Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет «Мы - чистюли»
проект (младшая группа)

Петрова Елена Львовна

Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к аккуратности, чистоте и порядку. Особое внимание надо уделять детям от 2 до 3 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная  д.7А

Телефон 8 (49624) 6-21-76

Проект

по формированию

культурно-гигиенических навыков

у детей 2-3 лет

«Мы - чистюли»

                                                  Воспитатель - Петрова Е.Л.                                                                          

2020-2021 г.

Название проекта: «Мы - чистюли»

Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков

Актуальность: Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к аккуратности, чистоте и порядку. Особое внимание надо уделять детям от 2 до 3 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Цель проекта: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи проекта: 

  • Способствовать формированию у детей представлений  о правилах личной гигиены и осмыслению необходимости их соблюдения.
  • Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными, приучать следить за своим внешним видом.
  • Познакомить с алгоритмом выполнения культурно – гигиенических навыков.
  • Формировать навыки культурного поведения за столом;
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно - гигиенических навыков.
  • Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, здоровье-сберегающий, групповой,  долгосрочный.

Участники проекта: Дети 1 мл. гр., воспитатель - Петрова Е.Л., родители.

Продолжительность проекта: октябрь 2020 г. - март 2021 г.

Гипотеза: Формирование культурно-гигиенических навыков-первый шаг к освоению детьми здорового образа жизни.

Объект проекта: Культурно-гигиенические навыки и умения детей

Обеспечение проекта:

Методическое: Педагогическая, методическая, детская художественная литература.

Диагностическое: Дидактический материал, иллюстрации, пособия

Материально-техническое: Сюжетные и дидактические игрушки, игры и материалы.

Развивающая среда: Соответствующие условия для формирования культурно-гигиенических навыков:

Интегрируемые  виды деятельности:

  • Игровая (сюжетные, дидактические, пальчиковые, игры-инсценировки);
  • Познавательно-исследовательская (рассматривание иллюстраций, плакатов, наблюдения за объектами);
  • Продуктивная деятельность (освоение культурно-гигиенических навыков);
  • Коммуникативная (беседы, рассказы);
  • Двигательная (пальчиковые, подвижные игры);
  • Музыкально-художественная (слушание музыки, просмотры презентаций, мультфильмов, разучивание песен, потешек, стихов);
  • Чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций);

Работа с родителями:

  1. Индивидуальные беседы по теме проекта
  2. Консультации:
  • «Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
  • «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
  • «Как привить детям культурно гигиенические навыки»
  • «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»,

3. Анкетирование в начале и в конце проекта.

4. Выставка литературы (художественной и методической).

5. Родительское собрание на тему: « Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

Ожидаемые результаты:  

Овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:

  • Дети самостоятельно моют руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирают лицо и руки полотенцем;
  • Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых;
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
  • Во время еды дети правильно держат ложку, кушают самостоятельно, аккуратно;
  • При небольшой помощи взрослого, в определенном порядке снимают и правильно надевают одежду, обувь (расстегивают и застегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); аккуратно складывают снятую одежду;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Анализ литературы и оснащение материально технической базы.

2 этап - Составление перспективного плана работы.

3 этап - Выполнение плана.

4 этап - Оценка результатов проделанной работы с детьми

5 этап - Развлечение для детей «Чистые ладошки»

Реализация проекта: 1 этап - Подготовительный

задачи

мероприятия

сроки

ожидаемый результат

Определить цели и задачи проекта

Наблюдения за детьми, проведение мониторинга и выявление проблемы

Октябрь

  1. Сформулировать проблемные вопросы.
  2. Изучить и проанализировать опыт педагогов и методическую литературу по данной теме.
  3. Подобрать и проанализировать детскую художественную литературу по данной теме.
  4. Подобрать дидактические, сюжетные, театрализованные, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта.
  5. Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми.
  6. Разработать консультативный материал для работы с родителями.
  7. Приобрести наглядный материал: плакаты, иллюстрации.
  8. Подобрать музыкальный материал и мультфильмы по теме проекта.
  9. Пополнить развивающую среду группы: дидактическими играми и материалами, сюжетными игрушками и атрибутами для закрепления к.г. навыков  
  10.  Разработать систему мероприятий по формированию к.г.навыков

2 этап - Основной

задачи

мероприятия

сроки

ожидаемый результат

Сформировать у детей первоначальное представление о личной гигиене.

Беседы с детьми о правилах культуры гигиены, о поведении за столом

В течение года

У детей формируется потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни

Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К.Г.Н.

В течение года

Вызвать у детей желание выглядеть чистыми и опрятными

Учить внимательно, слушать, отвечать на вопросы по содержанию, формировать интерес к художественной литературе

Чтение художественной литературы в режимные

моменты по теме проекта

В течение года

Вызвать желание подражать хорошему примеру положительных персонажей

Развивать память, учить рассказывать небольшие стихи с выражением.

Рассказывание и разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.

