение:
Береги свои глаза
Чтобы глаза твои, дружок, На яркий свет смотреть нельзя –
Могли на долго сохраниться, Тоже портятся глаза.
Запомни два десятка строк Телевизор в доме есть,
К тебе они взывают со страницы: Но, пожалуйста, не лезь
Глаз поранить очень просто – К самому экрану
Не играй предметом острым! И смотри не всё подряд,
Глаза не три, не засоряй, А передачи для ребят.
Лежа книгу не читай;
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до твоих глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь.
2. Воспитатель показывает картинки:
– Кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка?
– Почему ты так думаешь? (Объяснение ответа)
3. Давай потренируемся (практические упражнения):
Воспитатель учит детей правильной посадке за столом (когда ребенок рисует, лепит, рассматривает картинки в книге и т.д.):
Спина прямая.
Ноги стоят на полу.
Расстояние от стола до груди примерно равна ширине ладони.
Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 40 сантиметров.
4. Составляем вместе «Правила хорошего зрения»:
Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны!
Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге, альбому, тетради!
Смотри по телевизору только самые интересные и полезные детские передачи!
Сиди на расстоянии не менее 2-2,5 м от экрана телевизора!
Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами!
Соблюдай режим дня. Чередуй разные виды деятельности. Регулярно проветривай помещение!
Не три глаза грязными руками! Ухаживай за ними, мой их!
Ежедневно выполняй гимнастику для глаз!
Побольше ешь продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)!
Беседа: «Про очки»
Цель: рассказать детям об изобретении очков и обобщить имеющиеся у них знания о назначении и применении очков.
Наглядный материал: увеличительное стекло, вырезка из газеты с мелким шрифтом, медицинские очки с разной толщиной линз, солнцезащитные очки; по возможности, очки для людей разных профессий.
Ход занятия:
Чтобы активизировать внимание дошкольников, целесообразно использовать загадку:
Что же это перед нами –
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И сиделка на носу. (Очки)
Воспитатель начинает рассказ:
До того, как появились первые очки люди придумали способ увеличивать буквы в книге, прикладывая к ним увеличительное стекло. Известно, что первые очки появились несколько столетий назад – в XIII веке.
– Назовите, в каких целях люди используют очки?
Врач-окулист назначает очки людям, страдающим близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием. Если своевременно обратиться к врачу и выполнять его рекомендации по ношению очков, то зрение может восстановиться достаточно быстро.
Темные очки защищают глаза от яркого света и солнечных лучей. Стекла солнцезащитных очков должны быть коричневого, черного, серого или синего цвета, очки должны удобно и плотно сидеть, чтобы не повредить зрение.
Ночные авиаторы и фотографы носят красные линзы. Для лыжников, летчиков, полярных исследователей и альпинистов выпускают специальные стекла, предохраняющие глаза. Сварщики, стеклодувы, часовщики и люди других профессий также носят специальные очки с особыми стеклами.
Воспитатель может прочесть детям стихотворение А.Л.Барто «Очки», Н.С.Орловой «Отчего портятся глаза (наблюдатели, телевизор, в сумерках)», «Про очки».
Воспитатель продолжает знакомить детей с органами зрения, он говорит:
Очень многие заболевания можно предупредить, если соблюдать все необходимые правила.
Когда мы рассматриваем предмет на близком расстоянии, то мышцы, удерживающие хрусталик, растягиваются, и хрусталик становится более выпуклым. Если постоянно рассматривать предметы, держа их очень близко к глазам, то мышцы ослабнут и разовьется болезнь – близорукость. Мышцы ослабеют при неправильном положении тела во время чтения (например, лежа). А также, при чтении в транспорте, когда во время движения транспорта мышцы то вытягиваются, то сокращаются, постоянно изменяя кривизну хрусталика. Страдающие близорукостью люди не могут хорошо различать предметы, расположенные вдали.
Врачи считают, что близорукость чаще развивается у людей, живущих в городах, в маленьких квартирах, когда у человека нет возможности свободно устремить свой взгляд вдаль, в пространство.
Существует также дальнозоркость, когда люди хорошо видят расположенные вдали предметы и плохо то, что находится рядом. Дальнозоркость чаще всего развивается в пожилом возрасте.
Существуют и другие заболевания глаз. Например, конъюнктивит. Эта болезнь связана с несоблюдением правил гигиены зрения.
А дальтонизм, как и косоглазие, чаще передается по наследству (от родителей к детям и внукам).
Упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению:
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Упражнения
Упражнение «Веселый контур»
Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
«Метка на стекле»
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
«Пальминг»
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
Упражнение «Фотоаппарат».
Группа детей садиться в полукруг. Один ребёнок «фотографирует» — запоминает внешний вид детей, их расположение. Затем ребёнок – «фотограф» выходит. Играющие пересаживаются или меняют внешний вид: прическу, детали одежды. «Фотограф» выясняет, что изменилось.
Упражнение «Слепые фотографы».
Трём «слепым фотографам» предлагается «сфотографировать» несколько предметов – запомнить их. Руками «фотографы» закрывают глаза. Воспитатель перемещает предметы.
Задание: не открывая глаз, разложить три предмета так, как они лежали, и назвать их поочерёдно. Педагог обращает внимание наблюдающих на то, как «спорят» руки «слепых фотографов».
Упражнение «Как упали палочки?»
К столу вызываются 3-5 человек. Воспитатель бросает на стол несколько палочек.
Задание: на счет «три» запомнить, как упали палочки. Затем прикрывает их листом бумаги. Сколько лежало палочек? Четыре? Возьмите четыре палочки и разложите их так же. Готово? Проверьте. Я поднимаю листок на счет «два». Исправляйте ошибки.
Упражнение «Видеоскоп».
По кругу идут одна за другой 2-3 картинки с несложным сюжетом с интервалом в 10 секунд. Картинки проходят 2-3 круга, откладывают в сторону.
— Вспомните первую картинку. Кто расскажет, что запомнил? По команде вы должны вспомнить указанную картинку и думать о ней, вспоминать подробности.
Команды воспитателя для переключения внутреннего видения детей должны даваться большими паузами. Глаза играющих должны быть открытыми.
Упражнение «Скульптуры».
Дети садятся по кругу парами: один – «скульптор», другой – «натурщик». «Скульпторы» садятся спиной к своим«натурщикам».
По первому сигналу (хлопок) «натурщики» принимают определённую позу и придают соответствующее выражение своему лицу.
По второму сигналу (стук) «скульптуры» поворачиваются к своим «натурщикам» и в течении 5 секунд рассматривают их. Затем по сигналу отворачиваются. «Натурщики» быстро изменяют позу. По команде «скульпторы» начинают «лепить» исходную позу и мимику своего «натурщика».
Упражнение на воссоздание определенных цветов спектра.
Дать каждому ребенку три кусочка цветной бумаги или ткани красного, желтого, зеленого цветов.
Задание детям: посмотреть поочередно на кусочки цветной ткани или бумаги и постараться с закрытыми глазами воображать и вспоминать данные цвета, как бы вновь видя их. Предложить детям рассказать о своих ощущениях.
Упражнение «Оживим картинку».
Один ребенок рассматривает картинку с несложным сюжетом (Осень. С деревьев облетает листва. Идет дождь. По улице идет девочка с зонтом, она подходит к лужице, в которой плещутся два веселых утенка. А вдалеке проезжает лошадь с повозкой сена и т.д.) Затем рассказывает всей группе детей содержание, но картину им не показывает.
После окончания рассказа дети должны выстроить эту картинку, оживить ее. Постараться не только изобразить позы героев, но и оживить их помыслами.
Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»
Педагог предлагает детям для рассматривания картину любого жанра (пейзажного, бытового и т.д.)
-Мы будем сегодня учиться представлять себя в другой обстановке. Рассмотрите картину. Затем с открытыми и закрытыми глазами представьте себя в этой картине.
-Что происходит с вами во время путешествия?
-Какие образы приходят вам в голову?
-Где вы сейчас находитесь?
-Что вы видите, слышите?
-Вы путешествуйте одна (один)?
-Есть ли кто-нибудь рядом с вами?
-Разговаривайте вы с ним? О чем?
-Что вы ощущаете, когда идете по этому полю, заросшему васильками и ромашками?
-Что вам хочется сейчас сделать? Сорвать цветок или понюхать его?
-Давайте полежим с вами вот на этой мягкой траве. Расскажите, что вы ощущаете?
-Хочется ли вам уйти с этого места?
-Кого бы вам хотели пригласить на эту полянку? Почему?
Стихи про глаза.
О.Орлов
Для чего нужны глаза?
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас,
На лице есть пара глаз?
Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши,
Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Егор танкистом,
А Филипп — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Ты увидишь все на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на свете звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как построен школьный дом.
