картотека дидактических игр для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

картотека дидактических игр для детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Кому что нужно»

        Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

       Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

       Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

Дидактическая игра              

«Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Дидактическая игра                                                  

«Разложи картинки по порядку»

            Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

          Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

       Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

                      Дидактическая игра              

«Что такое хорошо, что такое плохо»

        Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

        Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

       Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

Дидактическая игра

«Посылка от обезьянки»

        Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

           Материал: посылка с овощами, фруктами

          Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

        Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

        Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

      Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Дидактическая игра

«Угадай на вкус»

           Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

          Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
         
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Дидактическая игра

«Узнай и назови овощи»

       Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя.

      Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

Дидактическая игра

«Если малыш   поранился»

         Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

          Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

         Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

Дидактическая игра

«Правила гигиены»

           Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

          Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Дидактическая игра

«Полезные и вредные продукты»

         Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

        Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

       Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

Дидактическая игра

  «Сделаем куклам разные прически»

         Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

         Материал:  куклы, расчёски, заколки.

        Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

Дидактическая игра                         

«Вымоем куклу»

         Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

       Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

       Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

Дидактическая игра                         

«Таня простудилась»

          Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

         Материал:  носовой платок

         Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Дидактическая игра                         

«Запомни движение»

        Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

      Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

  Дидактическая игра                         

«Подбери картинки»

            Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

         Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

           Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

Дидактическая игра

«Назови правильно»

          Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

          Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

        Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

Дидактическая игра

«Угадай по звуку»

        Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

       Материал:  музыкальные инструменты
      Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

Дидактическая игра

«Угадай по запаху»

        Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

       Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
       Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

Дидактическая игра

«Игра с микрофоном»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал:  микрофон

Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

        Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

Дидактическая игра

«Ты – моя частичка»

             Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

          Материал:  мяч

          Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

Дидактическая игра

«Кто я такой?»

        Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

       Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

       Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

Дидактическая игра

«О чем говорит светофор»

          Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

        Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

       Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Дидактическая игра

  «Если кто-то заболел»

          Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача

        Материал: телефон

      Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

Дидактическая игра

«Источники опасности»

          Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

         Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

         Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

           Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Дидактическая игра

«Игра - дело серьёзное»

           Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

           Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

          Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра

«Что мы знаем о вещах»

         Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

         Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

       Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

Дидактическая игра

«На прогулке»

         Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.

         Материал: иллюстрации, 2 обруча

       Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

Дидактическая игра

«Так или не так»

          Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

        Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

       Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

     Варианты: индивидуально с воспитателем;

несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра

«Убери на место»

         Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

       Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

     Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

       Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

Дидактическая игра

«Сто бед»

          Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

        Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

         Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

Дидактическая игра

«Мы – спасатели»

          Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

          Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

         Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

Дидактическая игра

«Определи растение по запаху»

         Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

       Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

       Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?

Дидактическая игра

«Что где растёт»

           Цель: закрепить знания о том, где растут растения

           Материал:  мяч

           Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

Дидактическая игра

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра

«По грибы»

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

Дидактическая игра

«Кто летает?»

         Цель: развивать слуховое  внимание

   Ход игры: Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей. - Ворона.

- Пчела. - Стрекоза.

- Божья коровка. - Собака.

- Слон. - Кошка.

- Ракета. - Стол.

- Змея. - Облака.

- Орел. И т. д.

Дидактическая игра

«Угадай звук»

        Цель: развивать слуховое  внимание, выделять отдельные звуки в словах 

  Правило  игры: 1.поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

  1. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

Дидактическая игра

«Кем или чем раньше был?»

Цель: развивать внимание, память, мышление.

  1. цыплёнок (яйцом),
  2. лошадь (жеребёнком),
  3. лягушка (головастиком),
  4. бабочка (гусеницей),
  5. ботинки (кожей),
  6. рубашка (тканью),
  7. рыба (икринкой),
  8. шкаф (доской),
  9. хлеб (мукой), и т.д.?

Дидактическая игра

«Где Петрушка?»

         Цель: активизировать в речи предлоги на, за

      Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

   Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Дидактическая игра

«Кто у кого?»

   Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

   Наглядный материал: предмет-ные картинки с животными и их детенышами

    Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Дидактическая игра

«Назови одним словом»

     Цель: учить обогащать предметы одни м словом, обогащать словарный запас.

     Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

   Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Дидактическая игра

 «Используй каждое мгновение»

  Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

   Ход игры: Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

Дидактическая игра

 «Отгадай-ка»

      Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов; развивать умение внимательно слушать товарища

     Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Воспитатель напоминает план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

Дидактическая игра 

«Измени предложение»

          Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

          Ход игры: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

- Лена поливает цветы, Лена и Коля

Дидактическая игра

 «Что изменилось?»

 Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

  Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало
  2. рассказать о месте, где он стоял
  3. на какой звук начиналось название этого предмет

в названии каких еще предметов есть этот звук?

Дидактическая игра

 «Ласковые слова»

      Цель: активизация ласкательных существительных

       Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок и т.д.

Дидактическая игра

«Наоборот»

    Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

   Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Дидактическая игра

«Что из чего сделано?»

       Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Дидактическая игра

«Кто как кричит?»

          Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

          Ход игры:

  1. Вспомните, как подает голос поросенок
  2. Хрю – хрю
  3. Что он делает?
  4. Хрюкает
  5. Как подает голос котенок?
  6. Мяукает?

Дидактическая игра

«Угадай дерево по листу»

      Цель: закрепить название деревьев, развивать умение узнавать и называть дерево.

      Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

      Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

Дидактическая игра

«Прятки»

    Цель: формирование морфологи-ческой стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

     Материал. Мелкие игрушки.

Ход игры:

      Игрушки воспитатель прячет в разных местах, а затем, сообщает: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Дидактическая игра

«Доскажи словечко»

      Цель: учить детей заканчивать фразу, предложение по смыслу, развивать внимание

     Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)

            Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)

Дидактическая игра

«На чем дети катаются»

      Цель: активизировать в речи предлога НА

       Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

      Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.

Дидактическая игра

«Скажи, какой?»

        Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

       Ход игры: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

       Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Дидактическая игра

«Кто больше действий назовёт»

          Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

         Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

           Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

           Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

    Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную.

   Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Дидактическая игра

«Угадай, чей голосок»

      Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

     Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Дидактическая игра

"Закончи предложение"

         Цель: употребление сложно-подчинённых предложений

Ход игры:

· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Дидактическая игра

"ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ"

       Цель: активизировать глаголь-ную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход игры: Водящий отходит в сторону, играющие договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактический игр для детей среднего возраста

В данной работе подобранны дидактические игры познавательного характера, математические и игры по развитию речи. Игры подобранны по тематике и месяцам. Ориентированны на детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр для детей 5 - 6 лет

Особенно серьёзное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задач...

Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

Картотека дидактических игр  для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей группы с общим недоразвитием речи

Картотека дидактических игр для детей группы с общим недоразвитием речи...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...