В течение года

Посредством стихов и потешек закрепить знания о пользе культурно-гигиенических процедур

Закреплять и развивать к.г.н. и навыки самообслуживания в игре, учить выполнять простые игровые действия, подражая взрослым

Сюжетно - ролевые игры по теме проекта

В течение года

У детей появится потребность в закреплении культурно - гигиенических процедур с куклами или другими персонажами.

Формировать интерес к книге, вызвать желание подражать положительному примеру

Оформить книжный уголок «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам»

февраль

У детей появится желание рассматривать книжки, обсуждать персонажей, пересказывать кратко знакомые события из книг

Развивать интерес к просмотру мультфильмов по теме проекта

Просмотр мультфильмов по теме проекта

В течение года

Закрепляются понятия  что хорошо и что плохо, как надо поступать и как нельзя.

Учить рассматривать иллюстрации, замечать детали.

Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме

В течение года

Научить узнавать культурно-гигиенические процессы на картинках и называть их

В игровой форме формировать культурно-гигиенические навыки

Игровые ситуации по соблюдению К.Г.Н.

В течение года

Развивается потребность в овладении и соблюдении навыков гигиены и опрятности в быту

Формировать и закреплять знания о пользе культурно-гигиенических процедур

НОД по КГН.

В течение года

Развитие у детей познавательного интереса о здоровом образе жизни

Развитие музыкального восприятия

Прослушивание и заучивание песен по теме проекта

В течение года

Развивается интерес к музыкальной деятельности, накапливается опыт музыкальных впечатлений

Развитие художественного творчества

Рисование и лепка по теме проекта.

В течение года

Развиваются навыки изобразительной деятельности, мелкая моторика вызвать желание изображать гигиенические принадлежности

Формировать у родителей интерес к сотрудничеству с МДОУ

Провести анкетирование для родителей по развитию у детей КГН.

Октябрь

 и

Март

Вовлечь родителей в работу по реализации проекта

План работы по формированию культурно-гигиенических навыков:

        Содержание работы

Срок исполнения

Сит. беседа «Как вести себя за столом»

Цель: Формирование столового этикета

Ежедневно

 Дид. игра «Маша в гостях у детей»

Цель: Приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом.

Сюжетная игра «Уложим куклу спать»

Цель: Помочь детям создать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия

Ноябрь первая неделя

Дидактическое упражнение « Умоем куклу Катю»  

Цель: Закрепить последовательность умывания, названия гигиенических предметов.

Сюж. игра «В гостях у куклы Маши»

Цель: Учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены; активизировать речь детей; помогать детям налаживать взаимодействие в игре

Дид. игра «Угостим кукол»

Цель: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ноябрь третья неделя

Чтение стихов и потешек о культуре гигиенических навыков. Разгадывание загадок.

Ежедневно

Дид. игра «Чего не стало?»

Цель: Развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены.

Сюжетная игра  «Стирка кукольного белья»

Цели: Способствовать становлению сюжетно игры с куклами

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Декабрь первая неделя

Дид. игра «Чистые ладошки»

Цель: Формировать навыки личной гигиены. Учить детей последовательно мыть руки, 

Игровая ситуация «Купание куклы»

Цель: Учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены;

Чтение К Чуковский «Федорино горе»

Декабрь вторая неделя

Чтение стихотворений о культуре гигиенических навыков

Ежедневно

Дидактическая игра «Угостим кукол чаем»

Цель: Учить правильно, ставить чайную посуду на стол (последовательность)

Рассматривание картины «Мама купает ребенка»

Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены; активизировать речь детей

Дид. игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: Формировать у детей представления об одежде, умение выполнять предметно-игровые действия.

Декабрь третья неделя

Просмотр мультфильмов и слушание песен по теме

Раз в неделю

Дидактическая игра «Маша обедает»    

Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий; приучать к аккуратности;

Рассматривание сюжетной картины «За обедом»

Цель: Закреплять правила поведения за столом во время еды.                         

Дид. игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: Формировать у детей представления об одежде, умение выполнять предметно-игровые действия.

Декабрь четвертая неделя

НОД «Научим куклу Машу умываться»

Цель: Продолжать формировать КГН, навыки здорового образа жизни. Закреплять знания детей о предметах туалета.

Дид. игра «Чистюли»

Цель: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Разучивание потешки «Водичка – водичка»

Январь вторая неделя

Ситуативная беседа «Как вести себя за столом» (ОБЖ)

Ежедневно

Сюж. рол. игра «Купание куклы Насти»

 Цель: Помочь детям создать игровую обстановку 

Дид. игра «Что нужно кукле»

Цель: Закреплять правильность выполнения КГН.

Январь третья неделя

Дид. игра «Накормим кукол»

 Цель: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, закрепить назначение посуды.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены.

Январь четвертая неделя

Беседа «Зачем нам мыло и вода?»

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Еженедельно

НОД «Приключение мыльного пузыря»

Цель: Формировать представление о мыле и его разновидностях.

