Особенности применения психогимнастики в ДОУ как элемента здоровьесберегающих технологий.
статья

Особенности применения психогимнастики в ДОУ как элемента здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Все дети разные и каждый уникален.

 Особенности применения психогимнастики в ДОУ как элемента здоровьесберегающих технологий.

        Здоровье – важнейший и необходимый элемент в развитии ребенка. Физическое и психологическое здоровье – это фундамент, на котором строится гармоничное развитие и гармоничная личность. А если этот фундамент плох, то и дом не построить. Поэтому в  своей работе я регулярно использую здоровьесберегающие технологии. Каждое утро мы обязательно начинаем с утренней зарядки, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, упражнения под ритмичную музыку. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. Ежедневно мы делаем дыхательную, артикуляционную и пальчиковые гимнастики. Также деткам очень нравятся физкультминутки. Их мы знаем много и с удовольствием используем. Часто применяем гимнастику для глаз. Засыпают ребята обязательно под тихую спокойную музыку. Хождение по массажным коврикам и гимнастика после сна являются обязательными ритуалами после пробуждения. Закаливающие процедуры также являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую гибкий подход к детям. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей. Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма. И, конечно же,  ни одна прогулка не обходится без подвижных игр. Мы с ребятами очень часто проводим беседы о важности и необходимости здорового образа жизни, здоровом питании, важности гигиенических процедур. Такие же беседы и консультации проводятся с родителями.                                                                                                                                                  Все дети разные, и каждый ребенок уникален. Кто – то легко идет на контакт и находит общий язык со сверстниками и взрослыми, а кому – то необходимо помочь. Поэтому я все чаще в своей работе стала использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, овладение навыками управления своими эмоциями, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей. Элементы психогимнастики помогают детям раскрыться, побороть свои страхи и застенчивость. Также психогимнастика помогает в работе со вспыльчивыми детьми и непоседами, с детками с чрезмерной утомляемостью и истощаемостью. Таким образом, психогимнастика помогает выработать у ребенка положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброту и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность, тревожность), ребенок эмоционально раскрепощается. Но я ни когда не использую психогимнастику как курс занятий, а лишь включаю ее элементы в повседневную жизнь нашей группы.                                                                                           Уточню, где и как я использую психогимнастику.                                                         1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.                                                                                        2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)                                                                                        3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию. Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.                                        4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.                                                                                                              В своей группе я очень часто использую элементы психогимнастики. Детям очень нравятся игры на развитие внимания и памяти. Особенно детям нравятся игры «Зеваки» и «Повтори за мной». Очень часто дети играют в игру «Запретный номер». Во время прогулки дети часто выбирают игру «Белые медведи». Помимо игр мы используем этюды. Они предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с истощением нервной системы, возбудимостью, страхами, истерическими реакциями. Стоит отметить, что в проигрывании этюдов не используются какие – либо атрибуты. Все строится исключительно на фантазии играющих. Детям очень нравится этюд « Насос – мяч» и «Качели»
        В настоящее время в дошкольных учреждениях психогимнастику, её элементы педагоги используют довольно редко. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31

Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих  технологий....

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме "В гостях у Светофора" с применением элементов здоровьесберегающих технологий (психогимнастики и игрового стречинга)

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме "В гостях у Светофора" с применением элементов здоровьесберегающих технологий (психогимнастики и игрового стречинга...

Квест-игра "Путешествие в подводный мир" с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

Веселое развлечение подойдет детям группы компенсирующей направленности от 5 до 7 лет. Оно направлено на закрепление и расширение представлений детей о разнообразии подводного мира....

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей...

Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медиц...

Психогимнастика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОО

Одним из эффективных видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является психогимнастика....