"Здоровьесбережение".
материал

Кравченко Марина Ивановна

Представлены проекты, направленные на укрепление здоровья детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

«Литотерапия

 или

 Волшебные камни».

в старшей группе компенсирующей направленности

Воспитатель: Кравченко М.И.

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя- с 04.10 по.08.10)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность темы: Древняя легенда гласит, что когда планета Земля только появилась, небо было каменное. Оно защищало и охраняло наш молодой и хрупкий мир. Но на Землю вторглось зло и раскололо небо на мелкие осколки. Осколки просыпались самоцветами и камешками. С тех пор, каждый камень, являясь осколком того каменного неба, может нас защищать, добавлять здоровья и силы, помогает стать умнее и добрее. Нужно только уметь правильно с ним обращаться.

Литотерапия в переводе означает «лечение камнями». Это один из современных, доступных и эффективных методов в работе с дошкольниками. Камни нравятся детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, приятные по ощущениям, поэтому с ними можно с удовольствием играть и заниматься.

Технология литотерапии способна решить проблемы познавательного и эмоционального развития старших дошкольников. Данная проблема является очень актуальной, поскольку будущие первоклассники часто испытывают тревожность в связи с предстоящим поступлением в школу и нуждаются в специально организованной работе по развитию отдельных психических процессов.

Данный проект направлен на развитие у дошкольников логического мышления, памяти, воображения, мелкой моторики, речи, коммуникации, тактильных ощущений, а также расслабление, снижение агрессивности, тревожности и страхов.

Цель проекта: развитие познавательной и эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о камнях, их свойствах;

2. Познакомить дошкольников с приемами рисования на камнях.

Развивающие:

1. Развивать познавательно-психические процессы дошкольников;

2. Развивать эмоциональную сторону детской личности;

3. Развивать социально-коммуникативные качества детей;

4. Развивать творческие и речевые способности дошкольников.

Воспитательные

1. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап.

• Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме «Камнетерапия».

• Разработка проекта по реализации задач в процессе совместной деятельности по теме «». Составление плана реализации проекта.

• Подбор методической и художественной литературы, подбор наглядного материала, дидактических игр, музыкального сопровождения, создание картотеки пословиц и поговорок о камнях, пальчиковая гимнастика.

• Работа с родителями- Консультация для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер старших дошкольников»

Основной этап.

 Беседы; ситуативные разговоры; рассказы детей; чтение художественной литературы с последующей беседой; рассматривание иллюстраций, фотографий с развивающим диалогом; просмотр презентаций, мультфильмов; подвижные, дидактические игры; упражнения творческого характера; пальчиковая гимнастика.

Заключительный этап.

Анализ и обобщение результатов работы по познавательно-творческому проекту «Литотерапия или Волшебные камни».

Итоговое мероприятие: КЭСТ «Удивительный мир камней»

Презентация проекта: Фотовыставка «Мы играем в камешки».

Формат:

-индивидуальное занятие

- занятие в микрогруппах

- подгрупповые занятия

- консультация

Методы работы на занятиях:

  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные игры
  • Пальчиковые игры
  • Сказкотерапия
  • Арт-терапевтические техники
  • Телесно-ориентированные техники
  • Физкультминутки, самомассаж.

Принципы организации занятий:

  • Последовательность
  • Комплексность
  • Системность
  • Смена видов деятельности
  • Включенность и активность

План реализации проекта:

1. Беседы: «Какие бывают камни»; «Как рождаются камни»; «Зачем живым существам нужны камни»; «Простые и ценные камни»; «Камень – друг или враг»;

2. Презентация: «Камни в природе».

3. Игровая программа по ознакомлению с окружающим :«Путешествие в королевство камней»,

4. ООД по художественному творчеству: рисование на камнях «Планеты солнечной системы»;

5.Чтение художественной литературы: сказка И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки».

6. Психогимнастика «Гора и камни».

7.Дидактические игры: «Разложи камни», «Найди такой же», «Найди лишний», «Найди недостающий», «Какой камень спрятался», «Графический диктант», «Песочные прятки», «Парк аттракционов»

8. Опытно-экспериментальная деятельность:  «Твердость камня», «Теплый – холодный, «Тонет – не тонет».

9. Самомассаж.

10.Пальчиковая игра: «Мальчик строит дом».

11.Подвижные игры: «Найди пару», «Поменяйся местами», «Ювелиры».

12. Сюжетно –ролевая игра: «Мы геологи»

13. Пословицы и поговорки о камнях.

Предполагаемый результат:

1. У детей повысится уровень развития воображения, речи, мелкой моторики;

2. У ребят уменьшится проявление агрессивности и тревожности.

3. Дошкольники будут активнее взаимодействовать друг с другом.

Список литературы:

1. Зайцева А. А. «Роспись по камешкам»- М.: Эксмо, 2011.

2. Запольских О. Л. Мастер-класс «Литотерапия - как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» [Текст] //Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). —Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 27-29.

3. Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.

4. Пляскина Е. П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы".http://festival.1september.ru/articles/632028/

5. Черняева А. В. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ».

6. Черняева А. В. «Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве» – статья.

7. Черняева А. В. «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет»Издательство: Учитель, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...