Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет «Мы - чистюли»
проект (младшая группа)
Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к аккуратности, чистоте и порядку. Особое внимание надо уделять детям от 2 до 3 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет «Мы - чистюли» | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»
141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная д.7А
Телефон 8 (49624) 6-21-76
Проект
по формированию
культурно-гигиенических навыков
у детей 2-3 лет
«Мы - чистюли»
Воспитатель - Петрова Е.Л.
2020-2021 г.
Название проекта: «Мы - чистюли»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков
Актуальность: Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к аккуратности, чистоте и порядку. Особое внимание надо уделять детям от 2 до 3 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Цель проекта: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей представлений о правилах личной гигиены и осмыслению необходимости их соблюдения.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными, приучать следить за своим внешним видом.
- Познакомить с алгоритмом выполнения культурно – гигиенических навыков.
- Формировать навыки культурного поведения за столом;
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно - гигиенических навыков.
- Приобщить детей к здоровому образу жизни.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, здоровье-сберегающий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: Дети 1 мл. гр., воспитатель - Петрова Е.Л., родители.
Продолжительность проекта: октябрь 2020 г. - март 2021 г.
Гипотеза: Формирование культурно-гигиенических навыков-первый шаг к освоению детьми здорового образа жизни.
Объект проекта: Культурно-гигиенические навыки и умения детей
Обеспечение проекта:
Методическое: Педагогическая, методическая, детская художественная литература.
Диагностическое: Дидактический материал, иллюстрации, пособия
Материально-техническое: Сюжетные и дидактические игрушки, игры и материалы.
Развивающая среда: Соответствующие условия для формирования культурно-гигиенических навыков:
Интегрируемые виды деятельности:
- Игровая (сюжетные, дидактические, пальчиковые, игры-инсценировки);
- Познавательно-исследовательская (рассматривание иллюстраций, плакатов, наблюдения за объектами);
- Продуктивная деятельность (освоение культурно-гигиенических навыков);
- Коммуникативная (беседы, рассказы);
- Двигательная (пальчиковые, подвижные игры);
- Музыкально-художественная (слушание музыки, просмотры презентаций, мультфильмов, разучивание песен, потешек, стихов);
- Чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций);
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы по теме проекта
- Консультации:
- «Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
- «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
- «Как привить детям культурно гигиенические навыки»
- «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»,
3. Анкетирование в начале и в конце проекта.
4. Выставка литературы (художественной и методической).
5. Родительское собрание на тему: « Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
Ожидаемые результаты:
Овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:
- Дети самостоятельно моют руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирают лицо и руки полотенцем;
- Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых;
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
- Во время еды дети правильно держат ложку, кушают самостоятельно, аккуратно;
- При небольшой помощи взрослого, в определенном порядке снимают и правильно надевают одежду, обувь (расстегивают и застегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); аккуратно складывают снятую одежду;
- Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Анализ литературы и оснащение материально технической базы.
2 этап - Составление перспективного плана работы.
3 этап - Выполнение плана.
4 этап - Оценка результатов проделанной работы с детьми
5 этап - Развлечение для детей «Чистые ладошки»
Реализация проекта: 1 этап - Подготовительный
задачи | мероприятия | сроки | ожидаемый результат |
Определить цели и задачи проекта | Наблюдения за детьми, проведение мониторинга и выявление проблемы | Октябрь |
|
2 этап - Основной | |||
задачи | мероприятия | сроки | ожидаемый результат |
Сформировать у детей первоначальное представление о личной гигиене. | Беседы с детьми о правилах культуры гигиены, о поведении за столом | В течение года | У детей формируется потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни |
Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. | Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К.Г.Н. | В течение года | Вызвать у детей желание выглядеть чистыми и опрятными |
Учить внимательно, слушать, отвечать на вопросы по содержанию, формировать интерес к художественной литературе | Чтение художественной литературы в режимные моменты по теме проекта | В течение года | Вызвать желание подражать хорошему примеру положительных персонажей |
Развивать память, учить рассказывать небольшие стихи с выражением. | Рассказывание и разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков. | В течение года | Посредством стихов и потешек закрепить знания о пользе культурно-гигиенических процедур |
Закреплять и развивать к.г.н. и навыки самообслуживания в игре, учить выполнять простые игровые действия, подражая взрослым | Сюжетно - ролевые игры по теме проекта | В течение года | У детей появится потребность в закреплении культурно - гигиенических процедур с куклами или другими персонажами. |