Дид. упражнение «Сделаем лодочки»

Цель: Учить детей  последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Чтение стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное  слово»

Февраль первая неделя

Дид. упр. «Делаем причёску»

Цель: Учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом; развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре

Рисование «Отремонтируем расчески для кукол».

Цель: Закреплять знания и предметах личной гигиены.

Дид игра « Наши полотенца»

Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания:

Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом»

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Февраль вторая неделя

Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»;

НОД «Мы купаем куклу Лялю»

Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки, знакомить с предметами туалета

Дид. игра «Назови и расскажи»

Цель: Закреплять знание предметов гигиены и их использование.

Февраль третья неделя

Беседа «Как правильно мыть руки с мылом»

Еженедельно

НОД «Водичка - водичка»

Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки: учить намыливать ручки мылом и смывать их водой, пользоваться личным полотенцем.

Рисование «Раскрасим капельку»

Цель: Закреплять знания о пользе воды, учить аккуратно раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.

Дид игра «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Цель: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.

Сюжетная игра «Катя заболела»

Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр

                 

Февраль четвертая неделя

НОД «Чтобы быть здоровым»

Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Дидактическая игра «Кукла заболела»

Цель: Учить детей пользоваться носовым платком.

Дид. игра «Купание куклы»

Целиь: Учить объединять игры единым сюжетом, выполнять разнообразные игровые действия

                 

Март первая неделя

НОД «В гостях у Мойдодыра»

Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены

Дидактическая игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Дид. «Чистюли»

Цель: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Дид. упражнение «Носики-курносики»

Цель: Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком

                   

                     

Март вторая неделя

НОД: «Полосатые полотенца для лесных зверушек» (рисование).

Цель: Закрепление умений детей рисовать узоры из прямых линий на длинном прямоугольнике, используя ватные палочки

Беседа «Как устроено наше тело»

Цели:  Дать детям элементарные представления о себе как о человеке, о строении тела.

                          Март третья неделя

Итоговое развлечение для детей «Чистые ладошки»

Цель: Формировать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

                        Март четвертая неделя

Интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Содержание

  1

Познание

Беседы: «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом»;

Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий;

Экскурсия-наблюдение за умыванием детей средней группы

  2

Коммуникация

Рассматривание сюжетных картин «Мама купает ребенка»;

Рассматривание принадлежностей личной гигиены;

Игры ситуации;

Дидактические упражнения

  3

Чтение художественной литературы

К. Чуковский « Мойдодыр», «Федорино горе»;

Чтение стихов о культуре гигиенических навыков «Кто знает волшебное слово»; Сказка «Три медведя»; Потешки: «Водичка – водичка»

  4

Социализация

Дидактические упражнения «Делаем причёску», «Моем чисто руки и лицо»; Сюжетно-ролевые игры «В гости кукла к нам пришла», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»; Дидактические игры «Подбери предметы личной гигиены», «Назови действие»

  5

Труд

Самообслуживание, умывание и др.

  6

Безопасность

Ситуативная беседа «Как вести себя за столом»

  7

Музыка

Прослушивание песен о культуре гигиенических навыков

  8

 Художественное творчество

Рисование: «Раскрась капельку», «Отремонтируем расчески»; Лепка «Мыло для девочки чумазой»

   9

Физическая культура

Сюжетные комплексы общих развивающих упражнений

  10

Здоровье

Дидактические игры; Беседы по формированию культурно гигиенических навыков

3 этап – Заключительный

  1. Оценка проделанной работы с детьми.
  2. Самоанализ педагогической деятельности

3.  Развлечение «В стране чистых ладошек»

Список используемой литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.

3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.

4. К. Белая «Первые шаги». Москва 2002г.

5. Е.А.  Кудрявцева, М. А. Пермякова «Культурно-гигиенические и трудовые навыки»

6. Е.М.Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7». – М.: Просвещение,1991.

7. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение,1991.

8. Гурина И. В. «Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем». – СПб. 2007.

9. Г.А., Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». – М.: Просвещение, 1997.

Анализ проекта «Мы - чистюли»   

  У детей начали формироваться зачатки знаний о необходимости и пользе культурно-гигиенических навыков.

Повысился уровень культурно-гигиенических навыков (дети пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

   Повысился уровень навыков самообслуживания (при небольшой помощи взрослого дети самостоятельно раздеваются и одеваются, пользуются горшком, самостоятельно кушают.

   Дети замечают неполадки в своем внешнем виде и устраняют их самостоятельно или при небольшой помощи воспитателя.

   Родители приняли активное участие в жизни группы и формировании у детей культурно-гигиенических и навыков самообслуживания в домашних условиях.

Вывод:

   Вследствие реализации проекта у детей начала формироваться потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, вырабатывается привычка следить за своим внешним видом, развиваются культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки поведения за столом. Благодаря проведенной работе дети осознано могут ответить на вопрос «Почему надо мыть руки с мылом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник для детей второй младшей группы "День чистюль"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :  Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании. В знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей ...

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Краткосрочный проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "В мире чистюль"

Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно- гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания....

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...