ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способствующие оздоровлению детей, укреплению их нервной системы. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal_yanvar_23.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Купание, игры и развлечения на воде – являются одним из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют оздоровлению детей: укрепляют их нервную систему, мышечный каркас и способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и умению им управлять. Поэтому в детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной.
В связи с этим основными задачами процесса обучения становятся:
формирование навыков плавания;
воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека;
укрепление и охрана физического здоровья детей.
Рассматривая бассейн как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ - плавание мы рассматриваем как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Для его приобретения применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде, представляющий собой соединение изученных упражнений.
Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений (для этого необходим хороший демонстратор, лучше всего сверстник, в совершенстве владеющий этими движениями или действиями), а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.
Словесные методы включают - объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с детьми младшего дошкольного возраста словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания: необходимо использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.
Практические методы – это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.
В данной иерархии методов обучения плаванию ведущее место занимает игровой метод. Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению. Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии нужно предлагать им выполнять разнообразные упражнения.
Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны инструктором по физической культуре. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).
Ознакомление с новым учебным материалом необходимо проводить на суше, поскольку, во-первых, время пребывания детей в воде ограничено, во-вторых, водная среда чрезвычайно их возбуждает, что приводит к рассеиванию внимания и восприятия незнакомого материала. Но не стоит забывать, что злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания, поэтому целесообразно предлагать детям 2–3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.
Итак, инновационными методами, применяемыми в детском саду для занятий на суше, являются:
элементы йоги на занятиях по физической культуре детей дошкольного возраста (детская йога отличается тем, что все упражнения выполняются в игровой форме);
музыкально-ритмические упражнения в обучении плаванию дошкольников; ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные). Выполняемые под эмоциональную ритмическую музыку, систематические занятия ритмикой повышают двигательную активность детей, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности, помогают ориентироваться в пространстве;
фанк-аэробика – для этого вида занятий характерна особая техника движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук, акцентируется на танцевальности и эмоциональности движений.
Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. Не всегда дети сразу усваивают правильное выполнение нового движения, поэтому его нужно демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.
Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко, без напряжения. Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей в виде рассказа, беседы, объяснения, своевременного замечания, которые стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.
Большое место в мышлении ребенка занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться, они помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно.
Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию, как: аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание, синхронное плавание.
Аквааэробика – это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде.
Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики и хореографии
Гидропластика позволяет выполнять движения в воде более медленно, плавно и ритмично.
Фигурное плавание представляет собой составленные из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде.
Синхронное плавание – один из видов сорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.
Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о том, что объем физических нагрузок и последующее их увеличение и усложнение под силу детям и помогают приобрести уверенность в своих силах и развивают плавательные навыки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....
Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...
Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....
Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольн...
"Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, статья на тему "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста"...