Формировать интерес к книге, вызвать желание подражать положительному примеру | Оформить книжный уголок «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам» | февраль | У детей появится желание рассматривать книжки, обсуждать персонажей, пересказывать кратко знакомые события из книг |
Развивать интерес к просмотру мультфильмов по теме проекта | Просмотр мультфильмов по теме проекта | В течение года | Закрепляются понятия что хорошо и что плохо, как надо поступать и как нельзя. |
Учить рассматривать иллюстрации, замечать детали. | Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме | В течение года | Научить узнавать культурно-гигиенические процессы на картинках и называть их |
В игровой форме формировать культурно-гигиенические навыки | Игровые ситуации по соблюдению К.Г.Н. | В течение года | Развивается потребность в овладении и соблюдении навыков гигиены и опрятности в быту |
Формировать и закреплять знания о пользе культурно-гигиенических процедур | НОД по КГН. | В течение года | Развитие у детей познавательного интереса о здоровом образе жизни |
Развитие музыкального восприятия | Прослушивание и заучивание песен по теме проекта | В течение года | Развивается интерес к музыкальной деятельности, накапливается опыт музыкальных впечатлений |
Развитие художественного творчества | Рисование и лепка по теме проекта. | В течение года | Развиваются навыки изобразительной деятельности, мелкая моторика вызвать желание изображать гигиенические принадлежности |
Формировать у родителей интерес к сотрудничеству с МДОУ | Провести анкетирование для родителей по развитию у детей КГН. | Октябрь и Март | Вовлечь родителей в работу по реализации проекта |
План работы по формированию культурно-гигиенических навыков:
Содержание работы | Срок исполнения |
Сит. беседа «Как вести себя за столом» Цель: Формирование столового этикета | Ежедневно |
Дид. игра «Маша в гостях у детей» Цель: Приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом. Сюжетная игра «Уложим куклу спать» Цель: Помочь детям создать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия | Ноябрь первая неделя |
Дидактическое упражнение « Умоем куклу Катю» Цель: Закрепить последовательность умывания, названия гигиенических предметов. Сюж. игра «В гостях у куклы Маши» Цель: Учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены; активизировать речь детей; помогать детям налаживать взаимодействие в игре Дид. игра «Угостим кукол» Цель: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства. | Ноябрь третья неделя |
Чтение стихов и потешек о культуре гигиенических навыков. Разгадывание загадок. | Ежедневно |
Дид. игра «Чего не стало?» Цель: Развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены. Сюжетная игра «Стирка кукольного белья» Цели: Способствовать становлению сюжетно игры с куклами Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» | Декабрь первая неделя |
Дид. игра «Чистые ладошки» Цель: Формировать навыки личной гигиены. Учить детей последовательно мыть руки, Игровая ситуация «Купание куклы» Цель: Учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены; Чтение К Чуковский «Федорино горе» | Декабрь вторая неделя |
Чтение стихотворений о культуре гигиенических навыков | Ежедневно |
Дидактическая игра «Угостим кукол чаем» Цель: Учить правильно, ставить чайную посуду на стол (последовательность) Рассматривание картины «Мама купает ребенка» Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены; активизировать речь детей Дид. игра «Кукла идет на прогулку» Цель: Формировать у детей представления об одежде, умение выполнять предметно-игровые действия. | Декабрь третья неделя |
Просмотр мультфильмов и слушание песен по теме | Раз в неделю |
Дидактическая игра «Маша обедает» Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий; приучать к аккуратности; Рассматривание сюжетной картины «За обедом» Цель: Закреплять правила поведения за столом во время еды. Дид. игра «Кукла идет на прогулку» Цель: Формировать у детей представления об одежде, умение выполнять предметно-игровые действия. | Декабрь четвертая неделя |
НОД «Научим куклу Машу умываться» Цель: Продолжать формировать КГН, навыки здорового образа жизни. Закреплять знания детей о предметах туалета. Дид. игра «Чистюли» Цель: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Разучивание потешки «Водичка – водичка» | Январь вторая неделя |
Ситуативная беседа «Как вести себя за столом» (ОБЖ) | Ежедневно |
Сюж. рол. игра «Купание куклы Насти» Цель: Помочь детям создать игровую обстановку Дид. игра «Что нужно кукле» Цель: Закреплять правильность выполнения КГН. | Январь третья неделя |
Дид. игра «Накормим кукол» Цель: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, закрепить назначение посуды. Дидактическая игра «Чего не стало?» Цель: развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены. | Январь четвертая неделя |
Беседа «Зачем нам мыло и вода?» Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности. | Еженедельно |
НОД «Приключение мыльного пузыря» Цель: Формировать представление о мыле и его разновидностях. Дид. упражнение «Сделаем лодочки» Цель: Учить детей последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Чтение стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное слово» | Февраль первая неделя |
Дид. упр. «Делаем причёску» Цель: Учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом; развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре Рисование «Отремонтируем расчески для кукол». Цель: Закреплять знания и предметах личной гигиены. Дид игра « Наши полотенца» Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания: Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности. | Февраль вторая неделя |
Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»; НОД «Мы купаем куклу Лялю» Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки, знакомить с предметами туалета Дид. игра «Назови и расскажи» Цель: Закреплять знание предметов гигиены и их использование. | Февраль третья неделя |
Беседа «Как правильно мыть руки с мылом» | Еженедельно |
НОД «Водичка - водичка» Цель: Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки: учить намыливать ручки мылом и смывать их водой, пользоваться личным полотенцем. Рисование «Раскрасим капельку» Цель: Закреплять знания о пользе воды, учить аккуратно раскрашивать рисунки, не вылезая за контур. Дид игра «Научим Машу – растеряшу убирать вещи». Цель: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Сюжетная игра «Катя заболела» Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр |
Февраль четвертая неделя |
НОД «Чтобы быть здоровым» Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Дидактическая игра «Кукла заболела» Цель: Учить детей пользоваться носовым платком. Дид. игра «Купание куклы» Целиь: Учить объединять игры единым сюжетом, выполнять разнообразные игровые действия |
Март первая неделя |
НОД «В гостях у Мойдодыра» Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены Дидактическая игра «Мыльные перчатки» Цель: учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Дид. «Чистюли» Цель: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Дид. упражнение «Носики-курносики» Цель: Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком |
Март вторая неделя |
НОД: «Полосатые полотенца для лесных зверушек» (рисование). Цель: Закрепление умений детей рисовать узоры из прямых линий на длинном прямоугольнике, используя ватные палочки Беседа «Как устроено наше тело» Цели: Дать детям элементарные представления о себе как о человеке, о строении тела. | Март третья неделя |
Итоговое развлечение для детей «Чистые ладошки» Цель: Формировать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. | Март четвертая неделя |
Интеграция образовательных областей:
№ | Образовательные области | Содержание |
1 | Познание | Беседы: «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом»; Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий; Экскурсия-наблюдение за умыванием детей средней группы |
2 | Коммуникация | Рассматривание сюжетных картин «Мама купает ребенка»; Рассматривание принадлежностей личной гигиены; Игры ситуации; Дидактические упражнения |
3 | Чтение художественной литературы | К. Чуковский « Мойдодыр», «Федорино горе»; Чтение стихов о культуре гигиенических навыков «Кто знает волшебное слово»; Сказка «Три медведя»; Потешки: «Водичка – водичка» |
4 | Социализация | Дидактические упражнения «Делаем причёску», «Моем чисто руки и лицо»; Сюжетно-ролевые игры «В гости кукла к нам пришла», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»; Дидактические игры «Подбери предметы личной гигиены», «Назови действие» |
5 | Труд | Самообслуживание, умывание и др. |
6 | Безопасность | Ситуативная беседа «Как вести себя за столом» |
7 | Музыка | Прослушивание песен о культуре гигиенических навыков |
8 | Художественное творчество | Рисование: «Раскрась капельку», «Отремонтируем расчески»; Лепка «Мыло для девочки чумазой» |
9 | Физическая культура | Сюжетные комплексы общих развивающих упражнений |
10 | Здоровье | Дидактические игры; Беседы по формированию культурно гигиенических навыков |
3 этап – Заключительный
- Оценка проделанной работы с детьми.
- Самоанализ педагогической деятельности
3. Развлечение «В стране чистых ладошек»
Список используемой литературы:
1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.
2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.
3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.
4. К. Белая «Первые шаги». Москва 2002г.
5. Е.А. Кудрявцева, М. А. Пермякова «Культурно-гигиенические и трудовые навыки»
6. Е.М.Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7». – М.: Просвещение,1991.
7. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение,1991.
8. Гурина И. В. «Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем». – СПб. 2007.
9. Г.А., Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». – М.: Просвещение, 1997.
Анализ проекта «Мы - чистюли»
У детей начали формироваться зачатки знаний о необходимости и пользе культурно-гигиенических навыков.
Повысился уровень культурно-гигиенических навыков (дети пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
Повысился уровень навыков самообслуживания (при небольшой помощи взрослого дети самостоятельно раздеваются и одеваются, пользуются горшком, самостоятельно кушают.
Дети замечают неполадки в своем внешнем виде и устраняют их самостоятельно или при небольшой помощи воспитателя.
Родители приняли активное участие в жизни группы и формировании у детей культурно-гигиенических и навыков самообслуживания в домашних условиях.
Вывод:
Вследствие реализации проекта у детей начала формироваться потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, вырабатывается привычка следить за своим внешним видом, развиваются культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки поведения за столом. Благодаря проведенной работе дети осознано могут ответить на вопрос «Почему надо мыть руки с мылом?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник для детей второй младшей группы "День чистюль"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании. В знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей ...
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Краткосрочный проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "В мире чистюль"
Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно- гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания....
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...