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчелах-мастерицах.
И чтоб книгу прочитать
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление,
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит каждому из нас
Нужно пару зорких глаз!
**
Как устроен глаз.
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую,
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей -
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце,
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок,
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок по уже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой -
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
Во дворе
Две подружки рано встали.
Во дворе песком играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок,
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза.
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал — конъюнктивит.
И назначил промыванья,
Капли, мази, прижиганья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить.
Телевизор.
Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм документальный,
И хоккейный матч финальный…
Скоро ночь,
Друзья — не спят,
Смотрят, смотря все подряд!
А после удивляются:
“Как это получается”-
У самого экрана,
Уселись мы удобно.
Все видели подробно…
Но это ж очень странно -
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Все кружиться, качается,
И голова болит!…
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
В сумерках.
Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина,
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мала;
Почитала часик - два,
Разболелась голова,
Все плывет перед глазами,
Налились они слезами,
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки,
Не прочтешь и половину
Строк про девочку Мальвину.
Знают взрослые, и дети
Что читают лишь при свете,
В темноте нельзя читать -
Зренье будет уставать.
Соринка.
Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело -
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз — и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Можно сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
вижу каждую былинку,
Глаз здоров, иду домой.
Про Аллу.
Получила двойку Алла -
Оглушила ревом класс!
Рукавом слезу стирала -
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни Алла сразу:
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом -
Только чистеньким платком!
О сладком.
Всем известно, что Олежка,
Любит сласти – сладкоежка;
И ему запрета нет –
Сколько хочет ест конфет,
Схватит сахара кусок
Или выпьет сладкий сок,
Мед, варенье ест, повидло,
И конца ему не видно…
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течет слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету,
Да и видно стало хуже –
Бедный мальчик только тужит:
«Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму».
У Олега жалкий вид,
А диагноз – кератит.
Если нет в еде порядка,
Увлекаться, если сладким,
Надо всем запомнить впредь –
Можно тяжко заболеть…
Про Галочку
Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка начала учиться,
Девочка хорошая, не должна лениться –
Маленькая Галочка от души старалась,
Над тетрадкой новой низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонилася бочком,
Изгибалась язычком.
Изгибалась, как вопрос,-
Словно пишет даже нос!
Мама Гале говорит:
«Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше!…
Галя с мамой не согласна:
«Я же вижу все прекрасно,
Если сесть иначе,
Не прочтешь задачи».
…Как не слышит Галя маму,
И сутулится упрямо…
Пробежал за годом год –
Галя в пятый класс идет.
Тут родные увидали –
Близорукой стала Галя:
Наклоняясь над книжкой низко,
Видит только то, что близко.
Вдалеке же все не ясно,
Галя щурится напрасно,
И, на первой парте сидя,
Даже доску плохо видит,
Что там пишут не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль.
И врачи сказали: «Жаль,
В этом ты сама повинна,
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко,
Над тетрадкой за столом,
Изгибалась ты крючком,
Вот и стала близорука.
Всем другим вперед наука!»
Операция
Случай был такой когда-то:
На земле лежал патрон;
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он!
Мчится в больницу
Машина с Андреем –
Скорее лечиться!
Скорее! Скорее!
А в больнице – тишина.
Койка мальчику длинна.
Плачет мальчик, очень бледный –
В глаз попал осколок медный!..
А на завтра, утром рано,
Доктор сестрам так сказал:
« Привезите мальчугана,
В операционный зал!»
В зале этом чисто, просто.
Тут лекарством пахнет остро,
Жутко здесь и интересно:
Лампа яркая чудесна,
И у всех на лицах маски –
Необычно, будто в сказке.
Говорит сквозь маску врач:
«Будь мужчиной и не плачь!
Небольшой осколок меди –
Он для глаз очень вреден;
Нужно вам его достать.
Начинаю! Не моргать…»
Много дней в окно палаты,
Бились ветки тополей.
Очень медленно, ребята,
Поправляется Андрей.
Поправляется не сразу –
Глаз больной бинтом закрыт.
Лишь одним здоровым глазом,
На окошко он глядит.
Вспоминает часто он
Злополучный тот патрон.
И, когда, порой ночью,
На глазу блеснет слеза,
Шепчет мальчик: «Буду очень
Я теперь беречь глаза!»
Про глаза и очки.
С плохим, ребята, зрением,
Жить без очков — мучение!
Ты по улице родной,
Ходишь робко, как чужой.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Врач очки назначил Майе,
И при этом ей сказал:
“ Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза “.
Стала Майя говорить:
“Я не буду их носить,
Дети в школе будут часто
называть меня очкастой,
И задразнят первачки:
Зачем очки? Сними очки! “
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать!
И по улице идет –
Всех знакомых узнает.
А в лесу, на речке, в поле -
Настоящее раздолье:
Видишь лодку на реке,
Лес и горы вдалеке;
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу,
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко.
На деревьях видно гнезда,
Ночью в небе – спутник, звезды,
Месяц видно, Млечный Путь,-
Значит, так в очках и будь!
В очках ходить не стыдно,
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Носите без стеснения
Хорошие очки!
Косоглазие.
Вдруг у маленького Славы
Глазки начали косить.
К носу стал смещаться правый,
Что тут делать? Как тут быть?
Доктор Славу осмотрел,
И очки носить велел:
“Такое косоглазие,
Чтоб вас не безобразило,
Вот наше заключение:
Очки – одно лечение “.
Идем в аптеку смело,
Очки купила мама,
На Славу их надела,
И стали глазки прямо!
Береги свои глаза.
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится,
Запомни два десятка строк,
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто -
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя -
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Умеют они и грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
(Н.Крушевицкая)
«Про глаза – глазенки, про глаза – глазища»
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят,
Разглядят – разыщут:
В поднебесье – месяц,
Под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфету,
Как ее не прячь!
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Могут фокус показать
Девчонке и мальчишке:
Вот мы их закрыли –
Сразу стала ночь.
Вот мы их открыли –
Ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Кто там прячется-живет,
Поглядим-поищем.
- Мама, знаешь, кто в твоих?
Это я, родная, в них!
- А в твоих, сыночек, я…
Вот какие мы друзья.
(С.Погореловский)
«Береги свои глаза»
Чтобы глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк, что прочтешь ты на этой странице:
Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до ваших глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
(Н.Орлова)
Доктор мне очки надел,
Чтобы я сквозь них смотрел.
Долго я сопротивлялся,
Потому что я стеснялся.
Но потом сказал со вздохом:
"Может, это и не плохо?"
Ведь теперь я вижу ясно
То, что раньше не видал:
Карандаш за шкафом красный-
А я думал, потерял-
На полу увидел крошки,
Веник взял, и их подмёл,
Затерявшуюся ложку
Наконец-то я нашёл.
Под диваном, возле ножки
Маме я нашел серёжку,
В уголочке на буфете
Обнаружил две конфеты.
Три царапины заметил
Я у брата на руках.
Все-таки полезно детям
Иногда ходить в очках!
(Е.Хочинская)
«Четыре глаза»
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Когда домой он их принес,
Внук оседлал очками нос
И заложил за ушки
Серебряные дужки.
Сквозь стекла Саша посмотрел
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло,
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему. «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Два - такие, как у нас,
А другие про запас!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки
(С.Маршак)
Фотогалерея
Предметно-развивающая среда
Зрительные иллюзии Картинки-перевертыши
Игры и раскраски на развитие зрительного восприятия и внимания
Гимнастика для глаз
Книжки-малышки, изготовленые детьми и родителями
МАДОУ детский сад № и132
Познавательно-исследовательский проект
« Здоровые глазки- мир в ярких красках»
Воспитатель: Евсеева Е.С.
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "здоровые глазки"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:- заинтересовать детей и родителей, показать важность данной проблемы, дать теоретические знания;-обучить родителей практ...
Здоровьесберегающий проект "Здоровые глазки через игры и сказки"
Ведущая идея проекта: Сделать процесс сохранения и улучшения зрения радостным и полезным, заложить в сознании детей положительное бережное отношение к своему зрению. Цель данного проекта -...
Проект "Здоровые глазки - мир в ярких красках"
1 ЭТАП ПРОЕКТАПо доминирующей деятельности: оздоровительно – профилактическое направление.Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.Сроки реализации: три месяца (краткосрочный).Участни...
Экологический проект на тему "Лето в яркие краски одето"
Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений. Полноценное физическое раз...
Летний проект для дошкольников «Лето в ярких красках»
Летний проект для дошкольников «Лето в ярких красках»Разработали: Инструктор по физической культуре Фролова Ю.А., Музыкальный руководитель Сараева Ю.С.Тип проекта: долгосрочныйСрок реализа...